В настоящее время отмечается высокая распространенность вирусных и бактериальных болезней, борьба с которыми затруднена вследствие изменчивости возбудителей, быстрого развития резистентности к этиотропным препаратам, развившемуся тренду снижения иммунитета.
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают лидирующие позиции, около 80—90%. В РФ ежегодно регистрируется около 45 млн случаев гриппа и ОРВИ, из них 18 млн у детей [1—3]. Также сегодня встречаются более 20 различных возбудителей инфекционно-воспалительных заболеваний мочеполового тракта, среди которых практически равночастотно регистрируются как облигатные патогены, в том числе вирус герпеса, вирус папилломы человека, так и представители условно-патогенной микрофлоры и их ассоцианты [4]. По исследованиям ВОЗ, каждый год на планете регистрируется более 150 млн новых случаев урогенитальных инфекций (УГИ), что придает ситуации характер эпидемии. Не последнюю роль играет герпес- и папилломавирусная инфекция при заболеваниях слизистой оболочки полости рта и пародонта.
Исход патологического инфекционного процесса (бактериального, вирусного, протозойного, грибкового) является результатом своего рода соревнования между защитными механизмами хозяина и патогеном. Хронизация болезни сопровождается уменьшением производства гуморальных факторов, нарушениями иммунного гомеостаза, истощением иммунокомпетентных клеток. Терапия может быть неэффективной и при применении современных этиотропных агентов [5].
Интерфероны (ИФН) — белковые молекулы, синтезирующиеся клетками в ответ на проникновение чужеродного агента. Несколько видов интерферонов различаются молекулярным строением и особенностями иммунотропного действия. ИФН применяются более 30 лет в клинической практике [6, 7]. Важное положительное качество препаратов ИФН — их естественность для человеческого организма, что является залогом низкой токсичности и возможности применения у детей [8].
Цель исследования — обоснование применения препаратов интерферонов в стоматологической практике на основе изучения литературных данных о применении неинъекционных препаратов интерферона с учетом их воздействия на иммунную систему, включая критическую оценку мнения о возможной индукклиниции аутоиммунных реакций.
Результаты. Как свидетельствуют данные литературы, противовирусная защита посредством интерферонов 1-го типа (α, β) осуществляется благодаря экспрессии соответствующих генов. Установлено, что при этом не столько нарушается проникновение вируса в клетку, сколько нарушается трансляция вирусной РНК. Также запускается апоптоз инфицированных клеток [6]. Более того, отмечено участие ИФН в цитокиновых реакциях, индукция выработки ФНО-α, ИЛ-1, -6, -18 и других противовоспалительных факторов. Воздействие ИФН в организме усиливает фагоцитарную активность, экспрессию антигенов HLA-системы, активность Т-хелперов, цитотоксических Т-лимфоцитов, естественных киллеров [4—10].
Одна из основных задач интерферонотерапии в стоматологической практике состоит в том, чтобы «поместить» действующую дозу ИФН именно в очаг воспаления, таким образом, снижая дозировку и возможность развития нежелательных реакций. Инъекционное применение ИФН в высоких дозах (вирусные гепатиты) влечет развитие нежелательных явлений «цитокинового шока». Поступление экзогенного ИФН мобилизует противовирусную защиту быстрее, чем в случае естественных процессов, снижает интенсивность воспаления, сокращает сроки. При лечении ОРВИ и УГИ, не требующих столь высоких доз, назначение интраназальных и суппозиторных форм со сниженным содержанием рекомбинантного человеческого ИФН-α свело к минимуму побочные явления интерферонотерапии, сохранив эффективность клинически, иммунологически и вирусологически.
Также результаты других работ показывают, что, корректируя иммунные процессы в очаге воспаления, можно получить больший эффект, чем влияние на иммунокомпетентные клетки кровеносного русла. При местном воздействии презентация антигенов, фагоцитоз, лимфоцитарная цитотоксичность потенцируются [4, 5]. Поэтому логичным подходом к терапии вирусных инфекций, поражающих респираторный эпителий, стало интраназальное применение препаратов ИФН, обеспечивающих максимальный эффект в месте развития инфекционного процесса и благодаря этому предотвращающих ОРВИ на самых ранних стадиях. В случае лечения инфекционно-воспалительных заболеваний предпочтительным является местное использование интерферонсодержащих препаратов, например, суппозиториев для ректального или вагинального применения.
