Несмотря на определенные успехи в лечении и профилактике инфекционно-воспалительных осложнений (ИВО) хирургических вмешательств в полости рта (дентальная имплантация, цистэктомия, удаление 3-го моляра, синус-лифтинг), ИВО по-прежнему привлекают к себе пристальное внимание хирургов-стоматологов и имплантологов, так как влияют на исход операций [3, 9]. Выделяют общие и местные ИВО, которые могут развиваться как на этапах хирургических вмешательств, так и в отдаленном периоде [1, 4—7].
Среди многих причин, вызывающих ИВО хирургических вмешательств в полости рта, выделяют нарушения функционального состояния иммунной системы, определяющие течение и исход послеоперационного периода [1, 4, 10].
Для лечения ИВО традиционно используются антибиотики. С целью воздействия на иммунную систему человека применяют иммунотропные лекарственные препараты. Развившийся иммунный ответ регулируют цитокины — сложный комплекс эндогенных иммунорегуляторных молекул [8]. К группе естественных иммуномодуляторов относится суперлимф — комплекс естественных цитокинов. Препарат содержит интерлейкины (ИЛ) 1, 2, 6 и 8, фактор некроза опухоли (ФНО)-α, фактор ингибиции макрофагов, трансформирующий фактор роста-β. Суперлимф предназначен прежде всего для местного применения и является лекарственной формой рекомбинантного штамма непатогенных пекарских дрожжей, в генетический аппарат которых встроен ген человеческого ИЛ-2. Установлено, что препарат оказывает иммуномодулирующее, антиоксидантное, противомикробное и противовоспалительное действие [2].
Наша цель — изучение влияния комплексной терапии с использованием суперлимфа на клиническое течение ИВО хирургических вмешательств в полости рта.
Материал и методы
Под наблюдением находились 99 пациентов (48 мужчин и 51 женщина в возрасте от 21 года до 62 лет), которым были проведены следующие хирургические операции: цистэктомия, дентальная имплантация, синус-лифтинг, удаление 3-го моляра.
Пациенты были распределены методом случайной выборки на основную группу (48 человек), которая получала комплексную терапию с включением суперлимфа и антибиотиков, и контрольную (51 пациент), пролеченную антибиотиками.
Всем пациентам с целью лечения ИВО назначали антибиотики для перорального применения (цефтибутен, цефадроксил, цефаклор, амоксициллин + клавуланат, рокситромицин за 30 мин до операции и в течение 5 дней после операции). Пациентам основной группы, кроме того, орошали раствором суперлимфа (предварительно содержимое ампулы — 100 мкг растворяли в 2,0 мл 0,9% раствора натрия хлорида) зону хирургического вмешательства во время и после операции 1 раз в день в течение 5 дней [2].
Больные основной и контрольной групп были распределены на 4 подгруппы: в 1-ю подгруппу вошли пациенты, подготовленные к дентальной имплантации, во 2-ю — с ретенцией и дистопией 3-го моляра, в 3-ю — с радикулярной кистой, в 4-ю — с синус-лифтингом.
Материал исследования подвергнут статистической обработке с использованием программы STATISTICA. Частота клинических проявлений ИВО приведена в виде процента ко всей выборке. Сравнение частоты клинических симптомов проводилось по критерию Стьюдента после фи-преобразования данных. За критический уровень критерия принято значение, соответствующее достоверности при p=0,05.
Результаты и обсуждение
Динамическое наблюдение проводилось в течение 2 нед после операций дентальной имплантации, цистэктомии, удаления 3-го моляра, синус-лифтинга; учитывались следующие клинические признаки: отек мягких тканей лица; отек и гиперемия слизистой оболочки в области оперативного вмешательства; выраженность болевого синдрома; повышение температуры тела; увеличение и болезненность региональных лимфатических узлов.
В 1-й основной подгруппе на 3-й день после дентальной имплантации ИВО проявлялось в основном отечностью мягких тканей и слизистой оболочки в области послеоперационной раны. У половины больных выявлялись симптомы лимфаденита. Лечение антибиотиками и суперлимфом в основной подгруппе вызвало значительное уменьшение отечности тканей уже к 5-му дню после начала терапии. К 8-му дню после операции в основной подгруппе все клинические проявления ИВО полностью исчезли, тогда как при монотерапии антибиотиками у части больных в контрольной подгруппе сохранялись отек мягких тканей и увеличенные региональные лимфатические узлы.
Как видно из табл. 1,
Послеоперационный период при удалении 3-го моляра характеризуется наличием болевого синдрома, отеком мягких тканей и слизистой оболочки, гиперемией в области хирургического вмешательства, лимфаденитом. При операции удаления 3-го моляра на 3-и сутки отмечались следующие клинические проявления: боль в области послеоперационной раны — у 23%, отек мягких тканей — у 95,2%, отек слизистой оболочки в области послеоперационной раны — у 90%, гиперемия слизистой оболочки в области операционной раны — у 85%, повышение температуры тела — у 19%, региональный лимфаденит — у 33% пациентов.
На фоне комплексной терапии с включением суперлимфа ряд симптомов ИВО встречался реже или исчезал раньше, чем при традиционной терапии (табл. 2).
На 3-и сутки после операции цистэктомии боль в области послеоперационной раны отмечалась у 33% больных, отек мягких тканей — у всех пациентов, отек слизистой оболочки в области послеоперационной раны — также у всех, гиперемия слизистой оболочки в области операционной раны — у 95%, повышение температуры тела — у 23%, регионарный лимфаденит — у 57% пациентов.
В 3-й основной подгруппе у пациентов, получавших суперлимф, быстрее исчезали отек и гиперемия слизистой в области цистэктомии, чем в контрольной подгруппе (табл. 3).
После синус-лифтинга терапия с применением суперлимфа дала хороший клинический эффект: сократились сроки устранения отека, гиперемия слизистой оболочки в ротовой полости (табл. 4).
Таким образом, комплексная терапия с включением суперлимфа ИВО после хирургических вмешательств в полости рта способствовала сокращению продолжительности симптомов и сроков лечения в сравнении с таковыми в контрольной группе.
Известно, что фармакологический эффект суперлимфа заключается в преимущественном воздействии на нейтрофилы, моноциты/макрофаги и NK-клетки. Препарат регулирует миграцию фагоцитов в воспалительный очаг, усиливает поглощение лейкоцитами бактерий и их внутриклеточную гибель, повышает цитотоксические свойства макрофагов. Усиливая продукцию моноцитами/макрофагами ИЛ-1 и ФНО-α, суперлимф активирует механизмы как клеточного, так и гуморального иммунитета, стимулирует регенерацию слизистой оболочки полости рта. Суперлимф обладает также антиоксидантной активностью. Установлено наличие у препарата прямых противовирусных и антибактериальных свойств [2].
Сочетание антибиотиков с суперлимфом способствует повышению клинической эффективности терапии и сокращению сроков лечения. Благоприятный клинический эффект суперлимфа, вероятно, связан с иммуномодулирующим, антиоксидантным и противовоспалительным его действием при ИВО хирургических вмешательств в полости рта. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности использования суперлимфа при амбулаторных хирургических вмешательствах в полости рта в целях лечения и профилактики ИВО.