Среди новообразований лор-органов опухоли полости носа по частоте занимают одно из первых мест, уступая лишь поражениям гортани. Их классифицируют на три большие группы. К первой относятся доброкачественные образования — хондромы, остеомы, ангиомы, папилломы и т. д. [1]. Вторая группа включает в себя злокачественные опухоли — эпителиальные (раки) и неэпителиальные (эстезионейробластомы, меланомы и др.) [2]. Третью группу составляет довольно широкий спектр нозологических единиц — так называемые опухолеподобные образования, к которым относятся кисты, полипы, в том числе и мукоцеле околоносовых пазух (ОНП) [2—5].
Впервые термин «мукоцеле» был представлен M. Rollet в 1896 г. [6]. Среди отечественных авторов, акцентирующих внимание на этой патологии, можно отметить работы В.И. Воячека, С.С. Головина, Н.Д. Ходякова, Я.И. Альпина и многие другие [7—9].
Мукоцеле представляет собой доброкачественное экспансивное кистоподобное образование, заполненное слизью и выстланное респираторным эпителием. Его содержимое богато муцином и иногда содержит холестерин, жиры и эпителиальные клетки [10]. Как правило, образование медленно растет и обладает местным агрессивным характером. Постепенно продуцируя слизь в своей полости, оно увеличивается в размерах, деформируя и разрушая окружающие костные стенки. Кроме того, мукоцеле может обтурировать соустья пазух, нарушая их дренирование и создавая тем самым предпосылки для формирования синуситов.
Частота встречаемости этой патологии как у мужчин, так и у женщин одинакова, в основном мукоцеле обнаруживается у пациентов в возрасте от 30 до 50 лет. В 70% случаев мукоцеле развивается в лобной пазухе, реже — в клетках решетчатой кости, верхнечелюстной и основной пазухах [11—15]. В литературе также было выделено 8 случаев нетипичной перегородочной локализации, связанной с ее пневматизацией [16]. Такой анатомический вариант некоторыми авторами описывается как «перегородочный синус», который может сообщаться с клиновидными пазухами (рис. 1)
Наиболее частыми причинами возникновения мукоцеле являются хронические инфекции, аллергические заболевания, травмы либо предшествующие хирургические вмешательства. Однако в отдельных случаях этиологию выяснить невозможно. Бессимптомное течение и медленный рост мукоцеле могут стать причинами его несвоевременной диагностики.
В качестве иллюстрации приводим следующее клиническое наблюдение.
Клиническое наблюдение
Пациент 63 лет обратился в Центральную клиническую больницу гражданской авиации с жалобами на затруднение носового дыхания, чувство стекания слизи по задней стенке глотки, снижение обоняния. Первые симптомы стал отмечать около 5 лет назад после получения травмы носа. Обратился к врачу-оториноларингологу, который при эндоскопическом осмотре выявил гладкое гигантское образование в задних отделах перегородки носа, затрудняющее визуализацию носоглотки (рис. 2).
По данным компьютерной томографии (КТ) носа и ОНП с контрастированием (омнипак 50 мл), в верхних отделах перегородки носа было выявлено округлое образование с четкими ровными контурами, однородной структуры, плотностью 22—30 ед. Н, размером 40×35×29 мм, заполненное патологическим содержимым и распространяющееся в полость носа (рис. 3).
В связи с наличием травмы носа в анамнезе необходимо было исключить мозговую грыжу с ликворным содержимым, для чего дополнительно были проведены магнитно-резонансная томография (МРТ) и пункция мукоцеле. На полученных снимках было визуализировано округлое объемное образование с однородно повышенным сигналом во всех режимах, с ровными и четкими контурами, без признаков интракраниального распространения, деформирующее ячейки решетчатой кости, а также верхние и средние носовые раковины (рис. 4).
Пациенту было предложено хирургическое лечение и после получения согласия проведено удаление мукоцеле перегородки носа под эндоскопическим контролем (рис. 6).
Результаты гистологического заключения: 1) макроскопически — вскрытое кистозное образование размером 3,5×2 см, толщина стенок — от 0,1 до 0,6 см. Наружная поверхность гладкая. На внутренней стороне — плотноватые и рыхлые коричневатые наложения; 2) микроскопически: стенки кисты представлены волокнистой соединительной тканью, выстланной уплощенным однорядным или утолщенным многослойным плоским неороговевающим эпителием. На части участков к стенке прилежат организованные массы с многочисленными кристаллическими массами, окруженными клетками рассасывания инородных тел (по типу холестеатомных масс), имеются сидерофаги. В части полей зрения — содержимое кисты с участками грануляционной ткани. Гистологическая картина соответствует клиническому диагнозу мукоцеле (рис. 9).
