Биоценоз полости рта может включать в состав около 700 видов микроорганизмов, находящихся между собой в состоянии динамического равновесия [1]. Нормальная микрофлора — это обязательный участник множества различных физиологических процессов, протекающих в организме хозяина, влияющий на состояние иммунной системы [2]. Основными представителями нормальной микрофлоры являются аэробы и анаэробы, это — кокковые формы, непатогенные коринебактерии, бифидобактерии, бактероиды, лактобактерии и др., кроме того, выделяют группу пародонтопатогенов, к ним относятся: Bacteroides melaninogenicus, Porphyromonas gingivalis, Prevotella intermedia, Tannerella forsythensis, Treponema denticola Peptostreptococcus micros, Bacteroides forsythus, Bacteroides intermedius, Actinomyces naeslundii, а также Actinibacillus actinomicitemcomitans, дрожжеподобные грибы и микоплазмы, нейссерии и др. [3].
В результате дисбаланса между облигатной микрофлорой и иммунной защитой организма, активации условно-патогенной, а также присоединения патогенной микрофлоры развивается воспалительный процесс в пародонте [4]. При этом отмечается дисбактериоз, выраженность которого соответствует степени тяжести поражения пародонта [5].
Для ликвидации воспаления применяются различные средства (антисептики, антибиотики, глюкокортикоиды, анальгетики, фитопрепараты), действующие не только на патогенные микроорганизмы, но и на представителей нормальной микрофлоры, что ведет к таким осложнениям, как дисбактериоз и развитие грибковой инфекции, появлению резистентности микроорганизмов и сенсибилизации организма [6].
Поэтому на сегодняшний день поиск методов и средств для коррекции микробиоценоза при воспалительных заболеваниях пародонта является актуальным. Бактериотерапия с помощью пробиотических микроорганизмов является одним из них [7].
Известно [8], что лактобактерии продуцируют антибактериальные вещества, такие как перекись водорода, лактоцидин, лактолин и кроме того, стимулируют иммунную систему, способствуя синтезу иммуноглобулинов и выработке лизоцима. В связи с этим использование микробных биопрепаратов, действующим началом которых является нормальная микрофлора с высокими антагонистическими и ферментативными свойствами, является перспективным направлением в лечении и профилактике заболеваний пародонта [9].
Цель работы — изучение динамики микробного пейзажа придесневой области десны у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом при использования пробиотиков в лечении пародонтита.
Материал и методы. Всего обследованы 24 человека трудоспособного возраста с диагнозом «хронический генерализованный пародонтит легкой и средней степени тяжести». Пациенты были разделены на 2 условные группы в зависимости от выбранного лечения. Основную группу составили 12 человек, которым в комплексное лечение пародонтита включали пробиотик эуфлорин. Инстилляции данным препаратом проводили из шприца с мягкой насадкой после снятия зубных отложений (с помощью ультразвуковых скейлеров и механических инструментов), кюретажа и обработки пародонтальных карманов антисептиками (0,05% раствором хлоргексидина). В группу сравнения вошли 12 пациентов, которым также снимали зубные отложения и проводили кюретаж, но пародонтальные карманы орошали только 0,05% раствором хлоргексидина, инстилляции с пробиотиками не проводились. При этом курс лечения в амбулаторных условиях поликлиники этих пациентов с легкой степенью пародонтита составил 3 процедуры, а пациентов со средней степенью тяжести заболевания — 5 процедур. Всем пациентам были даны рекомендации по рациональной гигиене полости рта.
Оценка состояния пародонта у всех обследуемых пациентов проводилась по индексам: Silness-Loe (1963); Podshadley, Haley (1968); Green, Vermillion (1964); Mihlemann и Son (1971); РМА (1960); CPITN (1980).
Диагноз пародонтита верифицировался рентгенологическим методом.
Микробиологическое исследование придесневой области у пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта проводилось в лаборатории БУЗ УР «Республиканского кожно-венерологического диспансера МЗ УР». Для микробиологического анализа содержимое пародонтальных карманов и придесневой области забирали стерильным стоматологическим зондом, после чего материал переносился на транспортную среду СОРАN и передавали в лабораторию в течение 48 ч. В лаборатории доставленный материал высевали на дифференциально-диагностические среды: стафилококковый агар, среда Сабуро, среда Эндо, 5% колумбийский агар, лактоагар, 5% кровяной агар.
Посевы аэробов инкубировали в термостате при 37 °C в течение 24—48 ч, посевы анаэробов культивировали при 37 °C в термостате Don WhitleyAnaerobic Workstation с использованием сухих газогенерирующих пакетов Анаэрогаз.
По окончании инкубации производили подсчет колоний, выросших на чашках. Идентификацию выросших микроорганизмов проводили согласно приказу № 535 от 22 апреля 1985 г. «Об унификации микробиологических (бактериологических) методов исследования, применяемых в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений», для идентификации анаэробных микробов использовали АНАЭРО тесты 23 (Pliva Lachema).
Степень обсемененности оценивалась в баллах по методу С. Бонсор и соавт. [9]. Так, если рост бактерий происходил в области источника и во второй области, то образец получал оценку в 2 балла, в трех областях — 3 балла и т. д., максимум до 5 баллов.
Для характеристики частоты встречаемости отдельных видов и биоценоза в целом использовали показатель постоянства С (Э.Е. Романенко, 2003).
Микробиологическую оценку состояния полости рта у обследованных пациентов проводили до назначения лечебных мероприятий, спустя 1 нед и спустя 3 мес после их проведения.
Все цифровые показатели подвергали статистической обработке с помощью стандартного пакета прикладных программ Statistica 6.0 при помощи методов непараметрической статистики.
Результаты. В результате микробиологических исследований установлено, что сразу после лечения высокая степень микробной обсемененности в придесневой области у пациентов в основной группе не выявлялась, в то время как в группе сравнения отмечалась в 2,4%. Спустя 3 мес в основной группе степень обсемененности в придесневой области в 1—2 балла имела место в 90,6% случаев, в то время как в группе сравнения — в 69,2%. Кроме того, в основной группе почти в 2,5 раза была ниже выявлена микробная высеваемость в 4—5 балла, чем в группе сравнения (6,3 и 15,4%). Через 6 мес наблюдалась схожая картина в обеих группах, степень обсемененности в 1—2 балла составляла 90,9—97,1%.
При оценке в динамике наблюдения встречаемости отдельных видов микрофлоры установлено, что в основной группе на протяжении всего исследования патогенная микрофлора присутствует в составе добавочной или случайной, кроме того через 1 нед после лечения отмечается отсутствие представителей добавочной флоры и наличие представителей только основной и случайной. В то время как в группе сравнения через 1 нед после лечения и через 6 мес, в составе основной микрофлоры появляется Enterococcus faecalis, что говорит о выраженном дисбиозе придесневой области. Кроме того, на протяжении наблюдения основная группа всегда представлена Lactobacillus spp. как основной флорой, тогда как в группе сравнения Lactobacillus spp. присутствует только в составе добавочной.
Вывод. Таким образом, нами установлено, что применение пробиотиков в комплексном лечении пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом снижает степень микробной обсемененности придесневой области и позволяет изменить микробный пейзаж данного биотопа в лучшую сторону.