Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нарчаев М.А.

Кафедра терапевтической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Меджидов М.Н.

Кафедра терапевтической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Сравнительная оценка эффективности применения оптимизированной электронной истории болезни и этапы ее внедрения в работу врача-стоматолога

Авторы:

Нарчаев М.А., Меджидов М.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2015;8(4): 4‑10

Просмотров: 596

Загрузок: 10


Как цитировать:

Нарчаев М.А., Меджидов М.Н. Сравнительная оценка эффективности применения оптимизированной электронной истории болезни и этапы ее внедрения в работу врача-стоматолога. Российская стоматология. 2015;8(4):4‑10.
Narchaev MA, Medzhidov MN. The comparative assessment of the effectiveness of the application of an optimized electronic case record and its introduction into the practical work of the dental practitioner. Russian Journal of Stomatology. 2015;8(4):4‑10. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat2015844-10

Вопрос внедрения в работу врача-стоматолога стоматологической управляющей информационной системы (СУИС) стал очень актуален в последние годы, когда правительство РФ взяло курс на информатизацию здравоохранения. Как следствие, был разработан и вступил в силу первый национальный стандарт в области медицинской информатики — «Электронная история болезни. Общие положения» [1]. Позже необходимость внедрения современных информационных систем и систем электронного документооборота была закреплена в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [2]. Для руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) важно разобраться в большом количестве СУИС, представленных на сегодняшний день. В отсутствие должных исследований в оценке нового продукта и спешке при его внедрении вместо ожидаемого упрощения работы может произойти обратный эффект. Следовательно, руководитель должен спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть при внедрении, и разработать пошаговую тактику перехода.

Для освоения работы с электронной документацией сотрудник ЛПУ должен иметь определенный уровень компьютерной грамотности. Учитывая, что степень владения компьютером различна у врачей-стоматологов, мы считаем необходимым определить у них ее исходный уровень, что выявит сотрудников, не нуждающихся в компьютерных курсах, и даст возможность разработать для остальных индивидуальные программы обучения. Все это снизит временные и финансовые затраты на переход к электронной истории болезни.

Хотим отметить, что при наличии программ по повышению уровня владения компьютером врачебного персонала [3] осталась неосвещенной тема определения исходного уровня этих знаний. Существующие тесты для определения компьютерной грамотности не предназначены для врачей-стоматологов и поэтому не могут дать объективную оценку их знаниям для вышеуказанных целей.

Анализируя некоторые СУИС, популярные на сегодняшний день, а также проведя опрос пользователей, мы выявили неудобство их использования как полноценной замены бумажному документу [4]. По признаниям стоматологов, использующих электронные документы на приеме, неудобство их ведения и сложность программы часто приводят к несоответствию информации в компьютере реальной деятельности ЛПУ. Также нередки случаи ведения в клинике одновременно и электронной, и бумажной документации, что затягивает время ее обработки. Необходим способ проверки электронных систем регистрации, который позволит руководителю ЛПУ заранее определить, насколько оно оптимально для его сотрудников. Такое исследование позволит, с одной стороны, сэкономить время и финансы на поиск оптимальной СУИС, а с другой — заставит разработчиков более тщательно отнестись к вопросам удобства использования и прислушаться к требованиям практикующего врача-стоматолога.

Говоря о процедуре пошагового внедрения СУИС в работу врача-стоматолога, на сегодняшний день на этот счет не существует единого мнения, что и побудило нас предложить свой вариант.

На основании всего вышесказанного можно подчеркнуть, что в настоящее время отсутствуют СУИС, удовлетворяющие всем требованиям, предъявляемым к ним, нет единой процедуры определения уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов, не решена проблема проверки СУИС на удобство использования, не разработаны этапы замены бумажных документов на электронные. Все это явилось мотивом для проведения соответствующего исследования.

Целью настоящей работы явилась сравнительная оценка эффективности использования предложенного варианта и популярных на рынке СУИС с последующей разработкой этапов его внедрения в работу врача-стоматолога.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— оценка исходного уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов с помощью разработанных нами для этого тестов;

— сравнительная оценка эффективности применения оптимизированного авторского варианта и популярных на рынке СУИС с использованием предложенных нами тестов;

— усовершенствование этапов внедрения СУИС в работу врача-стоматолога.

Материал и методы

В процессе нашего исследования мы выделили проблемы, препятствующие массовому переходу ЛПУ на использование СУИС, связанные непосредственно с практикующим врачом: 1) компьютерная неграмотность врачей и обслуживающего персонала; 2) несовершенство программного обеспечения и технической поддержки; 3) несоответствие бланков СУИС установленным Минздравом Р.Ф. формам (медицинская карта, счет в кассу, наряд в лабораторию, лист лучевой нагрузки и др.).

