В современных условиях вопросы челюстно-лицевого травматизма (ЧЛТ) в крупных промышленных и культурных центрах остаются актуальными за счет сохраняющегося экономического спада, увеличения частного и государственного автопарка и в связи с этим растущим количеством дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами, высоким уровнем алкоголизма, распространенности наркомании и токсикомании и связанных с ними усилением криминогенной обстановки в обществе [1, 2, 4, 6]. И как результат вышесказанного, контингент пациентов, находящихся на лечении в отделениях челюстно-лицевой хирургии многопрофильных стационаров, достигает от 30 до 40% [4, 5, 8] и около 20% от всех больных с травмами, находящихся на лечении в лечебно-профилактических учреждениях [3, 7].
С целью исследования данной проблемы была разработана анкетная карта изучения распространенности и структуры челюстно-лицевого травматизма по обращаемости в ЛПУ Казани, которая содержала 30 вопросов и 151 их градации.
В основу этих карт легли данные из медицинской документации пациентов с травмами челюстно-лицевой области, лечившихся в стоматологических поликлиниках №1, 2, 3, 7, 8, 9, 10 и травматологических пунктах Авиастроительного, Новосавиновского и Московского районов Казани с 2004 по 2008 г. Карта содержала, кроме анкетных данных, вопросы об условиях получения травмы, ее виды и характер, оказание первой медицинской помощи, сезонность, правильность постановки диагноза, качество лечения и пр. Общее количество обследованных составило 5514, из которых 530 получили медицинскую помощь в стоматологических поликлиниках и 4984 — в травматологических пунктах.
В результате анализа полученных данных установлено, что в стоматологические поликлиники за помощью обращений было почти в 10 раз меньше, чем в травматологические пункты. По анализу документации как стоматологических поликлиник, так и травматологических пунктов, самый высокий уровень распространенности ЧЛТ приходится на наиболее трудоспособный возраст — от 21 до 50 лет
С возрастом уровень распространенности челюстно-лицевой травмы имеет тенденцию к существенному снижению. Так, если в возрасте 21—40 лет этот показатель составил 56,5% из числа обратившихся с травмами челюстно-лицевой области в стоматологические поликлиники, 55,3% — в травматологические пункты, то в возрасте 60 лет и старше не превышал 4,9% в стоматологических поликлиниках и 6,8% в травматологических пунктах.
При этом среди обратившихся в стоматологические поликлиники мужчин было больше в 3 раза, а в травматологические пункты — в 2 раза, чем женщин (табл. 1).
Одной из ведущих медико-социальных причин в возникновении травматизма является социальное положение и профессия пострадавших. Так, по нашим данным, наиболее часто с травмами челюстно-лицевой области как в стоматологические поликлиники, так и в травматологические пункты обращаются безработные — 31,6 и 27,9% случаев соответственно. Следующими по частоте обращаемости являются рабочие: в стоматологические поликлиники — 16 и 16,7% в травматологические пункты; служащие — 14,3 и 15% случаев соответственно. Студенты в 12,8% случаев обращались в стоматологические поликлиники и в 8,5% случаев в травматологические пункты, инженерно-технические работники — 9,1% в стоматологические поликлиники и 8% в травматологические пункты, пенсионеры — 5,9 и 7,6% соответственно. Наименьшее число обратившихся приходится на учащихся — 2,1% в стоматологические поликлиники и 2,5% в травматологические пункты.
В зависимости от вида травмы обращаемость пострадавших распределилась следующим образом: вследствие уличной травмы в стоматологические поликлиники обратились 58,3% пострадавших, бытовой травмы — 29,25%, ДТП — 5,9%, производственной — 3,6%, спортивной травмы — 3%. В травматологических пунктах: уличная травма — 42,2%, бытовая — 46,9%, ДТП — 5,2%, производственная — 4,5% спортивная — 0,7%. При оценке достоверности полученных данных было выявлено, что существенно чаще обращались по поводу уличной травмы.
Весьма интересным является то, что челюстно-лицевой травматизм производственного характера из года в год уменьшается, с одной стороны: за счет резкого снижения производства из-за свертывания промышленности, с другой, за счет внедрения современных технологий в оставшемся промышленном производстве, повышение качества техники безопасности, роста квалификации рабочих кадров для современных производств.
