Ющук М.В.

Кафедра пропедевтической стоматологии

Сухова Т.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Российская Федерация

Московец О.Н.

Кафедра факультетской хирургической стоматологии и имплантологии Московского государственного медико-стоматологического университета;
Научно-исследовательский медицинский стоматологический институт, Москва

Состояние стоматологического и психологического здоровья студентов медицинского высшего учебного заведения

Авторы:

Ющук М.В., Сухова Т.В., Московец О.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(1): 72‑73

Просмотров: 320

Загрузок: 7

Как цитировать:

Ющук М.В., Сухова Т.В., Московец О.Н. Состояние стоматологического и психологического здоровья студентов медицинского высшего учебного заведения. Российская стоматология. 2016;9(1):72‑73.
Juschuk MV, Suhova TV, Moskovets ON. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(1):72‑73. (In Russ.)

Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием в обучении. На состояние здоровья студентов (и стоматологическое) влияют многие факторы, в том числе высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания и т. п. [1, 2]. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению стоматологического здоровья населения, особенно у подростков и молодежи [3]. Воспалительные заболевания пародонта встречаются у 40—58% студентов вуза [4, 5]. Нередко проводимое лечение оказывает кратковременное действие, поэтому необходимо искать новые подходы к профилактике этих заболеваний [6]. Известно, что недостаток серотонина влияет на состояние здоровья и настроение, а также состояние пародонта [7, 8]. Поэтому для коррекции психологического состояния студентов мы использовали БАД Ольхон Золотой с серотонином, рекомендованную ФГБУ «НИИ Питания» РАМН и Российским обществом врачей восстановительной медицины.

Цель исследования — выявление зависимости между стоматологическим, микробиологическим статусом студентов, их психоэмоциональным состоянием и коррекция выявленных нарушений.

Материал и методы. Проведено стоматологическое обследование 135 студентов 3-го курса МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Средний возраст обследованных 20,13±0,6 года. 72 студентам дополнительно проведены психологические и микробиологические исследования. Стоматологическое состояние оценивали с помощью индексов OHI-s (1964), РНР (1968), РМА в модификации Parma (1960). При проведении молекулярно-генетических исследований содержания пародонтопатогенов в области зубодесневой борозды проводили с помощью набора реактивов Мультидент-5. Психологическое обследование проводили с использованием тестов: «Самочувствие, Активность, Настроение» (САН) (Доскин В.А. и соавт., 1973); Спилбергера—Ханина — для определения уровней тревожности, Бека — для выявления депрессии [9]. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью t-критерия Стьюдента и пакета программ Statistica. Повторное комплексное обследование проведено через 21 день.

Результаты. По результатам стоматологического обследования у 46 из 135 обследованных студентов выявили наличие хронического гингивита (K05.1 по МКБ-10). Нами были отобраны 72 студента (девушек — 60%, юношей — 40%), которым провели дополнительные комплексные исследования. Студентов разделили на две группы. В течение 21 дня они принимали капсулы, одинаковые по форме и цвету, содержащие или БАД с серотонином, или витамин С. Вероятность попадания в контрольную подгруппу была 50:50. В 1-й группе 34 человека принимали серотонин, во 2-й группе — 38 человек принимали витамин С. В дальнейшем в зависимости от уровня депрессии каждую группу разделили на 2 подгруппы: с депрессией 1а и 2а по 15 человек, без депрессии подгруппы 1б и 2б — 19 и 23 студента соответственно. На первичном стоматологическом осмотре 2 (5,8%) студента из 1-й группы и 6 (15,8%) человек из 2-й группы предъявили жалобы на неприятный запах изо рта и чувство дискомфорта в полости рта. Состояние гигиены полости рта, оцененное с помощью индекса OHI-s зубного налета, у всех студентов 1-й группы и 34 (89,5%) из 38 пациентов 2-й группы соответствовало хорошему и удовлетворительному уровню. При этом хороший уровень гигиены наблюдался у 26 (76,5%) студентов 1-й группы и 19 (50,0%) человек 2-й группы (р=0,021). Во 2-й группе неудовлетворительный уровень гигиены отмечен у 4 (10,5%) человек, а зубные камни были выявлены у 2 (5,3%) человек. Средние значения общего индекса OHI-s в группах составили 0,55±0,13 и 0,88±0,29 балла и соответствовали хорошему и удовлетворительному уровню гигиены полости рта. Эти данные были также подтверждены с помощью индекса эффективности гигиены полости рта (РНР), который позволил выделить по 3 человека в каждой группе с отличным уровнем гигиены; 17 (47,1%) и 16 (42,1%) человек с хорошим; 14 (38,2%) и 12 (31,6%) человек с удовлетворительным. Неудовлетворительный уровень гигиены отмечали только у 7 (18,4%) человек во 2-й группе. С помощью индекса РМА было показано, что 23 (67,6%) студента первой группы и 17 (44,7%) — из второй не имели воспалительных заболеваний десен, 10 (29,4%) и 15 (39,5%) студентов имели легкую степень тяжести гингивита, и только 1 (2,9%) человек 1-й группы и 6 (15,8%) человек 2-й группы имели среднюю степень тяжести гингивита при средних значениях индекса 5,62±3,98 и 8,46±4,61 баллов. Пародонтальные карманы у студентов не выявлены. Таким образом, у большинства обследованных студентов наблюдался удовлетворительный уровень гигиены при наличии признаков гингивита у трети студентов 1-й группы и половины 2-й группы.

