В 1928 г. Melkersson описал больного с рецидивирующим парезом лицевого нерва и стойким отеком губ. В 1931 г. Rosenthal отметил третий симптом этого заболевания — складчатый язык. В 1949 г. Lucher предложил заболевание, характеризующееся невритом лицевого нерва, отеком лица и складчатым языком именовать синдромом Мелькерссона—Розенталя. Однако на триаду симптомов, типичных для данного синдрома, еще в 1901 г. указал русский невропатолог Г.И. Россолимо, поэтому многие дерматологи предлагают название «синдром Россолимо—Мелькерссона—Розенталя». Причины возникновения синдрома Россолимо—Мелькерссона—Розенталя (СРМР) окончательно не выяснены. СРМР рассматривается как полиэтиологическое заболевание, имеющее инфекционно-аллергическую природу. Это заболевание тесно связывают с саркоидозом, а также с ангионеврозом (нейродистрофией). Некоторые авторы придерживаются наследственной теории заболевания с вазомоторными расстройствами: первичным поражением лимфатического аппарата в области головы, что может вызвать гематогенное нарушение тока крови и лимфы, способствующее образованию отеков и гранулематозной лимфоплазмоцитарной реакции. К провоцирующим факторам относят термическую травму, хроническую трещину губ, перенесенные инфекционно-вирусные заболевания, употребление аллергенных продуктов и медикаментов. Патогенез заболевания до конца не изучен, однако авторы считают, что в основе заболевания лежат нарушения иннервации и трофики губ, активизация латентной вирусной инфекции, наличие клеточной сенсибилизации к стафилококковым антигенам и ангионевроз с развитием резкого лимфостаза в тканях губы. Распространенность и частота СРМР не зависят от пола. Чаще возникает в периоде от 16—17 до 35—55 лет (75—80% больных). При возникновении заболевания пациент отмечает увеличение одной или обеих губ, припухлость языка, нарушение речи, мимики, затруднение приема пищи.
Болезнь СРМР, как правило, начинается внезапно. За несколько часов отекает чаще одна губа. Со временем отек не исчезает, даже после проведенного лечения. Первыми признаками болезни могут быть боли в лице по типу невралгии, затем может развиться паралич лицевого нерва, который постепенно проходит. Позже заболевание приобретает хроническое течение с периодами ремиссии и рецидивов. С годами периоды рецидивы возникают чаще и протекают более длительное время, что приводит к изменению психики. Для СРМР характерны три основных симптома: отек одной или обеих губ (может быть и одной из щек), паралич лицевого нерва, складчатый язык. Характерная триада — стойкая припухлость лица, чаще губ, рецидивирующий неврит лицевого нерва и отечно-складчатый язык — встречается не более чем у 20—30% больных. Основную группу (70—80%) составляют больные с моно- и двусимптомными проявлениями (макрохейлит или макрохейлит в сочетании с невритом лицевого нерва или складчатым языком).
Дифференциальную диагностику проводят с однотипными заболеваниями: отек Квинке, гемангиома, лимфангиома, абсцесс губы, фурункул губы. Лечение СРМР представляет определенные трудности и включает консервативное, хирургическое и нетрадиционное. Из консервативных средств используют кортикостероидные препараты (преднизолон), антибиотики широкого спектра действия, противомалярийные препараты (хингамин) и десенсибилизирующую терапию. Однако симптоматика заболевания СРМР при консервативном лечении уходит очень медленно и вероятность возникновения рецидивов очень высока. Также возможно проведение нетрадиционного лечения — акупунктура в сочетании с сероводородными ваннами, а также гирудотерапия. Хирургическое лечение представляет собой иссечение части ткани губы. Местное лечение включает в себя тщательную санацию полости рта и ЛОР-органов, электрофорез с гепариновой мазью в сочетании с чередованием 10% раствора димексида — количество процедур, необходимое для клинического улучшения, не менее 10.
Цель исследования — изучение и анализ отдельного клинического случая СРМР и проведенного лечения.
