Парафункции жевательных мышц занимают важное место среди стоматологических заболеваний ввиду трудностей в диагностике и лечении, чрезвычайно разнообразной и сложной клинической картины. Их симптомы привлекают врачей разного профиля: отоларингологов, стоматологов, неврологов, психологов и психиатров. По тяжести клинических проявлений ведущее место среди всех парафункций занимает бруксизм [1—3]. В разных возрастных группах частота этого заболевания широко варьирует, но наибольший удельный вес всех случаев обращений по поводу бруксизма встречается среди молодых пациентов. Его частота у 20—30-летних больных отделения ортопедической стоматологии составила около 25,9% [2]. Этиология заболеваний жевательных мышц остается часто не выясненной, поскольку отсутствуют объективные диагностические методы для быстрого распознавания этих заболеваний [1, 2]. Одни авторы значительную роль в возникновении бруксизма отводят нарушению окклюзии в виде преждевременных и препятствующих контактов зубов, деформации зубных рядов. Другие полагают, что бруксизм имеет центральный генез и его этиология в основном связана со стрессом и психическим статусом индивидуума [3—10]. Проблема заболеваний психогенного характера приобретает в наши дни большую актуальность, поэтому все больше авторов полагают, что бруксизм сильнее связан со стрессом и психическим статусом, чем с окклюзионными нарушениями [1—3, 6—8]. При этом важную роль в его возникновении играют не столько внешние психические факторы, сколько внутреннее психоэмоциональное состояние и личностные психические особенности [3, 7]. Поскольку мнения об этиологии бруксизма противоречивы, до сих пор не определена значимость психологических факторов риска в возникновении данного заболевания у лиц молодого возраста.
Цель исследования — изучение индивидуально-психологических личностных особенностей молодых лиц, страдающих бруксизмом.
Материал и методы. Индивидуально-психологические особенности личности изучались у 47 лиц с бруксизмом в возрасте от 19 до 25 лет (24 мужчины и 23 женщины). Для диагностики различных клинических форм бруксизма (ночной, дневной или сочетанный бруксизм) проводилось анкетирование с помощью вопросника А. Жахангирова, состоящего из 62 вопросов. После обработки анкет все пациенты были разделены на две группы: с дневной (1-я группа) и сочетанной (2-я группа) формами бруксизма. Пациентов с ночным бруксизмом оказалось всего трое и они были исключены из исследования ввиду не возможности статистической обработки результатов такой выборки. Группу сравнения (3-я группа) составили 22 добровольца в возрасте от 19 до 25 лет (11 мужчин и 11 женщин), у которых не было проявлений бруксизма. Психологическое тестирование включало опросник ИТО+ (исследование индивидуально-типологических особенностей), который предназначен для оценки психического здоровья, который является расширенным вариантом опросника ИТО Л.Н. Собчик (1997). Результаты психодиагностического исследования оценивались по 10-балльной стандартной шкале. При обработке данных использовалась статистическая программа SPSS-16. Были проведены дискриптивный (описательный) анализ, сравнительный анализ с использованием критериев Манна—Уитни для двух независимых выборок и Краскела—Уоллиса для трех и более независимых выборок, факторный анализ.
Результаты. Нами обнаружено, что выше среднестатистических показателей в первой группе (лица с дневным бруксизмом) находятся следующие типологические особенности: тревожность (7,58 балла), дезадаптация (7,97 балла), депрессия (7,03 балла), конфликтность (7,18 балла), конформизм (7,84 балла). Ниже нормы располагаются значения следующих шкал: спонтанность (3, 81 балла), стеничность (3,21 балла), лидерство (3,00 балла), социабельность (3,24 балла). Надо отметить, что выше приведенные показатели попадают в зоны «выше или ниже среднего». Исходя из вышесказанного, при дневном бруксизме к особенностям психологического статуса относятся: повышенная тревожность, депрессивность, астеничность. Тревожность является устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. На фоне повышенной депрессивности и астеничности все это приводит к снижению социально-психологической адаптации. В межличностных контактах часто проявляется неэффективное и неконструктивное поведение: конфликтность, агрессивность, враждебность и озлобленность. У обследованных 2-й группы в рамках методики ИТО+ определяется тенденция к проявлению дезадаптации (7,89 баллов) и внутреннего конфликта (5,53 балла). Ниже нормы располагается значение шкалы «социабельность» (3,16 балла). Исходя из выше изложенного, наибольшие сдвиги от нормы обнаруживаются в 1-й группе (дневной бруксизм) на фоне относительного психического благополучия остальных групп. При этом достоверные различия (сравнительный анализ с применением критерия Краскела—Уоллиса) фиксируются по многим шкалам: стеничность (С=8,37; p<0,05), сенситивность (С=8,91; p<0,05), лидерство (С=9,15; p<0,05), конфликтность (С=9,89; p<0,05), конформизм (С=11,90; p<0,01), дисбаланс разнонаправленных тенденций (С=10,11; p<0,05). Также отмечаются тенденции к депрессии, интраверсии и тревожности. Это значит, что у лиц с дневным бруксизмом по ним определяются статистические значимые отличия от других групп.
Вывод. Психологическими личностными особенностями, характерными для лиц обеих групп с дневной и сочетанной формами бруксизма (по опроснику ИТО+), являются тенденция к дезадаптации и снижение уровня социабельности. Оптимальный подход при обследовании лиц молодого возраста, страдающих бруксизмом, должен быть основан на подробном сборе анамнестических данных и тщательном обследовании не только стоматологами, но и психологами и психотерапевтами для выявления «фоновых» психических состояний и свойств личности для коррекции резких отклонений специальными методами.