При невозможности применения несъемных шинирующих конструкций для лечения хронического генерализованного пародонтита различной степени тяжести, осложненного частичным отсутствием зубов, применяются перекрывающие протезы с различными способами фиксации.
До настоящего времени остается недостаточно изученным вопрос применения таких конструкций при лечении патологии пародонта и их влияния на изменение глубины пародонтальных карманов и индекса CPITN в динамике.
CPITN — индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта. Данный индекс позволяет следить за динамикой процесса и эффективностью проводимых лечебных мероприятий, что крайне необходимо при лечении воспалительных заболеваний пародонта. Индекс CPITN позволяет оценивать состояние пародонта не только у отдельных пациентов, но и у целых групп. Данный индекс позволяет следить за динамикой процесса и эффективностью проводимых лечебных мероприятий.
Цель исследования — выбор наиболее оптимальной конструкции перекрывающих протезов при ортопедическом лечении пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом. Задача исследования: изучить воздействие различных конструкций перекрывающих протезов при ортопедическом лечении хронического генерализованного пародонтита различной степени тяжести на изменение глубины пародонтальных карманов и индекса CPITN в динамике.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 103 человека. Всем пациентам по показаниям проводилось хирургическое, физиотерапевтическое или терапевтическое лечение заболеваний пародонта, после чего приступали к протезированию.
Так как пациенты отбирались с уже развившейся стадией хронического генерализованного пародонтита средней или тяжелой степени тяжести, осложненной частичным отсутствием зубов, то они нуждались не только в устранении воздействия травматической окклюзии, в лечении гингивита, патологических зубодесневых карманов, но и в восстановлении целостности зубных рядов съемными конструкциями протезов.
Проводилось сравнение трех разновидностей перекрывающих протезов, в связи с чем пациенты были разделены на группы:
— 1-я группа пациентов с фиксацией на литых колпачках — 80 протезов с перекрытием 325 зубов;
— 2-я группа пациентов с телескопической системой фиксации — 24 протеза с перекрытием 96 зубов;
— 3-я группа пациентов с фиксацией на корневых сферических аттачменах — 27 протезов с перекрытием 71 зуба.
Глубина патологических зубодесневых карманов измерялась с помощью специальных зондов CPITN, которые имеют шарик на рабочем конце и градуированы для большей точности специальной мерной шкалой (0,5; 3,5; 5,5 и 11,5 мм).
Для всех групп пациентов, пользующихся различными конструкциями перекрывающих протезов, были произведены расчеты средних показателей индекса CPITN до протезирования, через 1 нед, 6 мес, 1 год после лечения.
Всем пациентам давались рекомендации, заключающиеся в обязательном применении помимо обычных средств гигиены еще и вспомогательных: использование ирригатора полости рта и специальных таблеток для химической очистки съемных протезов.
Результаты. Средний показатель индекса CPITN в 1-й группе пациентов с фиксацией перекрывающих протезов на литых колпачках до протезирования составил 3,1. Среднее снижение показателей индекса CPITN в данной группе через 1 нед после их изготовления произошло на 0,4 ед от изначальных показателей. Через полгода показатель индекса в группе увеличился на 0,1—2,8, так как у 11 пациентов отмечалась ненадлежащая гигиена полости рта, что привело к воспалению маргинальной десны.
Помимо воспалительных явлений у 5 пациентов из 11 отмечалось углубление пародонтальных карманов до показателей, соответствующих пародонтиту тяжелой степени тяжести — 9 (2,77%) зубов.
Через 1 год пользования протезами был повторно рассчитан индекс CPITN для 1-й группы пациентов. Произошло улучшение показателя на 0,1 от данных, полученных через полгода после изготовления постоянных конструкций, что составило 2,7 ед. При зондировании кровоточивость и незначительное гноетечение из патологических зубодесневых карманов сохранились у 4 из 11 пациентов — 4 (3,88%) зуба. При этом у них констатировалось увеличение глубины патологических зубодесневых карманов до показателей, соответствующих хроническому генерализованному пародонтиту тяжелой степени тяжести. Помимо этого, у данных пациентов было удалено 7 (2,15%) зубов, в связи с увеличением резорбции альвеолярной кости более чем на 3/4 длины корня.
Наблюдение за пациентами 1-й группы показало, что через 1 год пользования протезами увеличение глубины пародонтальных карманов от изначальных показателей произошло у 13 (4%) зубов, показатели индекса CPITN улучшились на 0,4 (10%) ед, количество зубов с увеличившейся резорбцией альвеолярной кости составило 8 (2,46%), удалено в дальнейшем 7 (2,15%) зубов.
Во 2-й группе пациентов с фиксацией перекрывающих протезов на телескопических коронках изначальный показатель индекса CPITN составил 2,9 ед. Через 1 нед после начала использования протезов индекс в данной группе составил 2,7 ед. Через полгода значение индекса увеличилось на 0,1 ед. Это также связано с несоблюдением гигиены 5 участниками группы, приведшим к обострению хронического генерализованного пародонтита. У 2 из 5 пациентов [3 (3,12%) зуба] произошло увеличение глубины пародонтальных карманов от показателей, характерных для пародонтита средней степени тяжести, до показателей при пародонтите тяжелой степени тяжести.
Через 1 год после лечения показатель индекса CPITN вернулся к значению, полученному через неделю после припасовки и наложения протезов — 2,7 ед. Гигиеническое состояние осталось неудовлетворительным только у одной пациентки. При зондировании у нее отмечались кровоточивость и гноетечение из пародонтальных карманов. Помимо этого, у данной пациентки были удалены 2 зуба в связи с увеличением резорбции альвеолярной кости более чем на 3/4 длины корня.
Таким образов, во 2-й группе пациентов через 1 год пользования протезами увеличение глубины пародонтальных карманов было зафиксировано у 3 (3,12%) зубов, показатели индекса CPITN улучшились на 0,3 ед (7,5%), количество зубов с увеличившейся резорбцией альвеолярной кости составило 4 (4,17%), удалено в дальнейшем 2 (2,08%) зуба.
В 3-й группе пациентов с фиксацией на сферических корневых аттачменах до лечения индекс CPITN составил 2,7. Среднее снижение его показателя через 1 нед после изготовления перекрывающих протезов произошло на 0,3 ед и составило 2,4. Через полгода показатель индекса в группе незначительно увеличился и составил 2,5. Через 1 год после изготовления протезов был повторно рассчитан индекс CPITN для данной группы пациентов. Произошло улучшение показателя на 0,1, что составило 2,4 ед. У 2 пациентов была незначительная кровоточивость при зондировании, но гнойного отделяемого из патологических зубодесневых карманов не отмечалось. Надо особо отметить, что увеличения глубины пародонтальных карманов ни на одном этапе лечения в данной группе не отмечалось.
Наблюдение за пациентами 3-й группы показало, что через 1 год пользования протезами увеличение глубины пародонтальных карманов от изначальных показателей и удаления зубов не отмечалось, показатель индекса CPITN улучшился на 0,3 (7,5%), количество зубов с увеличившейся резорбцией альвеолярной кости составило 1 (1,41%).
Вывод. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что явных преимуществ между фиксацией перекрывающих протезов на литых колпачках и фиксацией с помощью телескопических коронок не отмечается. Перекрывающие протезы с фиксацией на сферических корневых аттачменах показали самые лучшие результаты. За годовой период наблюдения ни один показатель не изменился в худшую сторону, кроме незначительного увеличения степени резорбции альвеолярной кости — всего у 1 (1,41%) зуба.