Заболевания органов дыхательной системы у детей школьного возраста занимают лидирующее место и являются социально-значимой проблемой. Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и может стать причиной расстройств умственного и физического развития. Снижение резистентности организма к инфекции, общая слабость, бледность кожных покровов являются клинической характеристикой людей с аденоидными разрастаниями в носоглотке, затрудняющими носовое дыхание. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка и к развитию зубочелюстных аномалий. Сочетанная патология органов дыхания и зубочелюстных аномалий соответствует названию «челюстно-лицевые аномалии и деформации, вызванными функциональными нарушениями», согласно Международной классификации болезней.
По данным проведенного нами в 2015 г. эпидемиологического стоматологического обследования населения Кемеровской области по методике ВОЗ, распространенность сочетанной патологии зубочелюстной и дыхательной систем составляет 58% обследованных разных возрастных категорий.
Эффективными и доступными средствами профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, связанных с нарушением дыхания, являются функциональные аппараты (трейнеры и миобрейсы). Их применяют в период активного роста и развития зубочелюстной системы: у девочек в возрасте 7—12 лет, у мальчиков — в 7—14 лет, когда можно скорректировать положение челюстей относительно друг друга за счет усиления роста нижней челюсти и сдерживания роста верхней. Применение комплекса упражнений лечебной дыхательной гимнастики способствует успешной коррекции нарушения дыхания у детей. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью самых разных сфер жизни, и ортодонтия не является исключением. Бесспорно, инновационный подход, программное обеспечение пациента доступной информацией, а также безопасное сокращение сроков лечения и получение стабильного результата приобретают все бо́льшую значимость и актуальность в современном мире. Важную роль играет интеграция врача-ортодонта, родителей и пациента.
Цель исследования — оптимизация качества ортодонтической помощи путем внедрения в практику комплексного подхода к профилактике и лечению зубочелюстных аномалий, включающего применение функциональных аппаратов и наглядной, информативной интерактивной презентации базы данных «Дыхательная гимнастика».
Материал и методы. Обследованы 26 пациентов в возрасте 7—14 лет, имеющих в анамнезе заболевания органов дыхательной системы. Были выявлены следующие аномалии зубочелюстной системы: дистальная окклюзия у 15 (57,7%) человек; глубокая резцовая окклюзия — у 7 (26,9%); вертикальная дизокклюзия — у 4 (15,4%) человек. Пациентам с дисфункцией носового дыхания назначено ношение функциональных аппаратов и дыхательные упражнения, предложенные им в виде интерактивной презентации. В период активного ношения аппарата проведено анкетирование пациентов и их родителей по срокам адаптации, продолжительности болевых ощущений, степени дискомфорта, полезности проведения дыхательной гимнастики, удовлетворенности сроками лечения и его конечным результатом. Особенностью данного исследования является внедрение и использование разработанной нами интерактивной презентации базы данных «Дыхательная гимнастика» (Свидетельство о государственной регистрации № 2014621136 от 13.08.2014). Пациенты и их родители были подробно проинструктированы по использованию данной методики в зависимости от возраста и степени выраженности патологии. Для каждого ребенка план лечения определялся индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального статуса. В целях профилактики рекомендовалось использовать специализированные гигиенические средства, регулярно проводилась фтортерапия, назначались курсы препаратов кальция, комплекс витаминов.
Результаты. Данные анкетирования пациентов и их родителей, анализ моделей челюстей и рентгенограмм в начале и по окончанию лечения подтверждают высокую эффективность разработанного нами комплексного подхода: у всех пациентов нормализовано положение отдельных зубов, получены плотные окклюзионные контакты, устранено ротовое дыхание. В процессе исследования, при анкетировании пациенты и их родители отметили следующие преимущества: дети заинтересованы в выполнении дыхательных упражнений, используя интерактивную базу данных «Дыхательная гимнастика», выявили коррекцию дисфункций дыхания и глотания, миофункциональных нарушений, улучшение речевой артикуляции, сокращение сроков ортодонтического лечения. Пациенты и их родители довольны достигнутым результатом лечения: улучшена эстетика лица, восстановлена симметрия и пропорциональность лица.
На основании клинической картины, результатов лечения и анкетирования были отмечены преимущества использования функциональных аппаратов: профилактика развития тяжелых форм зубочелюстных аномалий на ранней стадии путем направленного действия на рост челюстей; комфорт и простота использования трейнеров: рекомендовано ношение не менее 2 часов днем и на ночь; улучшение речевой артикуляции; редкие визиты к ортодонту — 1 раз в 3 мес; возможность проводить профилактику кариеса и заболеваний пародонта; сокращение сроков лечения; простота манипуляций врача.
Недостатки применения трейнеров и миобрейсов: выпадение аппарата из полости рта в ночное время в первые дни, болезненность в области зубов при приеме пищи на ранних этапах адаптации. Данные неудобства временны, их нивелирование происходит в течение первой недели ношения аппарата.
Считаем целесообразным внедрение разработанного нами комплексного подхода к лечению зубочелюстных аномалий в практическое здравоохранение с целью улучшения качества оказания ортодонтической помощи населению.
Вывод. В сменном прикусе и в начальном периоде постоянного прикуса зубочелюстная система находится в стадии роста и формирования, поэтому своевременное устранение симптомов деформации может обеспечить нормализацию роста челюстей в дальнейшем. Немаловажно вовремя распознать формирование сочетанной патологии зубочелюстной и дыхательной систем. Необходимо проводить профилактические мероприятия и диагностировать патологию для улучшения стоматологического здоровья школьников. Полученные нами результаты подтверждают актуальность исследуемой проблемы. В результате применения упражнений интерактивной презентации базы данных «Дыхательная гимнастика» в сочетании с ношением функциональных аппаратов происходит ускорение процесса лечения аномалий, восстановление нарушенных функций, минимизируется риск возникновения рецидивов, так как большая часть пациентов может регулярно выполнять упражнения по коррекции состояния своей зубочелюстной системы, соблюдая рекомендации специалистов, делая упражнения в показанном данному пациенту количестве.