Материал и методы. В клинику МГМСУ обратился пациент В. 23 лет с жалобами на эстетический дефект в виде увеличения в объеме верхней губы. Болен полгода. Свое состояние связывает с посещением бани, после чего на утро отекла верхняя губа и появилось онемение мягких тканей левой щеки. Был проведен опрос и тщательный осмотр пациента. После чего пациенту было рекомендовано проведение дополнительного метода исследования: аллергических проб на стафилококковый антиген и средства автомобильной химии.
Результаты. Считает себя больным около полугода, когда после посещения бани отекла верхняя губа и появился парез лицевого нерва в области щек слева. Пациент работает в автосервисе, и его работа связана со средствами автохимии. Ранее отмечал проявление аллергической реакции в виде сыпи на коже. Причины не выяснял и не лечился. По данным ранее проводимого обследования, анализы крови и мочи в пределах нормы. По заключению врача-терапевта, пациент практически здоров. При внешнем осмотре: конфигурация лица изменена за счет резкого отека верхней губы и пареза лицевого нерва в области левой щеки. Красная кайма верхней губы ярко гиперемирована, покрыта чешуйками, диагностируется несколько мелких трещин. При пальпации верхняя губа плотная, слегка болезненная.
При осмотре рта: зубы санированы, гигиеническое состояние неудовлетворительное, мягкий зубной налет и наддесневой зубной камень покрывает до 1/3 поверхности коронковой части всех зубов. УИГР по Грину—Вермиллиону равен 2,3 балла. Десна в области нижних центральных зубов гиперемирована, отечна, кровоточит при зондировании. Слизистая оболочка губ, щек, твердого и мягкого неба, дна полости рта бледно-розового цвета, умеренно увлажнена, язык выражено складчатый, отечный.
На основании анамнеза заболевания и клинического обследования поставлен предварительный диагноз: СРМР, хронический катаральный гингивит.
Результаты дополнительных методов исследования: аллергические пробы — выявлена повышенная чувствительность к лакокрасочным материалам.
На основании основных и дополнительных методов обследования поставлен окончательный диагноз — СРМР.
Было проведено лечение. Общее лечение. Кортикостероидная терапия: инъекции раствора дипроспана внутримышечно № 4. Антигистаминные препараты тавегил 0,001 по 1 таблетке 2 раза в день утром и вечером в течение 12 дней, поливитамины «Алфавит» 1—2 мес. Местное лечение. Проведено удаление зубных отложений ультразвуковым скаллером, полирование поверхностей зубов, аппликация мази метрогил-дента на слизистую оболочку десны. Проведена коррекция индивидуальной гигиены. Даны рекомендации по гигиене полости рта. На красную кайму губ наложена аппликация запатентованной сложной мази по Н.Д. Брусениной на 15 мин. Рекомендовано проведение аппликации этой мази 3 раза в день после приема пищи.
При осмотре через 3 нед: красная кайма губ розового цвета, явления хейлита и трещины отсутствуют; гигиеническое состояние рта удовлетворительное, УИГР по Грину—Вермиллиону равен 1,3 балла. При пальпации — верхняя губа безболезненная, плотная, сохраняется значительное увеличение верхней губы в объеме. Пациент категорически отказался от дальнейшего применения кортикостероидов в виде инъекций или приема внутрь. Учитывая неэффективность проведенного лечения, пациент был направлен на кафедру челюстно-лицевой и пластической хирургии для консультации по поводу хирургического лечения.
Была проведена операция — продольное клиновидное иссечение верхней губы по типу Labium duplex с положительным исходом.
Под эндотрахеальным наркозом произведено продольное клиновидное иссечение избытков ткани верхней губы до нормализации ее анатомических размеров. Рана ушита послойно vicril 4.0, на слизистую оболочку prolen 4.0. Фиксирована асептическая давящая повязка. Швы сняты на 7—8-е сутки. Рана зажила первичным натяжением. Через 1 мес на повторном приеме — красная кайма губы розового цвета, без признаков хейлита, нормальных размеров, безболезненная при пальпации.
Рекомендовано: ограничение посещения бани, приема продуктов с выраженными аллергическими свойствами. Ограничение контакта со средствами автохимии. Регулярная обработка губ гигиенической помадой.
В течение года рецидива не наблюдалось.
Вывод. Учитывая торпидность заболевания, недостаточную эффективность консервативного лечения, применение хирургического лечения является методом выбора.