Список сокращений:
ОНП — околоносовые пазухи
МСКТ — мультиспиральная компьютерная томография
Остеомы представляют собой группу остеогенных опухолей. В оториноларингологии остеомы встречаются преимущественно в синоназальной области с вовлечением лобных пазух (80—96%), решетчатого лабиринта (2—15%), верхнечелюстных пазух (2—5%) и исключительно редко в клиновидных пазухах [1, 4]. Наиболее часто остеомы развиваются в молодом возрасте при активном росте костной ткани, однако могут встречаться во всех возрастных группах. Данное новообразование характерно для мужчин: у них остеомы обнаруживаются в 2—3 раза чаще, чем у женщин. Распространенность остеом в общей популяции составляет около 1% случаев [5].
Остеомы околоносовых пазух (ОНП), как правило, бессимптомны и случайно обнаруживаются при рентгенологических исследованиях. Клинические проявления остеомы наблюдаются в случае распространения опухоли в смежные анатомические области при блокировании ими путей оттока из пазух, возникновении неврологических осложнений, а также при существенных размерах новообразования. К наиболее частым клиническим признакам остеомы относятся головная боль, вторичный синусит, экзофтальм с диплопией, периорбитальный отек и ишемия зрительного нерва [5, 6]. При распространении остеомы в полость черепа возможны неврологические расстройства, включающие сглаженность носогубной складки, эпилептиформные припадки, однако в большинстве случаев неврологическая симптоматика полностью отсутствует [1, 5].
В современной хирургии используется несколько видов хирургических доступов при удалении остеом фронтоэтмоидальной области: наружный, эндоназальный эндоскопический и комбинированный [1]. К сожалению, эндоназальные эндоскопические подходы не позволяют полностью удалить гигантские или латерально расположенные новообразования.
Приводится клиническое наблюдение гигантской (6,9×5,9×5,8 см) остеомы лобной пазухи, переходящей на передние клетки решетчатого лабиринта, при удалении которой был применен комбинированный доступ.
Больная И., 40 лет, поступила в клинику 19.04.19 с жалобами на постоянные давящие головные боли, впервые появившиеся в декабре 2017 г. Обратилась к оториноларингологу по месту жительства, поставлен диагноз «острый фронтит». Было проведено консервативное лечение, включающее разгрузочную (сосудосуживающие препараты) и антибактериальную терапию, после которого положительного эффекта не последовало. Головные боли продолжались, и пациентка была направлена к эндокринологу; поставлен диагноз «аденома гипофиза, акромегалия». В октябре 2018 г. в плановом порядке в отделении нейрохирургии проведено транссфеноидальное удаление аденомы гипофиза, однако жалобы на головную боль по-прежнему сохранялись.
Мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) ОНП в лобной пазухе выявила объемное образование размером 6,9×5,9×5,8 см повышенной однородной плотности (1500 HU), практически тотально заполняющее левый и центральный отделы пазухи, лобно-носовой карман и передние клетки решетчатого лабиринта слева, — остеому, тесно прилежащую к верхней и медиальной стенкам орбиты. Медиальная стенка орбиты и задняя стенка левой лобной пазухи локально истончены без нарушения их целостности (рис. 1—3).
По результатам обследования больная была направлена в ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России с диагнозом «новообразование левой лобной пазухи» и госпитализирована в отделение челюстно-лицевой и пластической хирургии для хирургического лечения в плановом порядке.
23.04.19 под общей анестезией с искусственной вентиляцией легких в условиях гидропрепаровки выполнен транскоронарный доступ к передней стенке лобной пазухи. Произведены отслойка кожно-апоневротического лоскута, а также мобилизация надкостничного лоскута (рис. 4).
Фрагменты лобной кости уложены в область дефекта и фиксированы титановыми пластинами и винтами для восстановления передней стенки лобной пазухи (рис. 5).
На завершающем этапе операции под контролем эндоскопа Karl Storz 0 и 30˚ выполнены ревизия лобно-носового кармана и расширение естественного соустья лобной пазухи. Тампонада полости носа пальчиковыми тампонами.
Надкостница ушита нитью викрил 3/0, мягкие ткани — викрил 3/0, 4,0 и пролен 3/0, 4/0. На рану наложена давящая асептическая повязка. Следует отметить, что во избежание послеоперационной гематомы повязка накладывалась на голову вертикально, дабы не сдавливать область лба.
Больная выписана на 10-й день после операции в удовлетворительном состоянии.
На контрольной МСКТ через 1 мес после операции (рис. 6—8)
Участие авторов:
Все авторы в равной степени участвовали в подготовке материала.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Караян А.С. — е-mail: craniofacial@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-1091-6437
Шумов К.М. — e-mail: shumovkirill@mail.ru
Серебрякова И.Ю. — e-mail: argentira@ya.ru; https://orcid.org/0000-0003-1164-092X
Ким И.А. — e-mail: irinakim_s@mail.ru
Коробкин А.С. — eLibrary SPIN: 7033-8794; https://orcid.org/0000-0002-1835-5040
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Караян А.С., Шумов К.М., Серебрякова И.Ю., Ким И.А., Коробкин А.С. Удаление гигантской остеомы лобной пазухи. Клинический случай. Российская ринология. 2019;27(2):102-105.https://doi.org/rosrino201927021102