Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ющук М.В.

Кафедра пропедевтической стоматологии

Сухова Т.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Российская Федерация

Московец О.Н.

Кафедра факультетской хирургической стоматологии и имплантологии Московского государственного медико-стоматологического университета;
Научно-исследовательский медицинский стоматологический институт, Москва

Состояние стоматологического и психологического здоровья студентов медицинского высшего учебного заведения

Авторы:

Ющук М.В., Сухова Т.В., Московец О.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(1): 72‑73

Просмотров: 337

Загрузок: 8

Как цитировать:

Ющук М.В., Сухова Т.В., Московец О.Н. Состояние стоматологического и психологического здоровья студентов медицинского высшего учебного заведения. Российская стоматология. 2016;9(1):72‑73.
Juschuk MV, Suhova TV, Moskovets ON. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(1):72‑73. (In Russ.)

Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием в обучении. На состояние здоровья студентов (и стоматологическое) влияют многие факторы, в том числе высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания и т. п. [1, 2]. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению стоматологического здоровья населения, особенно у подростков и молодежи [3]. Воспалительные заболевания пародонта встречаются у 40—58% студентов вуза [4, 5]. Нередко проводимое лечение оказывает кратковременное действие, поэтому необходимо искать новые подходы к профилактике этих заболеваний [6]. Известно, что недостаток серотонина влияет на состояние здоровья и настроение, а также состояние пародонта [7, 8]. Поэтому для коррекции психологического состояния студентов мы использовали БАД Ольхон Золотой с серотонином, рекомендованную ФГБУ «НИИ Питания» РАМН и Российским обществом врачей восстановительной медицины.

Цель исследования — выявление зависимости между стоматологическим, микробиологическим статусом студентов, их психоэмоциональным состоянием и коррекция выявленных нарушений.

Материал и методы. Проведено стоматологическое обследование 135 студентов 3-го курса МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Средний возраст обследованных 20,13±0,6 года. 72 студентам дополнительно проведены психологические и микробиологические исследования. Стоматологическое состояние оценивали с помощью индексов OHI-s (1964), РНР (1968), РМА в модификации Parma (1960). При проведении молекулярно-генетических исследований содержания пародонтопатогенов в области зубодесневой борозды проводили с помощью набора реактивов Мультидент-5. Психологическое обследование проводили с использованием тестов: «Самочувствие, Активность, Настроение» (САН) (Доскин В.А. и соавт., 1973); Спилбергера—Ханина — для определения уровней тревожности, Бека — для выявления депрессии [9]. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью t-критерия Стьюдента и пакета программ Statistica. Повторное комплексное обследование проведено через 21 день.

Результаты. По результатам стоматологического обследования у 46 из 135 обследованных студентов выявили наличие хронического гингивита (K05.1 по МКБ-10). Нами были отобраны 72 студента (девушек — 60%, юношей — 40%), которым провели дополнительные комплексные исследования. Студентов разделили на две группы. В течение 21 дня они принимали капсулы, одинаковые по форме и цвету, содержащие или БАД с серотонином, или витамин С. Вероятность попадания в контрольную подгруппу была 50:50. В 1-й группе 34 человека принимали серотонин, во 2-й группе — 38 человек принимали витамин С. В дальнейшем в зависимости от уровня депрессии каждую группу разделили на 2 подгруппы: с депрессией 1а и 2а по 15 человек, без депрессии подгруппы 1б и 2б — 19 и 23 студента соответственно. На первичном стоматологическом осмотре 2 (5,8%) студента из 1-й группы и 6 (15,8%) человек из 2-й группы предъявили жалобы на неприятный запах изо рта и чувство дискомфорта в полости рта. Состояние гигиены полости рта, оцененное с помощью индекса OHI-s зубного налета, у всех студентов 1-й группы и 34 (89,5%) из 38 пациентов 2-й группы соответствовало хорошему и удовлетворительному уровню. При этом хороший уровень гигиены наблюдался у 26 (76,5%) студентов 1-й группы и 19 (50,0%) человек 2-й группы (р=0,021). Во 2-й группе неудовлетворительный уровень гигиены отмечен у 4 (10,5%) человек, а зубные камни были выявлены у 2 (5,3%) человек. Средние значения общего индекса OHI-s в группах составили 0,55±0,13 и 0,88±0,29 балла и соответствовали хорошему и удовлетворительному уровню гигиены полости рта. Эти данные были также подтверждены с помощью индекса эффективности гигиены полости рта (РНР), который позволил выделить по 3 человека в каждой группе с отличным уровнем гигиены; 17 (47,1%) и 16 (42,1%) человек с хорошим; 14 (38,2%) и 12 (31,6%) человек с удовлетворительным. Неудовлетворительный уровень гигиены отмечали только у 7 (18,4%) человек во 2-й группе. С помощью индекса РМА было показано, что 23 (67,6%) студента первой группы и 17 (44,7%) — из второй не имели воспалительных заболеваний десен, 10 (29,4%) и 15 (39,5%) студентов имели легкую степень тяжести гингивита, и только 1 (2,9%) человек 1-й группы и 6 (15,8%) человек 2-й группы имели среднюю степень тяжести гингивита при средних значениях индекса 5,62±3,98 и 8,46±4,61 баллов. Пародонтальные карманы у студентов не выявлены. Таким образом, у большинства обследованных студентов наблюдался удовлетворительный уровень гигиены при наличии признаков гингивита у трети студентов 1-й группы и половины 2-й группы.

