Куман О.А.

ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия

Самигулина К.А.

ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия

Пломбы с цветным компонентом в качестве «байт-кода» перепрограммирования родителей детей дошкольного возраста

Авторы:

Куман О.А., Самигулина К.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(1): 62‑62

Просмотров: 371

Загрузок: 3

Как цитировать:

Куман О.А., Самигулина К.А. Пломбы с цветным компонентом в качестве «байт-кода» перепрограммирования родителей детей дошкольного возраста. Российская стоматология. 2016;9(1):62‑62.
Kuman OA, Samigulina KA. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(1):62‑62. (In Russ.)

Кариес временных зубов — ранний детский кариес (РДК, Early Childhood Caries) — входит в число самых распространенных медицинских проблем детей первых лет жизни и является проблемой для здравоохранения во всем мире. В настоящее время весьма актуальным является поиск как высокоэффективных способов профилактики раннего детского кариеса, так и эффективных способов лечения, способствующих формированию у ребенка позитивного отношения к посещению стоматолога. Поскольку кариозные поражения (за исключением начальных форм) являются необратимыми, существует положительная взаимосвязь между возрастом и индексом интенсивности кариеса (КПУ). На протяжении детства и юношества й прирост заболеваемости кариесом имеет четыре пика — на 4, 8, 11 и 18-й годы. Большинство стоматологических заболеваний не излечиваются в результате разового и даже многократного посещения стоматолога, диагностируемые однажды в любом возрасте с разной степенью активности могут продолжаться практически всю жизнь. Больше половины всех кариозных заболеваний занимает кариес дентина. Это говорит о быстром течении кариеса в детском возрасте, снижении уровня гигиены за счет недостаточной мотивированности на собственное здоровье и психологические особенности каждого возрастного периода. Одной из причин данной проблемы является недостаточная информированность родителей о факторах риска, что влечет за собой снижение мотивации к контролю развития зубочелюстной системы ребенка и формированию здорового образа жизни в семье. Отношение родителей к клинической ситуации ребенка — надежный индикатор их заботы о нем, чем точнее осуществляется врачом-стоматологом детским экспресс-диагностика родителя, тем вероятнее успешность взаимодействия с ним и применения конкретных приемов установления контактов. Чтобы перепрограммировать родителя следует объективизировать проблему ребенка, т. е. сделать ее доказательной в расчете на родителя. Выявлены психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека, взаимосвязь между эмоциональной сферой, типом темперамента и предпочитаемым личностью цветом. Некоторые стоматологи недостаточно работают на восприятие родителя, что, возможно, определяет недостаток времени (20—30 мин на одного ребенка), знаний о психолого-педагогических приемах или личностный тип темперамента.

Цель исследования — обосновать выбор пломб с цветным компонентом в качестве «байт-кода» для перепрограммирования родителей к контролю факторов риска развития кариеса и сохранения стоматологического здоровья.

Материал и методы. Действия врача-стоматолога детского на приеме направлены на способы доказательности проблем в полости рта у ребенка родителю — это визуализация и вербализация, что занимает достаточно много времени и терпения. Если позаимствовать компьютерную терминологию (байт-код — способ записи программы в виде специального промежуточного кода, выполняемого программой-интерпретатором), то выбор пломбы с цветным компонентом может стать таким «байт-кодом». Для того чтобы программа, созданная для одной процессорной архитектуры (ребенок), запустилась на другой (родитель), необходимо ее перетранслировать, т. е. создать версию именно для нужной архитектуры процессора. При использовании байт-кода эта проблема разрешается автоматически — естественно, в том случае, если для каждой процессорной архитектуры есть свой интерпретатор. В чем преимущество «байт-кода» перед тем способом, когда интерпретатор (врач-стоматолог) работает непосредственно с текстом команды (вербализация)? Во-первых, мы получаем в итоге меньше потраченного времени и слов на убеждения и объяснения родителям (в компьютерной программе — спрятанный текст, гораздо меньше места на жестком диске). Во-вторых, работа с «байт-кодом» требует от родителя быстрее понимать мотивацию к контролю развития зубочелюстной системы ребенка и формированию здорового образа жизни в семье (работа с байт-кодом требует от компьютера меньшего количества памяти и происходит быстрее, чем разбор текста программы).

Объектом исследования стали 208 респондентов (родителей детей дошкольного возраста), никак не связанных и не знакомых друг с другом (случайных прохожих на улицах и в торговых центрах Тюмени) и 17 врачей-стоматологов Тюмени и Тобольска. Методом прямой субъективной оценки, в виде опросника, где был задан 1 вопрос для врачей: «Как вы относитесь к постановке пломб с цветным компонентом у детей дошкольного возраста?» 9 (52,9%) врачей ответили «отрицательно, не предлагаю из-за низкой эстетики», 5 врачей (29,4%), ответили: «Положительно, часто предлагаю родителям, как пломбы, которыми мы пытаемся заинтриговать детей и мотивировать на дальнейшее позитивное лечение» и 3 (17,6%) врача дали ответ, что пломба с цветными блестками помогает мотивировать родителей к контролю здоровья зубов и сохранения здоровья ребенка в целом. Родителям был задан вопрос «Предлагали ли вашему ребенку дошкольного возраста цветные пломбы на стоматологическом приеме?» Варианты ответов:

А) Нет, не предлагали — выбрали 150 (72,1%) родителей

Б) Да, предлагали, согласились, чтоб было интересней — выбрали 23 (11%) родителя

В) Да, предлагали, согласились, чтоб контролировать состояние полости рта — выбрали 17 (8,2%) родителей

