Ломиашвили Л.М.

Стоматологический факультет, кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия" Минздрава России

Золотова Л.Ю.

Стоматологический факультет, кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия" Минздрава России

Нагаева М.О.

Стоматологический факультет, кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия" Минздрава России

Пути повышения знаний и умений у студентов стоматологического факультета

Авторы:

Ломиашвили Л.М., Золотова Л.Ю., Нагаева М.О.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2013;6(1): 57‑60

Просмотров: 328

Загрузок: 4


Как цитировать:

Ломиашвили Л.М., Золотова Л.Ю., Нагаева М.О. Пути повышения знаний и умений у студентов стоматологического факультета. Российская стоматология. 2013;6(1):57‑60.
Lomiashvili LM, Zolotova LIu, Nagaeva MO. Methods for the improvement of knowledge and skills in the students of a stomatological faculty. Russian Journal of Stomatology. 2013;6(1):57‑60. (In Russ.)

Педагогический опыт высшей школы показывает, что существующие базовые формы и методы подготовки студентов необходимо дополнять факультативами и элективами на этапе как додипломного образования, так и последипломного. Знания, полученные на этих занятиях, помогут выпускникам самостоятельно принимать решения в частных клинических случаях, правильно оценивать клиническую ситуацию, т.е. повысить качество оказания стоматологической услуги.

Для повышения практических навыков при поддержке компании 3М ESPE на кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии студентам III-V курса были предложены мастер-классы, а врачам-интернам и ординаторам - симуляционные занятия по следующим темам: 1) «Восстановление дефектов твердых тканей фронтальной группы зубов, локализующихся в придесневой области», 2) «Восстановление твердых тканей зубов фронтальной группы с повреждением режущего края с использованием "силиконового ключа" материалами Filtek Ultimate Flowable (3М ESPE), Filtek Ultimate (3М ESPE) с адгезивной системой Adper Single Bond 2 (3М ESPE), с последующей полировкой пломб системой Sof-Lex» (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Мастер-класс со студентами V курса. Доцент Л.Ю. Золотова (в центре).
Рисунок 2. Ассистент Д.В. Погадаев: демонстрация этапа реставрации.

Данные темы охватывают и проблемы эстетической стоматологии, и влияние пломбировочного материала на ткани пародонта. Не менее важно для долгосрочного восстановления пришеечных дефектов применение знаний, полученных при изучении фундаментальных и смежных дисциплин. Поэтому на первом этапе студентам, врачам-интернам, ординаторам преподавателями кафедры были предложены для изучения следующие актуальные вопросы: физико-химические свойства материала Filtek Ultimate [1], клинические аспекты применения реставрационных материалов, способы улучшения лечения дефектов твердых тканей зуба в придесневой области [2], выбор адгезивной системы, выбор ретракционной нити, способы коррекции десневого края, реакция тканей пародонта на врачебные манипуляции и композиционные материалы при лечении придесневых дефектов.

На втором этапе была предложена обзорная лекция о способах восстановления анатомической формы зубов, где особое внимание уделялось выбору реставрационного материала, состоянию тканей зубов, возможным трудностям и ошибкам при пломбировании данных дефектов, способам их устранения, последствиям врачебных ошибок.

На третьем этапе под руководством ассистентов отрабатывались мануальные навыки на фантомных зубах (либо удаленных) (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Студентка V курса: работа на фантоме.
Рисунок 4. Врач-интерн: работа на удаленном зубе.

При освоении темы «Прямое восстановление дефектов твердых тканей зубов IV класса Блэка с использованием «силиконового ключа», выполненное A-силиконовой оттискной массой 3М ESPE и универсального нанокомпозитного материала четырех уровней опаковости Filtek Ultimate (3М ESPE)» было отработано два варианта ситуации. Первый: предварительное снятие оттиска язычной поверхности зуба до его препарирования (рис. 5-9).

Рисунок 5. Снятие оттиска с фантомной модели A-силиконовой оттискной массой 3М ESPE.
Рисунок 6. Отпрепарированная на фантомной модели в 2.1 зубе полость по IV класса Блэка.
Рисунок 7. Восстановленная полость до этапа полировки.
Рисунок 8. Полировка дисками Sof-Lex на модели.
Рисунок 9. Полировка дисками Sof-Lex на фантоме студентами V курса стоматологического факультета.

Второй вариант работы заключался в предварительном восстановлении небной стенки пломбировочным материалом после препарирования кариозной полости, затем получали оттиск, ликвидировали временную реставрацию. Последующие этапы работы не отличались от первого варианта.

В настоящей работе были рассмотрены ситуации: как четырьмя одинаковыми оттенками СО, А2, А3D, А1 можно получить реставрации с различной прозрачностью, т.е. реставрации для людей разного возраста. Обращено внимание участников на создание контактного пункта с использованием светопроводящего клина и индивидуально изготовленного с помощью Filtek Ultimate Flowable (3M ESPE).

При восстановлении дефектов твердых тканей зубов V класса Блэка с использованием текучего и универсального нанокомпозитного материала Filtek Ultimate Flowable (3M ESPE), Filtek Ultimate (3М ESPE) были смоделированы три ситуации уровня расположения придесневой стенки относительно маргинального края: выше, на уровне десны и ниже на 1-2 мм. Рассмотрены вопросы хирургической коррекции десневого края, процессы, происходящие в тканях зуба при нагрузках. При этом участники мастер-классов были не пассивными слушателями, а активными участниками, так как им заранее предлагалась проблема на изучение.

В конце занятий каждый участник побывал в роли врача-эксперта, оценивая выполненные реставрации друг у друга.

В работе приняли участие 80 студентов, врачей-интернов и ординаторов. Из доверительных бесед с участниками, которые проводились по окончании занятий, следует, что данные циклы необходимы для улучшения мануальных навыков, повышения информированности в области стоматологических материалов (рис. 10-12).

Рисунок 10. Окончательный вид работы студента V курса.
Рисунок 11. Окончательный вид работы врача-интерна (зуб 1.1).
Рисунок 12. Окончательный вид работы врача-ординатора (зуб 1.1).

На основании проведенных занятий нами сделаны следующие выводы:

1. Студенты с большим желанием участвуют в мастер-классах.

2. Врачи-интерны и ординаторы, а также студенты старших курсов, имеющие некоторый опыт применения композиционных материалов, смогли лично оценить особенности и результаты работы с предложенными пломбировочными материалами.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.