Клиническая оценка пострадавших с челюстно-лицевой травмой, обратившихся в стоматологические поликлиники, показала, что травма мягких тканей выявлена в 51,5% случаев, переломы и вывихи зубов — 7,2%, переломы нижней челюсти — 45,3%, переломы верхней челюсти — 2,1%, перелом костей носа — 0,8%, переломы скуловой дуги и кости — 6% и сочетанная челюстно-мозговая травма была установлена в 4% случаев. В травматологических пунктах травма мягких тканей составила 93,5%, переломы и вывихи зубов — 0,5%, переломы нижней челюсти — 3,5%, переломы верхней челюсти — 0%, перелом костей носа — 13,5%, перелом скуловой дуги и кости — 0,8% и сочетанная челюстно-мозговая травма — 25,8% (табл. 2).
Результаты изучения обращаемости лиц, получивших челюстно-лицевую травму, в зависимости от сезонности года, выявили, что достоверное увеличение челюстно-лицевого травматизма приходится на период с апреля по октябрь, т.е. в наиболее теплое время года.
Изучение частоты распространения ЧЛТ в зависимости от дней недели показало, что в стоматологических поликлиниках пик получения травм приходится на выходные дни: субботу — 16,8% и воскресенье — 21,3%. В травматологических пунктах ЧЛТ в субботу составили — 19,8%, в воскресенье — 15,3%, в другие дни ЧЛТ находятся в пределах 11,1—13,8% (табл. 3).
Таким образом, проведенный нами клинико-статистический анализ челюстно-лицевого травматизма показал, что распространенность травмы этого вида приходится на наиболее трудоспособный возраст — 21—50 лет, в среднем 75%. При этом пострадавших мужчин с челюстно-лицевой травмой в 3 раза больше, чем женщин.
В зависимости от социального положения безработные заняли первое место среди пострадавших — 31,6% в стоматологических поликлиниках и 27,9% в травматологических пунктах, на втором месте — рабочие (16%) в стоматологических поликлиниках, 16,7% — в травматологических пунктах и служащие — 14,3 и 15% соответственно и меньше всех учащиеся — 2,1 и 2,5%.
По виду травм в Казани наиболее распространены уличные и бытовые челюстно-лицевые травмы, что вполне коррелирует с данными других авторов.
Травма мягких тканей является ведущей у обратившихся за помощью в стоматологические поликлиники и травматологические пункты Казани.
Анализ сезонности обращаемости выявил, что с апреля по октябрь челюстно-лицевой травматизм существенно увеличивается. Происходит это за счет повышения температуры воздуха окружающей среды, удлинения светового дня, когда люди охотнее выходят на улицу и дольше остаются вне стен дома или места работы. В это время повышается биологический тонус, физическая и эмоциональная активность, определяющая степень агрессивности человека, это состояние проявляется особенно у мужчин.
В выходные и праздничные дни увеличивается риск получения травмы в челюстно-лицевой области из-за снижения психологической степени ответственности отдельных личностей перед обществом. На фоне выходного дня люди расслабляются, освобожденные от производственных забот, подогретые алкоголем, более интенсивно решают свои личные или домашние проблемы с применением физической силы и подручных средств. Что никак недопустимо в нормальном обществе.
Вывод. Проведенное исследование свидетельствует о том, что объем выполняемой работы по оказанию первой врачебной квалифицированной медицинской помощи пациентам с травмой челюстно-лицевой области в травматологических пунктах Казани оказывается в 9,5 раза выше, чем в стоматологических поликлиниках. Данный факт свидетельствует о резкой дезорганизации в работе хирургических отделений стоматологических поликлиник, которые в первую очередь призваны выполнять мероприятия по оказанию данного вида медицинской помощи. Врачи-стоматологи, в отличие от врачей-травматологов, в процессе обучения в медицинских вузах проходят углубленную программу по челюстно-лицевой травматологии, а в последствии и на различных курсах повышения врачебной квалификации, не говоря о том, что многие хирурги-стоматологи, работающие на амбулаторном приеме в стоматологических поликлиниках, проходили обучение в клинической ординатуре по хирургической стоматологии, а сейчас и по челюстно-лицевой хирургии. Поэтому органам управления здравоохранения необходимо более внимательно взглянуть на сложившуюся ситуацию и принять кардинальные меры по ее изменению. Мы, со своей стороны, предлагаем или вернуться к прежней системе, некогда разработанной и предложенной В.В. Ивановым (1970) и В.Н. Широковым (1974), впоследствии распространенной по территории всего Советского Союза, когда врач хирург-стоматолог в стоматологической поликлинике, в силу своих служебных обязанностей, должен был оказывать этот вид помощи обратившимся пациентам, или создать новую систему и программу обучения врачей-травматологов, которые в силу полученных знаний и умений могли бы оказывать эту помощь самостоятельно.