По данным послеоперационной риноскопии — перегородка носа по средней линии, дефектов нет (рис. 10).
Обсуждение
Обычно мукоцеле протекает бессимптомно до момента его проникновения в соседние структуры. Клиническая картина зависит от размеров мукоцеле, его локализации и наличия осложнений. Первоначально образование занимает полость пазухи или пневматизированной клетки, расширяя ее, затем может прослеживаться эрозия костных стенок и сдавление близлежащих структур. Таким образом, независимо от причины заболевания, мукоцеле оказывает остеолитическое действие с резорбцией кости [18]. В представленном клиническом случае у пациента в анамнезе была травма носа, а в заключении цитологического исследования отмечалось наличие сидерофагов в содержимом образования. Возможным механизмом формирования этой патологии могло стать посттравматическое кровотечение в пневматизированную перпендикулярную пластинку решетчатой кости с формированием гематомы и мукоцеле.
Наиболее частыми симптомами в этих случаях являются чувство давления или боль в лицевой области, гипоэстезия, связанная с компрессией ветвей тройничного нерва, и заложенность носа. Довольно распространенным осложнением мукоцеле является инфекция с формированием пиоцеле, что приводит к появлению хронического болевого синдрома [19].
Несмотря на большие размеры образования, в представленном клиническом случае у пациента отсутствовали сопутствующие осложнения, вызванные сдавлением близлежащих структур. Основной жалобой, заставившей его обратиться к врачу, стало прогрессирующее затруднение носового дыхания.
Прежде чем определять объем и тактику хирургического лечения, мукоцеле перегородки носа следует дифференцировать от некоторых срединных образований полости носа срединной локализации, таких как энцефалоцеле, менингоцеле, дермоидная киста, гематома или абсцесс, доброкачественные новообразования и опухолеподобные заболевания полости носа [20].
Клинически мукоцеле отличается от мозговой грыжи отсутствием напряжения, пульсации и изменения объема при дыхании. Давление на энцефалоцеле или менингоцеле сопровождается симптомами компрессии головного мозга (замедление пульса, судороги). Дермоидную кисту отличают наличие толстой стенки и содержимое, включающее салоподобную либо желеобразную массу с чешуйками эпидермиса, волосами, кристаллами холестерина, костными включениями, зубами.
Помощь в постановке диагноза могут оказать такие исследования, как КТ, МРТ, гистологическая верификация стенки образования и цитологическая оценка его содержимого. Классическая МРТ-картина мукоцеле в Т1-режиме представлена как гипоинтенсивный очаг, в Т2-режиме — как гиперинтенсивный, хотя эти представления могут меняться в зависимости от содержания воды и белка в секрете (гиперинтенсивный сигнал в T1 при большом содержании белка) [16]. При проведении КТ типичными признаками мукоцеле являются гладкие четкие края, возможна эрозия близлежащих костных стенок [20].
Наиболее эффективным способом лечения этой патологии является создание большого сообщения между полостью носа. В представленном клиническом случае из-за больших размеров мукоцеле пришлось резецировать часть перпендикулярной пластинки решетчатой кости, формирующей его капсулу, с одномоментной попыткой закрытия образовавшегося дефекта в перегородке носа.
Заключение
Мукоцеле перегородки носа является редкой патологией и в связи с этим представляет сложность в диагностике и выборе хирургической тактики. На основании представленного клинического случая следует акцентировать внимание на значении эндоскопической визуализации, несмотря на то что вмешательство проводилось на перегородке носа. Мукоцеле было не только вскрыто, как в других подобных случаях, но и резецировано с участком перпендикулярной пластинки решетчатой кости, поскольку образование практически полностью закрывало просвет полости носа, и в противном случае не удалось бы обеспечить пациенту свободное носовое дыхание. Сформировавшийся в ходе оперативного вмешательства дефект в задних отделах перегородки носа был полностью закрыт.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Ю.М., Г. П., Д.Р., Л.С.
Сбор и обработка материала: Ю.М., Г. П., Д.Р., Л.С.
Написание текста: Ю.М., Г. П., Д.Р., Л.С.
Редактирование: Ю.М., Г. П., Д.Р., Л.С.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Рагимова Д.Р. — https://orсid.org/0000-0001-5165-1186
Моисеева Ю.П. — https://orcid.org/0000-0001-6063-3043
Сасов Л.К. — e-mail: sasovlk@gmail.com
Пискунов Г.З. — https://orсid.org/0000-0003-2223-4812
Автор, ответственный за переписку: Моисеева Ю.П. — e-mail: skier_yula@mail.ru