По данным микробиологического исследования у большинства студентов констатировали нормальное состояние микробиоценоза полости рта. В подгруппе 1а нормальное состояние микробиоценоза (нормоценоз) выявлено только у 1/3 обследованных, а, соответственно, у 2/3 выявлен дисбиоз различной направленности. Из 66,7% пациентов с дисбиозом у 46,7% (7 человек) выявлен пародонтопатогенный вариант, у 13,4% (2 человека) — гемолитический вариант, у 6,7% (1 человек) — кандиозный. В подгруппе 1б нормальное состояние микробиоценоза отмечено у 68,4% студентов (16 человек), а у 31,6% (6 человек) выявлен дисбиоз: у 26,3% (5 человек) был пародонтопатогенный вариант и у 5,3% (1 человек) — кандидозный. В подгруппе 2а картина была идентичной подгруппе 1а. Нормоценоз выявлен только у 40% обследованных, а у 60% выявлен дисбиоз различной направленности: у 40% (6 человек) выявлен пародонтопатогенный вариант, у 13, 4% (2 человека) — гемолитический вариант, у 6,7% (1 человек) — кандиозный. В подгруппе 2б картина соответствовала выявленной в подгруппе 1б. Таким образом, можно сделать заключение, что у пациентов с депрессией существенно возрастает риск дисбиотических нарушений в полости рта, чаще всего в виде активации пародонтальной инфекции [10].

Всех студентов обучили проведению индивидуальной гигиены полости рта. Через 21 день от начала приема препарата, содержащего серотонин, и обучения гигиене полости рта, показатели стоматологического статуса студентов улучшились. Частота выявления пародонтопатогенных видов бактерий изменилась незначительно. В подгруппах 1а и 2а после 21-дневной терапии у студентов с депрессией риверсия не происходила. Выявленные нарушения носили стойкий характер, тогда как в подгруппах 1б и 2б после курса терапии риверсия в состояние нормоценоза наблюдалась у 16,6 и 20% соответственно. По результатам исходного психологического тестирования было выявлено наличие депрессивного состояния у 43% обследованных студентов. У девушек депрессия встречалась в 2 раза чаще. В подгруппах 1а и 2а у студентов кроме повышенных показателей депрессии (14,86±3,8 и 13,13±3,27) выявлены высокие уровни личностной тревожности (ЛТ). Они превышали 50 баллов и были статистически достоверно выше, чем в подгруппах без депрессии (1б и 2б), а также выше показателей реактивной тревожности (РТ) (44,29±7,61 и 43,6±8,93).

У большинства студентов были снижены показатели самочувствия, активности и настроения. В 1а подгруппе эти показатели были снижены у 80% обследованных, во 2а подгруппе — у 87%, тогда как в 1б и 2б подгруппах эти показатели были снижены только у 32 и 48% студентов соответственно. Через 21 день от начала приема препарата, содержащего серотонин, и обучения гигиене полости рта, в подгруппах с депрессией (1а и 2а) показатели уровня депрессии стали ниже исходных значений на 38,1 и 17,4% соответственно. В 1б подгруппе в этих условиях показатель уровня депрессии понизился на 26,6%, тогда как во 2б подгруппе он вырос на 45,4%. Показатели самочувствия, активности и настроения у студентов повысились во всех группах, а РТ снизились, однако эти изменения были достоверно незначимыми. ЛТ не изменилась. Нами установлена корреляционная зависимость между стоматологическими показателями и индивидуально-психологическими характеристиками студентов. Коэффициенты корреляции между активностью студентов и уровнем гигиены (PHP) были равны r=0,6, а зубным налетом (OHI-Sз.н.) — r=0,73.

Вывод. Проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих прием БАД, содержащих серотонин, и/или другие витамины, и направленных на коррекцию стоматологического статуса и психоэмоционального состояния человека, позволит снизить риск развития заболеваний пародонта.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.