Для решения этих проблем нами разработаны две тестовые компьютерные программы.

Первая программа для определения исходного уровня компьютерной грамотности врача-стоматолога1 составлена нами на базе Microsoft Excel 2013 [5]. База данных вопросов была составлена путем анализа существующих образовательных систем для операторов ЭВМ [5]. Тесты по основам информатики и вычислительной техники из 50 вопросов были подобраны таким образом, что результат тестирования достоверно определял пути проведения обучения специалиста. Тест удобен для восприятия, не громоздкий, и выполнение заданий не отнимает много времени. По его результатам в соответствии с уровнем компьютерной грамотности сотрудники были разделены по следующим группам:

γ — низкий уровень. Отсутствуют базовые навыки владения компьютером;

β — средний уровень. Есть базовые навыки владения компьютером. Опыта работы с электронной документацией нет;

α — высокий уровень. Значительный опыт работы с компьютером, в общем, и с электронной документацией, в частности.

Составляя вторую программу тестирования удобства использования существующих СУИС2, мы основывались на исследовании, проведенном ранее в США для существующих на тот момент систем [4, 6].

Для тестирования наиболее распространенных на сегодняшний день СУИС с официальных сайтов были загружены их демо-версии:

1. Компьютерная программа для управления стоматологической клиникой IDENT www. dent-it.ru;

2. Хеликс: стоматологическая клиника. Программа на базе 1С-Бухгалтерия www. stoma1c.ru/demo/.

3. Адента профессионал. Программа комфортного учета в стоматологической клинике http://adenta.ru/load.htm.

4. АМ-стоматология. Управление стоматологической клиникой.

5. Программа для ЭВМ: «Ведение документации в стоматологическом кабинете»3 (ВДСК), предложенная нами.

Вначале проводили проверку СУИС на соответствие следующим пунктам:

— наличие бланков документов: форма 043/у, листок ежедневного учета работы врача-стоматолога, сводная ведомость работы врача-стоматолога, ордер в кассу, наряд в лабораторию, листок учета лучевой нагрузки;

— отсутствие дополнительных документов при оформлении факта приема пациента;

— заполненные шаблоны диагнозов по МКБ-10, полная база данных для заполнения граф осмотра пациента и дневника лечения;

— автоматический расчет зарплаты сотрудников с возможностью корректирования главврачом;

— автоматический учет расхода материалов;

— наличие шаблона для составления плана лечения.

Для каждой СУИС по каждому вышеуказанному пункту были выставлены баллы: по одному баллу при положительном ответе и ноль баллов при отрицательном ответе. Рейтинг СУИС на соответствие перечисленным пунктам учетно-отчетной деятельности врача-стоматолога определялся по сумме этих баллов и шел в зачет программ в итоговой их оценке.

Затем проводилось тестирование врачей-стоматологов, для чего из них отбирались сотрудники со средним уровнем компьютерной грамотности без опыта работы с электронной медицинской документацией. Инструктор проводил их обучение работе с вышеуказанными СУИС, после чего пользователю предлагалось самостоятельно выполнить следующие задания, используя три попытки:

— задание 1: откройте программу;

— задание 2: оформите медицинскую карту на имя Иванова Михаила Сергеевича;

— задание 3: составьте для него произвольный план лечения (здесь подсчитывалось только количество незавершенных заданий);

— задание 4: запишите его на завтра в 15:00 на лечение кариеса 1.6 зуба;

— задание 5: запишите в программу проведенные процедуры по лечению кариеса и составьте счет;

— задание 6: найдите все процедуры, проведенные этому пациенту за время лечения.

Отмечалось лучшее время (в с), затраченное на выполнение заданий в каждой из представленных программ и незавершенные задания. Незавершенными считались задания, не выполненные любым сотрудником после трех предоставленных попыток. Затем подсчитывалось среднее арифметическое (М) и стандартное отклонение (m) времени выполнения заданий для каждой из исследованных СУИС. Средние показатели всех СУИС сравнивались между собой.

Также пользователю было предложено поставить субъективную оценку этим программам. Насколько каждая из программ удобна для восприятия, пользователь определял по десятибалльной шкале.

Общий результат тестирования СУИС оценивался по следующим пунктам:

— простота и легкость восприятия незнакомого программного обеспечения (высокая субъективная оценка, минимальное количество незавершенных заданий);

— оптимизация учетно-отчетной деятельности (соответствие электронных и бумажных документов);

— сокращение времени заполнения документации (суммарное время выполнения заданий № 2, 4—6).

