Изменение формы и цвета зубов может быть вызвано гипоплазией эмали, при которой нарушены не только процессы минерализации, но и построение белковой матрицы в результате недостаточной функции энамелобластов [2]. В монографии М.И. Грошикова [1] отмечено, что гипоплазия тканей возникает при нарушении метаболических процессов зачатков зубов под влиянием нарушения минерального и белкового обмена в организме плода или ребенка. Недоразвитие эмали необратимо, т.е. оно остается на весь период жизни.
Исследования P. Morabito, P. Defabianis [5] показали, что у 11,3% обследованных лиц выявляется гипоплазия эмали. В 47,1% случаев у пациентов регистрируют пятнистую форму гипоплазии, в 29,4% - эрозивную, в 4,7% - бороздчатую, в 18,8% - смешанные формы. Тогда как, по данным Л.П. Кисельниковой и соавт. [4], у детей 6-12 лет пятнистая форма гипоплазии выявляется в 60% случаев, эрозивная и бороздчатая - в 25% , смешанная - в 15%.
Очень редко встречается чашеобразная форма гипоплазии эмали [3]. На группе зубов одного периода формирования по режущему краю и жевательной поверхности или на вестибулярной и щечной поверхностях на некотором расстоянии от режущего края и бугорков видны одиночные, крупные чашеобразные горизонтально расположенные углубления.
При однократно перенесенных заболеваниях чашеобразные углубления появляются на группе зубов одного периода формирования, они расположены на одном уровне, одинаковой глубины и ширины.
Дефекты, расположенные по режущему краю зубов и на бугорках с выходом на апроксимальные поверхности, имеют по одной стенке. Режущие края резцов или бугорки моляров при данной патологии обычно сильно истончены. Часто истонченные участки зубов скалываются, при этом дефекты могут быть симметричны на зубах одного периода формирования. Кроме того, иногда на пораженных зубах имеется вертикальная перетяжка или пигментированная бороздка с вестибулярной или с язычной поверхности. Больные предъявляют жалобы на острые режущие края или бугорки зубов в области сколов, на косметический дефект.
Локализация пятен или дефектов по режущему краю резцов или на бугорках первых моляров указывает на то, что пациентка переболела каким-либо заболеванием в возрасте 4,5-6 мес, так как именно в данный период происходит минерализация этих зубов.
Материал и методы
В клинику обратилась пациентка Д. 26 лет с жалобами на косметический дефект фронтальных резцов, острые режущие края. Из анамнеза: со слов больной - частые инфекционно-вирусные заболевания, детские инфекции с первых месяцев жизни. Вредные привычки отрицает. Постоянные резцы и первые моляры прорезались, со слов пациентки, с неровным режущим краем и бугорками, с «шершавой рытвиной» у края. С течением времени происходила постепенная стираемость и скол режущих краев в области центральных резцов. Пациентка Д. в течение последнего года отмечала гиперчувствительность резцов при накусывании, при приеме холодных напитков.
Объективно: конфигурация лица не изменена, кожные покровы нормальной окраски, лимфатические узлы не пальпируются, открывание рта свободное.
Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, достаточно увлажнена, без дефектов. Прикус ортогнатический. Регистрируются диастемы и тремы в области фронтальных зубов.
Оценка одонтоглифики (формы зубов) показала, что центральные резцы на верхней и нижней челюстях имеют косые сколы режущих краев (рис. 1, 2).
На небных поверхностях и слепых ямках резцов и клыков верхней челюсти визуализировались темные бороздки, плотные при зондировании, не окрашиваемые кариес-детектором (рис. 3).
На основании данных анамнеза и клинического обследования пациентке был поставлен диагноз чашеобразной формы гипоплазии эмали.
После получения информированного согласия пациентке Д. была проведена реставрация верхних резцов с помощью материала Filtek: dentin (UD), emal-А2, режущий край - прозрачный оттенок I (рис. 4).
Осуществлено пришлифовывание резцов нижней челюсти. От их реставрации пациентка отказалась.
Таким образом, изготовление прямых виниров, проведенное пациентке Д., позволило добиться хорошего эстетического результата лечения.