Найговзина Н.Б.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Лучинский А.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации

Авторы:

Найговзина Н.Б., Лучинский А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2015;8(3): 48‑51

Просмотров: 2076

Загрузок: 402


Как цитировать:

Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации. Российская стоматология. 2015;8(3):48‑51.
Naygovzina NB, Luchinskiy AV. The continuous professional education of dental practitioners in the Russian Federation. Russian Journal of Stomatology. 2015;8(3):48‑51. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat20158348-51

Качество медицинской стоматологической помощи населению в значительной мере зависит от компетентности врачей-стоматологов. В формировании необходимых компетенций ведущая роль принадлежит системе подготовки и непрерывного профессионального развития специалиста. Вместе с тем рядом исследователей отмечается несовершенство существующей системы непрерывного стоматологического образования [1, 2]. А.А. Кулаков и соавт. [3] считают, что в нормативных правовых актах по регулированию стоматологической службы имеются коллизии, которые препятствуют разработке основных плановых показателей ее деятельности.

Цель — изучение нормативной правовой базы, определяющей траекторию подготовки и непрерывного профессионального развития врачей-стоматологов в Российской Федерации в современных условиях.

Материал и методы

Проведен анализ нормативной правовой базы, затрагивающей вопросы подготовки и непрерывного профессионального развития врачей-стоматологов в Российской Федерации.

Результаты и обсуждение

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [4] установил особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования. В настоящее время определены три уровня профессиональных образовательных программ: 1) образовательные программы среднего профессионального образования; 2) образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений, которые формируют специальные навыки в течение профессиональной жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня, квалификации и компетентности.

К образовательным программам высшего медицинского образования относятся программы специалитета, программы ординатуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Ранее программы обучения в ординатуре и аспирантуре относились к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования.

Приказом Минобрнауки России № 16 от 14.01.2011 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «стоматология» (квалификация (степень) «специалист»)» [5] утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) «стоматология» образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Согласно данному приказу, специалист должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, включая лечебную деятельность: лечение стоматологических заболеваний с использованием терапевтических, ортопедических, ортодонтических и хирургических методов и др. В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста выпускник должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями, включая способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур.

Ранее, до вступления в силу приказа Минобрнауки России № 16 от 14.01.2011 (ред. от 31.05.2011) [5], в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, специальность «стоматология», врач-стоматолог — выпускник имел право проводить лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов и право занимать врачебные должности, не связанные с самостоятельным ведением больных.

Вступление в силу нового ФГОС ВПО [5] по специальности «стоматология» дает право выпускникам стоматологического факультета самостоятельно проводить лечение пациентов в рамках своих общекультурных и профессиональных компетенций.

Приказом Минобрнауки России № 1061 от 12.09.2013 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [6] установлено после окончания специалитета соответствие специальности «стоматология» — квалификации «врач-стоматолог общей практики». Тогда как после освоения программ высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры указано соответствие специальности «стоматология общей практики» — квалификации «врач-стоматолог». Другими словами, с 2016 г. выпускник стоматологического факультета будет иметь специальность: «Стоматология» с квалификацией «врач-стоматолог общей практики». Получение специальности: «Врач-стоматолог общей практики» с квалификацией «врач-стоматолог» возможно после освоения программ ординатуры (см. таблицу).

Сравнение действующих нормативных правовых актов

Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России № 210н от 23.04.2009 (ред. от 09.02.2011) [7] предусмотрена специальность «стоматология общей практики», а в приказе Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) [8] определены квалификационные требования к данной специальности. Для получения специальности «стоматология общей практики» необходимо обучение по программам интернатуры или (и) ординатуры по одной из специальностей: «стоматология общей практики», «стоматология», с последующим занятием должности «врач-стоматолог», руководитель структурного подразделения — врач-стоматолог.

В настоящее время открытым остается вопрос траектории подготовки по специальностям: «стоматология терапевтическая», «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая» и «стоматология детская». Так, например, специальность «стоматология терапевтическая», согласно приказу Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) [8], возможно получить при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «стоматология общей практики» или «стоматология». Следует отметить, что после отмены интернатуры (01.09.2017) получить специальность «стоматология общей практики» согласно приказу Минобрнауки России № 1061 от 12.09.2013 (ред. от 25.03.2015) [6] возможно только в ординатуре. Иначе говоря, для подготовки в ординатуре или на цикле первичной переподготовки по специальности «стоматология терапевтическая» необходимо наличие ординатуры по специальности «стоматология общей практики».