Д) Да, предлагали, отказались — выбрали 18 (8,7%) родителей

Результаты. Проведенный опрос среди 17 врачей-стоматологов Тюмени и Тобольска показал, что только 3 (17,6%) врача используют пломбу с цветными блестками в комплексном лечении кариеса зубов в качестве «байт-кода» для перепрограммирования родителей к контролю здоровья зубов и сохранения здоровья ребенка в целом с обязательной постановкой на диспансерный учет. Положительный ответ 5 (29,4%) врачей, как пломбы, которыми пытаются заинтриговать детей и мотивировать на дальнейшее позитивное лечение выявляет, и субъективное позитивное отношение врача-стоматолога к цвету, к выбору пломбировочного материала в соответствии с возрастом и типом темперамента ребенка или родителя. При выстраивании, в соответствии ранжирования, первое место заняли врачи-стоматологи детские (52,9%), ответившие отрицательно (т.е. не предлагаю из-за низкой эстетики), могли зеркально отражать субъективное представление о цвете, в соответствии собственного типа темперамента, предполагая строгую оценку и контроль своей деятельности на сегодняшний день, без планирования создания условий перепрограммирования к контролю родителями сохранения стоматологического здоровья ребенка. По результатам опроса родителей выявлено, что родители, кому врач-стоматолог детский не предлагал пломбы с цветным компонентом, также составили наибольшую группу (72,1%), второе место заняла группа родителей (11%) по варианту ответа «предлагал за интерес», третье место определили родители (8,2%), согласившиеся с установкой врача-стоматолога детского контролировать состояние полости рта, что выявляет прямую связь с результатами опроса врачей-стоматологов детских. Также при ранжировании общей группы респондентов по ответам была выделена группа родителей дошкольников (8,7%), категорически отказавшихся от предложения поставить пломбу с цветными блестками, чтобы заинтриговать детей и мотивировать на дальнейшее позитивное лечение.

При сравнительном анализе показателей ответов врачей-стоматологов и респондентов по отношению к выбору пломбы с цветным компонентом сохранилась общая тенденция динамики изучаемого отношения к клинической ситуации в полости рта у ребенка, характерной как для группы врачей-стоматологов детских, так и родителей.

Последнее позволяет уже на данном этапе проведенных исследований говорить о соответствующих особенностях различных типов родителей и соответствующих методах установления терапевтического союза троих «врач—родитель—ребенок» для мотивации к сохранению стоматологического и собственного здоровья в целом.

В группу родителей, составившую 27,9% (соответственно 11% по варианту ответа «предлагал за интерес», 8,2% согласившиеся с установкой врача-стоматолога детского контролировать состояние полости рта и 8,7% давших категорический отказ), по нашему мнению, были отнесены тревожные, мнительные и сомневающиеся типы родителей. Объединяющим критерием в отношении родителя к участию в системном контроле кариесогенной ситуации в полости рта у ребенка можно определить тип темперамента, того родителя кто был на приеме у врача или, кто будет выполнять все рекомендации врача-стоматолога детского в домашней обстановке. В данной ситуации пломба с цветным компонентом является тем самым «байт-кодом», который запускает программу перепрограммирования родителя на выполнение соглашения «Союза Трех», так как цвета пломб с цветным компонентом России и зарубежные аналоги соответствуют восьмицветовому тесту швейцарского психолога М. Люшера. Большинство родителей на первых позициях выбирают четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующих четырем типам темперамента (соответственно холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), а серый, фиолетовый, коричневый и черный — на последние позиции.

В реализации перепрограммирования родителя-холерика красный «байт-код» в полости рта у ребенка поможет преодолевать жизненные препятствия, способствовать укреплению решительности, развитию бойцовых качеств, повышению выносливости к контролю факторов риска развития кариеса и сохранения стоматологического здоровья.

В реализации перепрограммирования родителя сангвиника желтый «байт-код» — полная надежд изменчивость, желание освободиться от какого-то конфликта, стремления, стремления вперед, к новому, стимулирует деятельность мозга, вызывает у человека интеллектуальный интерес к окружающему миру, что будет способствовать контролю факторов риска развития кариеса и сохранения стоматологического здоровья ребенка.

В реализации перепрограммирования родителя-флегматика зеленый «байт-код» — физиологическое состояние «эластичной напряженности», что выражается в целеустремленности и упорстве человека, его деятельной воле. Включая в себя определенную часть синего цвета, зеленый выражает постоянство, твердость выполнения контроля факторов риска развитию кариеса и сохранения стоматологического здоровья ребенка.

В реализации перепрограммирования родителя меланхолика синий «байт-код» — означает спокойствие, довольство. Предпочтение синего цвета свидетельствует о потребности в эмоциональном покое, что способствует проведению контроля факторов риска развитию кариеса и сохранения стоматологического здоровья ребенка.

С ребенком с 5 лет врачу надо советоваться с учетом типа темперамента, а если пациент маленький, разговаривать надо с родителем, однако периодически внимательно смотреть на ребенка.

Вывод. Учитывая высокую распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей дошкольного возраста принцип комплексного лечения особо актуален. Возможность влияния на различные звенья патогенеза, при выполнении лечебно-профилактических мероприятий. совместное взаимодействие «врач—родитель—ребенок» позволит добиться снижения показателей. Активное участие цветного «байт-кода» способствует с учетом типа темперамента реализации перепрограммированию родителя к контролю факторов риска развитию кариеса и сохранения стоматологического здоровья ребенка.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.