Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Крылов В.В.

ФГБУ МРНЦ Минздрава России, Обнинск

Робустова Т.Г.

Кафедра неотложной нейрохирургии и нейрореанимации, кафедра клинической стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова на базе НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Российская Федерация

Шалумов А.З.

Московский государственный медико-стоматологический университет;
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Москва

Левченко О.В.

НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ,кафедра нейрохирургии и нейрореанимации лечебного факультета ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Профилактика воспалительных осложнений при сочетанной челюстно-лицевой и черепно-мозговой травме

Авторы:

Крылов В.В., Робустова Т.Г., Шалумов А.З., Левченко О.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2015;8(1): 114‑115

Прочитано: 766 раз

Как цитировать:

Крылов В.В., Робустова Т.Г., Шалумов А.З., Левченко О.В. Профилактика воспалительных осложнений при сочетанной челюстно-лицевой и черепно-мозговой травме. Российская стоматология. 2015;8(1):114‑115.
Krylov VV, Robustova TG, Shalumov AZ, Levchenko OV. . Russian Journal of Stomatology. 2015;8(1):114‑115. (In Russ.)

В последние годы значительно возросло число пострадавших с сочетанной челюстно-лицевой и черепно-мозговой травмой (с 7,5 до 14% от всех больных с травмами тела).

Нами за период 2006—2011 гг. на кафедре нейрохирургии и нейрореанимации (зав. — акад. РАН В.В. Крылов) на базе НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского наблюдалось 615 человек с челюстно-лицевыми повреждениями (ЧЛП), сочетанными с черепно-мозговой травмой (ЧМТ).

При сочетанной травме (СТ) наблюдалась тяжесть состояния больных, преобладание симптомов поражения головного мозга, сопровождающихся нарушением функции дыхания, глотания, речи и др. Под руководством акад. РАН В.В. Крылова разработан алгоритм маршрута пострадавших, объем, очередность диагностических исследований, неотложных операций, проводимых одновременно с реанимационными лечебными мероприятиями, в том числе дифференцированных хирургических протоколов. Оказание помощи пострадавшим с СТ проводилось бригадным методом — нейрохирургом, челюстно-лицевым хирургом, нейроофтальмологом, оториноларингологом, при показаниях общим хирургом.

Всем наблюдаемым нами больным проводились общепринятые лабораторные исследования и обязательно специальные визуализирующие методы диагностики: 615 пациентам — мультиспиральная компьютерная томография, из них 314 — компьютерная томография и 3D-реконструкция (анализ рентгенограмм у 115 позволил нам отказаться от них в связи их малой информативностью); 118 — магнитно-резонансная томография мягких тканей лица, содержимого глазниц, что позволило выявить кровоизлияния, гематомы, повреждение крупных сосудов, нервов, мягкотканных структур полости рта, придаточных пазух носа, глазницы и ее содержимого; 48 — УЗИ в сочетании с допплерографией, фиксирующее состояние кровотока поврежденных тканей; 9 — ангиография, оценивающая сосуды мозга.

Особенностью сочетанных ЧЛП и ЧМТ является наличие открытых ран головы, проникающих в полость рта, орбиту, придаточные пазухи носа, образования множественных отломков костей лицевого и мозгового черепа, наличие экстракраниальных и интракраниальных инородных тел. Это, как правило, приводило к развитию в инфицированных ранах воспалительных явлений и формирование гнойных осложнений.

Сочетанная черепно-мозговая травма (СЧМТ) характеризуется повреждением костных и мягких тканей и органов трех зон головы: верхней, средней и нижней. В верхней зоне головы СЧМТ наблюдалось у 62 (10, 1%) больных; в средней зоне головы — у 480 (78%); в нижней зоне головы — у 73 (11,95%). Из 615 больных с СТ у 195 (31,7%) травма захватывала две и более зоны. ЧЛП были открытыми с первичным инфицированием мягких тканей лица и переломов костей лицевого черепа, травма сочеталась с повреждением и нарушением функции зрения, жевания, глотания, речи и многими неврологическими симптомами.