Оба тестирования проводились на клинических базах: кафедры терапевтической стоматологии Дагестанской государственной медицинской академии (ДГМА) Минздрава Р.Ф., Республиканской стоматологической поликлиники Минздрава Республики Дагестан, консультативно-диагностической поликлиники ДГМА Минздрава Р.Ф. и стоматологической поликлиники ООО «ИСТОК» Каспийска. Тестирование было проведено среди 96 врачей-стоматологов этих баз, которые были разделены на группы по возрасту: до 35 лет (32 человека), 35—50 лет (32 человека), 50 лет и выше (32 человека); по полу: мужчины (69), женщины (27).

Разработанный нами вариант внедрения СУИС в работу врача-стоматолога состоял из следующих этапов:

1. Выявление исходного уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов путем разработанного нами тестирования

2. Подготовка инструкций для стоматологов с учетом результатов вышеуказанного исследования: α — нет необходимости в компьютерных курсах; β — необходимы 1—2-дневные индивидуальные компьютерные курсы, очные либо в виде вебинара; γ — необходим полноценный компьютерный курс для начинающих с последующим повторным прохождением данного тестирования.

3. Выбор оптимальной СУИС с использованием предложенного нами тестирования и проведение занятий по освоению этой программы. Просмотр видеопрезентации по обучению работе с программой, индивидуальные и групповые занятия с инструктором в очной форме или в виде вебинара.

4. Параллельное ведение бумажной и электронной форм документации ЛПУ для проверки соответствия их друг другу.

5. Полный переход на электронное ведение документации с регулярным мониторингом работы со стороны администрации и индивидуальной корректировкой программы разработчиками.

Статистическую обработку полученных цифровых данных проводили с помощью статистического пакета программы Microsoft Excel 2013 методом дисперсионного анализа. Различия оценивали как достоверные при уровне значимости α=0,01 и α=0,05 [7].

Результаты и обсуждение

Данные тестирования клинических баз по определению уровня компьютерной грамотности их врачебного персонала представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительные данные уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов (n=96) по исследованным клиническим базам

Как видно из табл. 1, врачебный персонал во всех клинических базах имел в основном средний уровень (56,25%) компьютерной грамотности. Количество врачей-стоматологов с низким уровнем знаний работы с компьютером составило 29,3%, а с высоким — 14,45% от всех тестированных.

Зависимость уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов от их возраста представлена на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительные данные уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов в зависимости от возраста.

Как видно на рис. 1, уровень компьютерной грамотности врачей-стоматологов снижался с возрастом и имел сильную обратную корреляционную связь (r=0,98). Различия в этих показателях не являлись случайными с вероятностью более 95%.

Гендерный анализ уровня знаний работы с компьютером показал отсутствие какой-либо корреляционной связи между этими параметрами (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительные данные уровня компьютерной грамотности врачей-стоматологов в зависимости от пола.

Учитывая все эти данные, можно отметить, что в полноценных компьютерных курсах нуждалась группа врачей-стоматологов преимущественно старше 50 лет с примерно одинаковым процентным соотношением мужчин и женщин, составившая 29,3% от участвовавшего в исследовании персонала ЛПУ.

Результаты использования разработанных нами тестов для оценки соответствия существующих на рынке СУИС учетно-отчетной деятельности врача-стоматолога, представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сравнительные данные (в баллах) проверки СУИС на соответствие учетно-отчетной деятельности стоматологического кабинета.

Из полученных данных следовало, что наиболее оптимизированными для учетно-отчетной деятельности врача-стоматолога являлись электронные бланки программ ВДСК и 1С Хеликс, набравшие по 4 балла.

Сравнительные данные времени, затраченного на выполнение тестовых заданий в демо-версиях популярных СУИС, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Сравнительные данные среднего времени (M) выполнения заданий врачами-стоматологами (n=54), имеющими базовые знания работы с компьютером, с использованием демо-версий СУИС.

Как видно на рис. 4, наиболее быстрое выполнение заданий было получено с использованием предложенной нами СУИС (примерно в 4,5 раза меньше времени по сравнению с программой Адента). Различия во времени выполнения заданий врачами-стоматологами в зависимости от вида предложенной СУИС не являются случайными с вероятностью более 99%.

Итоговые данные сравнения использованных СУИС по всем исследованным параметрам тестирования отражены в табл. 2.

Таблица 2. Итоговые данные тестирования демо-версий СУИС

Итоговый анализ полученных данных, согласно табл. 2, установил, что наиболее оптимальной СУИС в работе врача-стоматолога на сегодняшний день является предложенная нами программа для ЭВМ ВДСК.

На основании полученных результатов рекомендуется широкое использование предложенного программного продукта в повседневной деятельности врачей стоматологических ЛПУ разного уровня.

Все авторы в равной степени принимали участие в подготовке материала.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.