Наиболее современным российским препаратом ИФН-α в лекарственной форме суппозитории для ректального и вагинального введения является комплексный препарат Генферон, производимый отечественной биотехнологической компанией «Биокад». Помимо интерферона они содержит аминокислоту таурин, оказывающую выраженное антиоксидантное, репаративное и метаболическое действие, а также местный анестетик бензокаин, эффективно купирующий болевой синдром, весьма характерный для пациенток, страдающих хроническими УГИ.
В стоматологической практике рекомендовано местное применение интерферона лейкоцитарного, который назначают в виде раствора сухого порошка в дистиллированной воде (1000 ЕД в 2 мл). Наносят на слизистую оболочку путем аппликаций или ингаляторно. На одну ингаляцию используют 3 ампулы, которые растворяют в 10 мл дистиллированной воды комнатной температуры. Обработку слизистой оболочки проводят 2 раза в сутки с интервалом не менее 1—2 ч. Для лечения гингивитов вирусной природы используют мазевую форму, содержащую интерферон.
А.И. Булгаковой и соавт. [6] предложено и запатентовано средство для лечения воспалительных заболеваний пародонта, которое в качестве действующих веществ содержит интерферон альфа и пробиотик — бактисубтил, а в качестве вспомогательных веществ — карбонат кальция, каолин, натрий-карбоксиметилцеллюлозу и очищенную воду при определенном соотношении компонентов. Показана высокая эффективность препарата при лечении обострений хронического пародонтита. Он также характеризуется пролонгированным действием, хорошо фиксируется на деснах и равномерно распределяется на слизистой поверхности. Это открывает перспективы для создания новых лекарственных форм интерферона для местного применения. Назначая терапию неинъекционными формами интерферона, лечащий врач часто вынужден сталкиваться с мифами о высокой частоте побочных явлений интерферонсодержащих препаратов, в частности — возникновении аутоиммунных заболеваний у лиц, получавших интерферонотерапию при лечении респираторных вирусных заболеваний и УГИ. При донесении до пациентов информации о возможности данных осложнений, необходимо учитывать, что развитие аутоиммунных заболеваний возможно у пациентов, получавших терапию инъекционным интерфероном в больших дозировках длительное время (несколько месяцев и более) при комплексном лечении хронических вирусных заболеваний и онкопатологии, Терапия неинъекционными препаратами при лечении ОРВИ и УГИ характеризуется значительно меньшими дозами препарата и длительностью применения [1, 2, 5].
Необходимо учитывать, что возникновение аутоиммунных болезней может быть связано с инфицированием организма инфекционными агентами, у которых антигенные детерминанты, или эпитопы, имеют сходство с антигенами нормальных тканей. Причиной развития аутоиммунной реакции также может стать срыв иммунологической толерантности при нарушении целостности гисто-гематических барьеров, которые в норме отделяют некоторые органы и ткани от иммунной системы [4, 5, 10].
Именно поэтому своевременное и адекватное лечение инфекционной патологии, приводящее к снижению длительности и интенсивности патологического процесса, непосредственно влияет на уменьшение частоты аутоиммунных осложнений в постинфекционном периоде [4].
Вывод. Сегодня значимое место в лечении инфекционных заболеваний заняли интерферонсодержащие препараты. Ранее использование интерферонов сдерживалось недостаточной переносимостью и неудобством форм, в настоящее время их можно применять широкому кругу пациентов, в том числе у детей и у беременных женщин (с 13-й недели). Мнение о развитии аутоиммунных осложнений вследствие применения неинъекционных интерферонсодержащих препаратов в настоящее время не подтверждается результатами исследований о безопасности препаратов и напрямую зависит от своевременности и адекватности проводимой терапии. Препараты интерферонов создают высокую концентрацию активного вещества непосредственно в очаге воспаления, проявляют активность по отношению к основным возбудителям вирусных заболеваний. В сочетании с возможностью проведения иммунокоррекции, достоверной безопасностью и простотой применения вышеописанные свойства позволяют включить неинъекционные формы интерферонов в состав схем терапии воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.