Дети с врожденными пороками развития (ВПР) челюстно-лицевой области (ЧЛО) с ранних лет вынуждены проходить многоэтапный цикл хирургических реконструктивных операций. Хирургическая помощь, оказанная вовремя, позволяет не только с наименьшими потерями восстановить функцию и анатомическую целостность органов и тканей, но также и способствует, насколько это возможно, более гармоничному росту, развитию и социализации ребенка. В самых благоприятных случаях, связанных с локальными нарушениями, с помощью хирургии удается достичь превосходного результата — до такой степени, что ребенок после операции ничем внешне не отличается от детей без патологии, не чувствует себя «ущербным» и может развиваться соответственно своим воспитанию, окружению и характеру. В случаях более сложной патологии, нередко связанной с наличием того или иного синдрома, у детей даже после множества пластических операций остаются достаточно ощутимые внешние отличия от большинства сверстников, на почве чего растут и крепнут психологические травмы, комплексы и зажимы.
До сегодняшнего дня основным и самым распространенным разделом в реабилитации таких детей была реабилитация логопедическая. Детям с врожденными расщелинами губы и неба во время подготовки к школе необходимо заново освоить правильное звукообразование, произношение, артикуляцию и даже владение мимикой. Для тех, у кого логопедическая реабилитация прошла успешно, навсегда уходит из жизни боязнь коммуникации, связанная с неправильным звучанием собственного голоса. Но полноценная логопедическая реабилитация не избавляет их от предвзятого, самоуничижительного отношения к собственной личности, основанного на незнании того, как воспринять свою внешнюю нестандартность.
Научные работы, связанные с комплексной психологической оценкой и реабилитацией плановых пациентов детских отделений челюстно-лицевой хирургии, в России до настоящего времени издавались мало и были неполными, затрагивая в основном один из аспектов — либо диагностику предоперационного психологического состояния, либо раннюю послеоперационную психокоррекцию, направленную на адаптацию к изменениям своего внешнего облика.
Исследование будет проводиться лечащим врачом-хирургом с применением психодиагностических тестов и последующей психокоррекцией на базе кафедры детской челюстно-лицевой хирургии, где на диспансерном учете находятся около 4000 пациентов с ВПР ЧЛО, живущих на территории РФ. Эти пациенты с рождения и до своего совершеннолетия проходят поэтапное хирургическое лечение на кафедре.
Цель исследования — усовершенствование системы реабилитационных мероприятий в лечении детей с ВПЧ ЧЛО в пред- и послеоперационном периодах. Задачи исследования: 1) провести качественную и количественную оценку предоперационного уровня тревожности у детей в ВПР ЧЛО; 2) выявить нарушения психологического состояния и развития на различных этапах хирургического лечения; 3) создать алгоритм психологических и физических реабилитационных мероприятий для пред- и послеоперационного применения в детских хирургических отделениях челюстно-лицевого профиля; 4) оценить эффективность применения разработанного комплекса реабилитационных мер и устойчивость результата психокоррекции с помощью динамического наблюдения пациентов.
Для обследования и последующей реабилитации планируется составить две группы пациентов: дети младшего школьного возраста, 6—7 лет, прошедшие этап пластики твердого и мягкого неба, и дети раннего подросткового возраста, 11—13 лет, прошедшие этап костной пластики альвеолярного отростка верхней челюсти. Для контроля за динамикой состояния данные группы детей будут проходить периодическое обследование раз в полгода.
Данное исследование позволит нам открыть новые горизонты результативности в лечении таких пациентов. Планируется разработка адекватной системы оценки исходного психологического состояния ребенка с врожденной патологией ЧЛО, его психологической подготовки перед операцией, а также разработка комплекса действенных мер в послеоперационном периоде, направленных на функциональное (с применением методов лечебной физической культуры), психологическое и, наконец, социальное восстановление ребенка.