Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вавилова Т.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Рубцова О.Г.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия

Смирнова А.Д.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия

Самусенкова К.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия

Истракова А.С.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия

Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления

Авторы:

Вавилова Т.П., Рубцова О.Г., Смирнова А.Д., Самусенкова К.В., Истракова А.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(2): 102‑102

Просмотров: 1064

Загрузок: 38

Как цитировать:

Вавилова Т.П., Рубцова О.Г., Смирнова А.Д., Самусенкова К.В., Истракова А.С. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления. Российская стоматология. 2016;9(2):102‑102.
Vavilova TP, Rubtsova OG, Smirnova AD, Samusenkova KV, Istrakova AS. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(2):102‑102. (In Russ.)

Психоэмоциональный стресс — это неспецифический ответ организма, нарушающий его гомеостаз, в ответ на воздействие различных неблагоприятных стрессорных факторов — как физических, так и психологических [1]. Одним из таких воздействий является сдача экзамена (промежуточной аттестации). Психоэмоциональный стресс оценивают по определению степени напряжения отдельных мышечных групп, скорости простой и сложной сенсомоторной реакции, психологическим бланковым и проективным тестам. Также нередко измеряется уровень тревожности по Спилбергеру, который создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Однако предлагаемые методики, как правило, не учитывают метаболические изменения, развивающиеся в тканях и органах на момент стрессорного состояния. Обычно для оценки изменений органов и систем используется плазма крови, моча и в последнее время слюна, которая также выступает в качестве информативной биологической жидкости. Это объясняется тем, что в ней содержится большое количество белков, в том числе и ферментов, которые могут являться биомаркерами [2]. В качестве таких биомаркеров могут выступать количество отделяемой слюны и секреция α-амилазы, которая продуцируется околоушными и поднижнечелюстными слюнными железами. Выявлено, что при эмоциональном стрессе происходит увеличение содержания катехоламинов в крови [3]. Показано, что количество секрета слюнных желез и α-амилазы слюны коррелирует с уровнем адреналина в плазме крови. Адреналин изменяет концентрацию вторичного посредника 3’, 5’-цАМФ при передаче гормонального сигнала под воздействием стрессорных факторов. Ранее показано, что усиление активности симпатических сосудодвигательных нервов и снижение активности парасимпатической иннервации при стрессе сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы [4]. В качестве модели мы использовали экзамен по биохимии как фактор психоэмоционального стресса.

Цель исследования — оценить степень психоэмоционального стресса у студентов медицинского вуза во время сдачи экзамена по биохимии по показателям артериального давления, слюноотделения и активности α-амилазы.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 56 студентов разного возраста, из них 28 женщин и 28 мужчин. В зависимости от возраста все студенты были разделены на 3 группы. Первую группу (n=38) составили студенты в возрасте от 18 до 24 лет, вторая группа (n=10) была представлена студентами среднего возраста от 25 до 30 лет, в третью группу (n=8) были объединены студенты более старшего возраста в возрасте от 30 лет и выше. Стрессоустойчивость оценивали до и после экзамена путем определения ситуативной тревожности по Спилбергеру, состояние сердечно-сосудистой системы — путем измерения систолического и диастолического артериального давления, по количеству отделяемой слюны и активности слюнной α-амилазы.

Смешанную слюну получали методом сплевывания в стеклянные градуированные пробирки в течение 5 мин до промежуточной аттестации и после нее [2]. Скорость секреции определяли путем деления количества слюны на время получения секрета. Активность α-амилазы в смешанной слюне измеряли на полуавтоматическом биохимическом анализаторе BioChemSANTI с использованием реактивов фирмы «Вектор-Бест» (Россия) спектрофотометрическим методом. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием компьютерной программы Statistica-6 (для Windows, «StatSoft, Inc.», USA) с вычислением средних значений (М), среднеквадратичного отклонения (стандартного отклонения, m), а также корреляционного анализа (r). Анализ межгрупповых различий проводили с помощью теста Манна—Уитни. Различия считались достоверными при р≤0,05.

Результаты. Измерение артериального давления у студентов выявило, что максимальное систолическое давление как до, так и после окончания экзамена имело место в группе от 30 лет и выше у мужчин (136±8,98 мм рт.ст.) и женщин (136±3,75 мм рт.ст.). В то же время, в младшей возрастной группе от 18 до 24 лет на всех сроках исследования это повышение систолического давления было менее выраженным (женщины — 126±2,28 мм рт.ст.; мужчины — 127±3,52 мм рт.ст.). Помимо артериального давления у всех студентов, участвующих в исследовании, измеряли количество смешанной слюны. Установлено, что у студентов всех возрастных групп до экзамена скорость слюноотделения была в пределах физиологической нормы, а сразу после экзамена она понижалась от 0,17 до 0,29 мл/мин.

Синтез белков слюнных желез регулируется циклическим аденозинмонофосфатом, образующимся в результате взаимодействия адреналина с β-адренорецепторами. Мы измеряли активность α-амилазы-секреторного белка околоушных и поднижнечелюстных желез и установили, что под воздействием стрессорных экзаменационных факторов активность этого фермента менялась. Так, у 50% тестируемых наблюдалось повышение активности α-амилазы после экзамена и наиболее значимые сдвиги имели место у женщин всех возрастных групп.

Проведенный корреляционный анализ выявил положительную корреляцию между следующими параметрами: систола и диастола (r=0,465), количество выделяемой слюны до и после экзамена (r=0,765) и активностью α-амилазы до и после экзамена (r=0,610). Следует отметить, что одновременно наблюдалось повышение систолического давления и активности α-амилазы.

По результатам анкетирования повышенную реакцию на обстоятельства, которые невозможно изменить, имели 27% исследуемых, 39% опрашиваемых склонны все излишне усложнять. Из них 11% опрашиваемых для преодоления стресса используют деструктивные методы, такие как употребление алкоголя и табакокурение, а 35% — конструктивные методы борьбы со стрессовыми ситуациями, а именно сон, общение с друзьями, физические нагрузки, смена трудовой деятельности.

Вывод. Любое эмоциональное напряжение связано с повышением секреции адреналина. Стресс можно охарактеризовать такими показателями, как артериальное давление, пол, возраст и активность α-амилазы. Согласно нашим данным, более старшие возрастные группы значительно сильнее подвержены стрессорным воздействиям. Также были выявлены гендерные различия в реакции на психоэмоциональный экзаменационный стресс.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.