По данным микробиологического исследования у большинства студентов констатировали нормальное состояние микробиоценоза полости рта. В подгруппе 1а нормальное состояние микробиоценоза (нормоценоз) выявлено только у 1/3 обследованных, а, соответственно, у 2/3 выявлен дисбиоз различной направленности. Из 66,7% пациентов с дисбиозом у 46,7% (7 человек) выявлен пародонтопатогенный вариант, у 13,4% (2 человека) — гемолитический вариант, у 6,7% (1 человек) — кандиозный. В подгруппе 1б нормальное состояние микробиоценоза отмечено у 68,4% студентов (16 человек), а у 31,6% (6 человек) выявлен дисбиоз: у 26,3% (5 человек) был пародонтопатогенный вариант и у 5,3% (1 человек) — кандидозный. В подгруппе 2а картина была идентичной подгруппе 1а. Нормоценоз выявлен только у 40% обследованных, а у 60% выявлен дисбиоз различной направленности: у 40% (6 человек) выявлен пародонтопатогенный вариант, у 13, 4% (2 человека) — гемолитический вариант, у 6,7% (1 человек) — кандиозный. В подгруппе 2б картина соответствовала выявленной в подгруппе 1б. Таким образом, можно сделать заключение, что у пациентов с депрессией существенно возрастает риск дисбиотических нарушений в полости рта, чаще всего в виде активации пародонтальной инфекции [10].

Всех студентов обучили проведению индивидуальной гигиены полости рта. Через 21 день от начала приема препарата, содержащего серотонин, и обучения гигиене полости рта, показатели стоматологического статуса студентов улучшились. Частота выявления пародонтопатогенных видов бактерий изменилась незначительно. В подгруппах 1а и 2а после 21-дневной терапии у студентов с депрессией риверсия не происходила. Выявленные нарушения носили стойкий характер, тогда как в подгруппах 1б и 2б после курса терапии риверсия в состояние нормоценоза наблюдалась у 16,6 и 20% соответственно. По результатам исходного психологического тестирования было выявлено наличие депрессивного состояния у 43% обследованных студентов. У девушек депрессия встречалась в 2 раза чаще. В подгруппах 1а и 2а у студентов кроме повышенных показателей депрессии (14,86±3,8 и 13,13±3,27) выявлены высокие уровни личностной тревожности (ЛТ). Они превышали 50 баллов и были статистически достоверно выше, чем в подгруппах без депрессии (1б и 2б), а также выше показателей реактивной тревожности (РТ) (44,29±7,61 и 43,6±8,93).

У большинства студентов были снижены показатели самочувствия, активности и настроения. В 1а подгруппе эти показатели были снижены у 80% обследованных, во 2а подгруппе — у 87%, тогда как в 1б и 2б подгруппах эти показатели были снижены только у 32 и 48% студентов соответственно. Через 21 день от начала приема препарата, содержащего серотонин, и обучения гигиене полости рта, в подгруппах с депрессией (1а и 2а) показатели уровня депрессии стали ниже исходных значений на 38,1 и 17,4% соответственно. В 1б подгруппе в этих условиях показатель уровня депрессии понизился на 26,6%, тогда как во 2б подгруппе он вырос на 45,4%. Показатели самочувствия, активности и настроения у студентов повысились во всех группах, а РТ снизились, однако эти изменения были достоверно незначимыми. ЛТ не изменилась. Нами установлена корреляционная зависимость между стоматологическими показателями и индивидуально-психологическими характеристиками студентов. Коэффициенты корреляции между активностью студентов и уровнем гигиены (PHP) были равны r=0,6, а зубным налетом (OHI-Sз.н.) — r=0,73.

Вывод. Проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих прием БАД, содержащих серотонин, и/или другие витамины, и направленных на коррекцию стоматологического статуса и психоэмоционального состояния человека, позволит снизить риск развития заболеваний пародонта.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.