У 615 больных с СТ при повреждениях мозгового черепа и ЦНС имелись следующие последствия травмы: ушиб мозга у 322 (52,3%), субдуральные гематомы у 253 (41,1%), эпидуральные гематомы у 85 (13, 8%), внутримозговые гематомы у 41 (6,75%), сотрясение мозга у 231 (37,6%). Сочетанные ЧЛП и ЧМТ в 35,2% случаев сопровождались повреждением других сегментов тела — переломами конечности, таза, позвоночника.

Нами разработаны дифференцированные программы хирургических протоколов при СТ, в зависимости от состояния больного, тяжести травмы и уровня бодрствования пострадавшего по Глазго 9 баллов и выше.

При тяжелом состоянии, средней тяжести, удовлетворительном с сохранением бодрствования 9 баллов и выше по Глазго осуществлялись оперативные вмешательства. Очередность и экстренность хирургических вмешательств была: первая очередь — с учетом угрозы для жизни; вторая очередь — угроза потери функции органа или системы органов; третья очередь — выполнение операций, не влияющих на выживаемость и качество жизни.

Из 615 больных у 321 проведены ранние хирургические вмешательства на костях лицевого и мозгового черепа, мягких тканей лица и головы. Реконструктивные операции выполняли в первые 48 ч после поступления пострадавшего. Это подтвердило высокую эффективность раннего оперативного вмешательства, в том числе одновременно с нейрохирургическими операциями (в одном наркозе). Это позволило восстановить анатомию и функции ЧЛО и реконструкцию лицевого черепа.

Профилактика воспалительных осложнений заключалась в массивной антибактериальной терапии и комплексном противовоспалительном лечении вместе с реанимационными мероприятиями, мониторингом их, сменой препаратов, в том числе по результатам микробиологических и других исследований. Для профилактики развития восходящей инфекции при проникающих ранениях по показаниям нами осуществлялась гайморотомия и ревизия других придаточных пазух носа. При иммобилизации отломков мы исключили применение назубных металлических шин, а использовали новые технологии для прямого максилло-мандибулярного вытяжения, с помощью внутрикостных имплантатов, минипластин. Важное место для профилактики осложнений травмы имело раннее закрытие дефектов лицевого и мозгового черепа титановой сеткой с применением биоматериалов на основе гидроксиапатита, трикальцийофасфата, коллагена. Пластика дефектов кости черепа осуществлялась аутокостью; закрытие ран — резорбируемыми коллагеновыми мембранами. Это позволяло добиться консолидации переломов, восстановлению анатомии лицевого и мозгового черепа при их дефектах, улучшить эстетические результаты операций.

У остальных 294 из 615 больных операции отложены в связи с тяжелым состоянием пострадавших и тяжестью травмы, уровнем бодрствования 8 баллов и ниже. В последующем, через 1—3 мес и более, пациенты оперированы при формирующейся деформации ЧЛО.

Сравнение результатов лечения, полученных у 321 больного (1-я группа), при ранних операциях с итогами лечения у 294 больных (2-я группа), которым в связи с тяжелым состоянием операции были отложены, показало: у больных 1-й группы воспалительные осложнения отмечены у 7 (2,1%); во 2-й группе — у 34 (18%). Наблюдались осложнения: травматический гайморит у 18 (30,9%) больных, травматический остеомиелит у 14 (7,9%).

Остаточные травматические анатомо-функциональные осложнения у больных 1-й группы отмечены у 93 (15,1%); во 2-й группе — у 114 (48%).

Летальные исходы в 1-й группе наблюдались у 3 (0,6%) пациентов; во 2-й группе — у 29 (9,9%).

Ранние операции в остром периоде травмы были эффективны для снижения воспалительных осложнений при открытых, часто проникающих травмах ЧЛО. Особое место в профилактике воспалительных осложнений, особенно восходящей инфекции в мозг, имела ранняя санация придаточных пазух носа. Использование для иммобилизации отломков костей лицевого и мозгового черепа, щадящих методов остеосинтеза с помощью титановых имплантатов способствовало правильному вытяжению и консолидации отломков кости. Местное применение биоматериалов на основе гидроксиапатита и коллагена с включением антибиотиков снижало послеоперационную воспалительную реакцию тканей и способствовало их заживлению.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.