В современной медицине профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Профилактика стоматологических заболеваний включает в себя следующие направления: профилактика кариеса и других болезней твердых тканей зубов, заболеваний тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта и зубочелюстно-лицевых аномалий. По срокам проведения выделяют пренатальную и постнатальную профилактику. Цели и задачи профилактических мероприятий зависят от вида профилактики. Методами первичной профилактики стоматологических заболеваний являются формирование соматического здоровья населения, в том числе беременных женщин, детей, индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта, эндогенное и экзогенное использование препаратов фтора, кальция, герметизация фиссур, устранение этиологических факторов развития заболеваний, стоматологическое просвещение населения. В качестве методов вторичной профилактики стоматологических заболеваний используют реминерализирующую терапию, замещение дефектов твердых тканей зубов стеклоиономерными цементами, профилактическое протезирование зубов и зубных рядов у детей, нормализацию морфологии и функции зубочелюстно-лицевой системы в рамках диспансеризации на основе междисциплинарных взаимодействий с профильными врачами-специалистами медицинских организаций соматического и стоматологического профиля, санацию полости рта, лечебную гимнастику, массаж. Для проведения третичной профилактики стоматологических заболеваний используют методы терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии, ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии, физиотерапии и лечебной физкультуры при сотрудничестве специалистов соматической медицины.
Таким образом, особенностью профилактических мероприятий в стоматологии является ее неразделимость от формирования общесоматического здоровья.
Основные методы профилактики имеют три направления:
— воздействие на макроорганизм с целью оздоровления;
— снижение действия патогенных факторов в полости рта;
— усиление резистентности тканей полости рта к неблагоприятному воздействию.
В настоящее время Главными внештатными специалистами Минздрава России, федеральных округов и регионов, ведущими специалистами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в составе Профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «Стоматология детская» разработан «Порядок диспансерного наблюдения несовершеннолетних, в том числе схема диспансерного наблюдения детей от 0 до 17 лет включительно, с основными стоматологическими заболеваниями». Он включает порядок диспансерного наблюдения детей с зубочелюстными аномалиями и предпосылками их развития, с врожденными аномалиями развития, воспалительными, травматическими заболеваниями и новообразованиями челюстно-лицевой области, с заболеваниями твердых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта с указанием следующих составляющих:
— заболевания, при которых дети подлежат диспансерному наблюдению, с указанием кода по МКБ-10;
— наименование врачей-специалистов и частота осмотра;
— методы обследования и частота их проведения;
— основные лечебно-реабилитационные мероприятия при диспансерном наблюдении;
— критерии эффективности диспансерного наблюдения;
— критерии снятия с диспансерного учета.
При этом охват составил 99% заболеваний, ведущая роль при ведении пациентов с которыми принадлежит врачам стоматологического профиля (врач-стоматолог детский, врач-стоматолог-хирург, врач-ортодонт, челюстно-лицевой хирург):
— Q35 Расщелина неба (волчья пасть);
— Q37 Расщелина неба и губы (волчья пасть с заячьей губой);
— Q38.1 Анкилоглоссия;
— Q38.2 Макроглоссия;
— Q38.3 Другие врожденные аномалии языка;
— Q67.4 Другие врожденные деформации черепа, лица и челюсти;
— Q75 Другие врожденные аномалии (пороки развития) костей черепа и лица;
— S02.5 Перелом зуба;
— S03.2 Вывих зуба;
— Y83.4 Другие виды восстановительной хирургии по поводу врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений Q35—Q37;
— K00 Нарушения развития и прорезывания зубов;
— К01 Ретенированные и импактные зубы;
— К02.1 Кариес дентина;
— К03.0 Повышенное стирание зубов;
— К03.1 Сошлифовывание зубов;
— К03.5 Анкилоз зубов;
— K03.6 Отложения (наросты) на зубах;
— K03.7 Изменение цвета твердых тканей зубов после прорезывания;
— К04 Болезни пульпы и периапикальных тканей;
— К05 Гингивит и болезни пародонта;
— К07 Челюстно-лицевые аномалии (включая аномалии прикуса);
— К07.6 Болезни височно-нижнечелюстного сустава;
— К08.0 Эксфолиация зубов вследствие системных нарушений;
— К08.1 Потеря зубов вследствие несчастного случая, удаления зубов или локализованной пародонтальной болезни;
— К10.2 Воспалительные заболевания челюстей;
— К11.0 Болезни слюнных желез;
— К12 Стоматит и родственные поражения;
— К13 Другие болезни губ и слизистой оболочки полости рта.