Нельзя не отметить другой важный факт. Согласно приказу Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) [8] получение специальности «стоматология терапевтическая» возможно лишь при наличии послевузовского профессионально образования по специальности «стоматология». Согласно приказу Минобрнауки России № 1061 от 12.09.2013 (ред. от 25.03.2015) [6], в настоящее время в России нет направления послевузовского профессионального образования по специальности «стоматология», подготовка по этой специальности осуществляется в рамках специалитета.

Послевузовское профессиональное образование прекратило существование как отдельный вид подготовки, за исключением обучения в интернатуре до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения до 01.09.2017. В настоящий момент лица, имеющие высшее медицинское образование, обучающиеся в интернатуре, являются интернами, и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные для ординаторов. К осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры [9]. Следует отметить, что прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 01.09.2016 [4].

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 29.06.2015) [4] дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ профессиональной переподготовки (ПП) и программ повышения квалификации (ПК). Законом не предусматривается установления федеральных государственных требований, федеральных государственных образовательных стандартов в отношении программ дополнительного профессионального образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ПП и ПК определен приказом Минобрнауки России № 499 от 01.07.2013 (ред. от 15.11.2013). При этом минимально допустимый срок освоения программ ПК не может быть менее 16 ч, а срок освоения программ ПП — менее 250 ч [10]. Вместе с тем содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица или организации работодателя [4].

Приказом Минздравсоцразвития России № 1496н от 07.12.2011 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» [11] установлено, что на должность «врача-стоматолога» профильного отделения (кабинета) стоматологической поликлиники как самостоятельной медицинской организации, так и структурного подразделения многопрофильной медицинской организации, стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) в медицинских организациях, мобильного стоматологического кабинета назначается специалист стоматологического профиля, соответствующий Квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) [8], по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология детская», «ортодонтия», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая».

Вместе с тем, согласно приказу Минздравсоцразвития № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) [8], условием принятия на должность «врач-стоматолог» соответствует подготовка только по одной специальности «стоматология общей практики». Одновременно приказом Минобрнауки России № 1061 от 12.09.2013 (ред. от 25.03.2015) [6] закреплено после освоения программ подготовки в ординатуре по специальности «стоматология общей практики» присвоение квалификации «врач-стоматолог». То есть для претендента на должность «врач-стоматолог» обязательным условием становится подготовка по программам ординатуры, иначе говоря, программа ординатуры приобретает обязательный характер.

Важно отметить, что специальность «стоматология общей практики» нормативно не закреплена квалификационными характеристиками, и до сих пор не существует единого мнения исследователей по данному вопросу.

Доказательством этого остается отсутствие врачей общей практики в штатном расписании многих медицинских организаций при оказании стоматологической помощи в амбулаторных условиях. Прием пациентов в таких случаях осуществляется дифференцированно по специальностям. Изучение же вопросов о месте и функциях врача-стоматолога общей практики, а также преемственности с врачами специалистами-стоматологами, в здравоохранении по-прежнему является актуальным.

Заключение

Анализ нормативной правовой базы, регулирующей вопрос непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов, показал, что существуют противоречия положений приказов Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России, определяющие специальность, квалификацию и должность «врач-стоматолог» и «врач-стоматолог общей практики». Это безусловно требует изменений. В частности, необходимо привести в соответствие приказ Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) и приказ Минздравсоцразвития России № 210н от 23.04.2009 (ред. от 09.02.2011) с приказом Минобрнауки России № 1061 от 12.09.2013 (ред. от 25.03.2015) как более поздним и соответствующим Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Считаем целесообразным после окончания специалитета определить базовую специальность — «стоматология» с квалификацией «врач-стоматолог», а после освоения программ ординатуры по специальности «стоматология общей практики» — квалификацию «врач-стоматолог общей практики». Это, на наш взгляд, позволит оптимизировать номенклатуру специальностей стоматологического профиля за счет интеграции с узкими специальностями.

Изменение структуры специальностей потребует переходного периода не менее 10 лет, в связи с необходимостью подготовки и переподготовки кадров, модернизацией материально-технического оснащения стоматологических кабинетов.

В этой связи назрела дополнительная дискуссия в профессиональном сообществе по вопросу определения компетенций и квалификационных требований к врачу-стоматологу и врачу-стоматологу общей практики и их отличия от компетенций и квалификационных требований врачей-стоматологов специалистов (терапевтов, хирургов, ортопедов).

Все авторы в равной степени принимали участие в подготовке материала.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.