Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воробьева Т.С.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Российская Федерация

Сирота Н.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Топольницкий О.З.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Комплексная психофизическая реабилитация детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области

Авторы:

Воробьева Т.С., Сирота Н.А., Топольницкий О.З.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2015;8(1): 103‑104

Прочитано: 697 раз

Как цитировать:

Воробьева Т.С., Сирота Н.А., Топольницкий О.З. Комплексная психофизическая реабилитация детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. Российская стоматология. 2015;8(1):103‑104.
Vorob'eva TS, Sirota NA, Topol'nitskiĭ OZ. . Russian Journal of Stomatology. 2015;8(1):103‑104. (In Russ.)

Дети с врожденными пороками развития (ВПР) челюстно-лицевой области (ЧЛО) с ранних лет вынуждены проходить многоэтапный цикл хирургических реконструктивных операций. Хирургическая помощь, оказанная вовремя, позволяет не только с наименьшими потерями восстановить функцию и анатомическую целостность органов и тканей, но также и способствует, насколько это возможно, более гармоничному росту, развитию и социализации ребенка. В самых благоприятных случаях, связанных с локальными нарушениями, с помощью хирургии удается достичь превосходного результата — до такой степени, что ребенок после операции ничем внешне не отличается от детей без патологии, не чувствует себя «ущербным» и может развиваться соответственно своим воспитанию, окружению и характеру. В случаях более сложной патологии, нередко связанной с наличием того или иного синдрома, у детей даже после множества пластических операций остаются достаточно ощутимые внешние отличия от большинства сверстников, на почве чего растут и крепнут психологические травмы, комплексы и зажимы.

До сегодняшнего дня основным и самым распространенным разделом в реабилитации таких детей была реабилитация логопедическая. Детям с врожденными расщелинами губы и неба во время подготовки к школе необходимо заново освоить правильное звукообразование, произношение, артикуляцию и даже владение мимикой. Для тех, у кого логопедическая реабилитация прошла успешно, навсегда уходит из жизни боязнь коммуникации, связанная с неправильным звучанием собственного голоса. Но полноценная логопедическая реабилитация не избавляет их от предвзятого, самоуничижительного отношения к собственной личности, основанного на незнании того, как воспринять свою внешнюю нестандартность.

Научные работы, связанные с комплексной психологической оценкой и реабилитацией плановых пациентов детских отделений челюстно-лицевой хирургии, в России до настоящего времени издавались мало и были неполными, затрагивая в основном один из аспектов — либо диагностику предоперационного психологического состояния, либо раннюю послеоперационную психокоррекцию, направленную на адаптацию к изменениям своего внешнего облика.

Исследование будет проводиться лечащим врачом-хирургом с применением психодиагностических тестов и последующей психокоррекцией на базе кафедры детской челюстно-лицевой хирургии, где на диспансерном учете находятся около 4000 пациентов с ВПР ЧЛО, живущих на территории РФ. Эти пациенты с рождения и до своего совершеннолетия проходят поэтапное хирургическое лечение на кафедре.

Цель исследования — усовершенствование системы реабилитационных мероприятий в лечении детей с ВПЧ ЧЛО в пред- и послеоперационном периодах. Задачи исследования: 1) провести качественную и количественную оценку предоперационного уровня тревожности у детей в ВПР ЧЛО; 2) выявить нарушения психологического состояния и развития на различных этапах хирургического лечения; 3) создать алгоритм психологических и физических реабилитационных мероприятий для пред- и послеоперационного применения в детских хирургических отделениях челюстно-лицевого профиля; 4) оценить эффективность применения разработанного комплекса реабилитационных мер и устойчивость результата психокоррекции с помощью динамического наблюдения пациентов.

Для обследования и последующей реабилитации планируется составить две группы пациентов: дети младшего школьного возраста, 6—7 лет, прошедшие этап пластики твердого и мягкого неба, и дети раннего подросткового возраста, 11—13 лет, прошедшие этап костной пластики альвеолярного отростка верхней челюсти. Для контроля за динамикой состояния данные группы детей будут проходить периодическое обследование раз в полгода.

Данное исследование позволит нам открыть новые горизонты результативности в лечении таких пациентов. Планируется разработка адекватной системы оценки исходного психологического состояния ребенка с врожденной патологией ЧЛО, его психологической подготовки перед операцией, а также разработка комплекса действенных мер в послеоперационном периоде, направленных на функциональное (с применением методов лечебной физической культуры), психологическое и, наконец, социальное восстановление ребенка.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.