По другим заболеваниям врачи-стоматологи участвуют в проведении диспансеризации на ее этапах: синдромы первой и второй жаберных дуг, Франческетти—Колинза, Робена, Олбрайта и др., черепно-ключичный дизостоз, ангидротическая эктодермальная дисплазия, пороки развития периферической сосудистой сети и сосудистые новообразования, нейрофиброматоз (I тип), херувизм, доброкачественные и злокачественные опухоли челюстных костей и мягких тканей, ретикулогистиоцитозы (эозинофильная гранулема, болезни Зенда—Шюллера—Крисчена, Латтерера—Зиве), травмы мягких тканей и челюстных костей, красный плоский лишай.
В порядок диспансерного наблюдения детей введены наименования врачебных специальностей и кратность их осмотров при различных нозологических формах и клинических ситуациях. При определении необходимых методов обследования проведена детализация каждого из них, например, при наличии зубочелюстных аномалий клинический — 1 раз в 1—3 мес, антропометрический (измерение моделей, фотографий лица, расчет телерентгенограмм, построение графических кривых зубных рядов, компьютерное моделирование моделей зубных рядов, лица в виде визуализированного результата ортодонтических перемещений, челюстно-лицевых операций) — один раз в полгода — год первые три года, далее один раз в три года, функциональный — клинический (функциональные пробы, окклюзография) — 1 раз в 1—3 мес, аппаратурный (электромиография, кинезиграфия, электромиокинезиграфия, стабилометрия, определение окклюзионных контактов, вестибулотонометрия, аксиография, мастикациография, реопародонтография, периотестометрия и др.) — при необходимости 1 раз в 1—3 мес первые два года, далее 1 раз в 3 года, лучевой (внутриротовая — 1 раз в 3—12 мес в первый год при наличии показаний; внеротовая рентгенография, телерентгенография, ортопантомография, визиография, томография, зонография, электрорентгенография, электротомография, рентгенокинематография, контрастирование сустава (артрография), мультиспиральная компьютерная томография и ее разновидности, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование) — один раз в 1—3 года.
Для повышения качества, эффективности стоматологической медицинской помощи и достижения ее доступности был разработан Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, в том числе заболеваниями челюстно-лицевой области (Приказ Минздрава РФ №946н от 3 декабря 2009 г. с последующей его актуализацией 13 ноября 2012 г., Приказ Минздрава РФ №910н от 13 ноября 2012 г.). Он полностью охватывает маршрутизацию детей со стоматологическими заболеваниями по всем нозологическим формам. Ежеквартально на совместных заседаниях Профильной комиссии Минздрава РФ по детской стоматологии, Стоматологической ассоциации России, федеральных и региональных Главных стоматологов проводится его обсуждение и обновление.
Основными задачами детского врача-стоматолога медицинской организации, в которой ребенку оказывается первичная медико-санитарная помощь, при проведении диспансеризации являются:
1. Составление списков детей, подлежащих диспансеризации.
2. Привлечение детей с помощью врачей-педиатров для ежегодных осмотров врачами-стоматологами детскими в соответствии с Приказом Минздрава РФ №910н от 13 ноября 2012 г. «Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».
3. Проведение медицинских осмотров детей по итогам первого и второго этапов диспансеризации, составление индивидуальных планов диспансеризации с указанием диагностических, профилактических, лечебных мероприятий по срокам, интервалам, методам.
4. Проведение краткого профилактического консультирования родителей детей с выявленными стоматологическими заболеваниями и факторами риска их развития, направление к врачам-специалистам для проведения мероприятий, не входящих в объем диспансеризации.
5. Заполнение отчетной и учетной медицинской документации.
6. Подведение итогов диспансеризации.
Проведение медицинских осмотров и других этапов диспансеризации может осуществляться врачами-стоматологами детскими детского стоматологического кабинета, стоматологического кабинета в образовательных организациях, детской стоматологической поликлиники, детского стоматологического отделения. Для повышения качества, эффективности стоматологической медицинской помощи и достижения ее доступности в Российской Федерации создана законодательная, нормативная и методическая база, условия для материально-технического оснащения медицинских организаций, высшая цель которых — повышение уровня здоровья детей в стране.