Согласно современной классификации, грибковые поражения носа и околоносовых пазух разделяют на инвазивные и неинвазивные [1]. К неинвазивным формам относятся грибковое тело (fungal ball) и аллергический грибковый синусит.
Грибковые тела располагаются преимущественно в околоносовых пазухах [2—5]. Вместе с тем описаны редкие случаи локализации грибковых тел в полости носа без вовлечения околоносовых пазух, например в полости буллезной средней носовой раковины [6—8]. В литературе также имеются единичные казуистические описания грибковых тел полости носа [9].
В связи с изложенным выше представляем собственные клинические наблюдения грибковых тел полости носа.
Клиническое наблюдение 1
Больной К., 45 лет, в июне 2016 г. перенес эндоскопическую полисинусотомию по поводу полипозного риносинусита. Послеоперационный период протекал без осложнений. При выписке рекомендовано курсовое лечение топическими кортикостероидами в продолжение 1,5 мес. При контрольном осмотре в августе 2016 г. в полости носа обнаружено грибковое тело. Оно представляло собой скопление мицелия, похожее на комок ваты (см. рисунок),
Микроскопическое исследование материала позволило определить присутствие в нем Aspergillus niger. Лечение топическими кортикостероидами было прекращено, хотя патогенетическую связь между возникновением грибкового тела в полости носа и локальной кортикостероидной терапией в данном случае отследить невозможно. Поскольку грибковые тела при условии их полного удаления не требуют осуществления противогрибкового лечения, больному назначена ирригационная терапия физиологическим раствором для гарантированного удаления остатков друз грибов. Проведенный через 1 мес осмотр показал отсутствие признаков грибкового поражения полости носа.
Клиническое наблюдение 2
Больной B., 66 лет, обратился по поводу упорных кровянистых выделений из носа. В анамнезе — подслизистая резекция перегородки носа. Туберкулезом, сифилисом не болел, что подтверждено серологическими методами исследования. Контакта с профессиональными вредностями не имел.
При риноскопии обнаружена перфорация в переднем отделе перегородки носа с наличием по ее краю плотной бугристой ярко-розовой, кровоточащей при зондировании ткани, практически закрывающей перфорацию и переходящей на область agger nasi и медиальную стенку полости носа слева. При патогистологическом исследовании удаленной ткани выявлены признаки хронического гранулематозного воспаления с развитием грануляционной ткани и многочисленными макрофагальными гранулемами с гнойным воспалением в центре. В отдельных гранулемах присутствовали гигантские клетки и нити грибов рода Mucor. На компьютерной томограмме носа и околоносовых пазух признаков грибкового поражения пазух не выявлено. Больному проведен курс противогрибковой терапии, включающий в себя орошения полости носа раствором амфотерицина В и аппликации мази амфотерицина В в область поражения в течение 3 нед. По окончании лечения имели место исчезновение кровянистых выделений из носа и местных признаков воспаления, сокращение объема грануляционной ткани по краям перфорации.
Данное наблюдение представляет интерес в связи с тем, что мукормикоз, подтвержденный гистопатологически, клинически проявлялся неинвазивной формой заболевания, в то время как типичная для него форма — риноцеребральная, причем с быстрым распространением по ходу сосудов глазницы и через ситовидную пластинку в полость черепа [10].
Присутствие бесструктурных масс в полости носа или околоносовых пазухах не всегда свидетельствует о наличии грибкового поражения. Аналогичным образом выглядит актиномицетома полости носа. Актиномицеты — это нитчатые бактерии, способные формировать скопление бесструктурных масс, имитирующих грибковое тело [11—13].
Следует отметить, что случаи микоза полости носа, описанные в настоящей работе, не находят отражения в общепринятой классификации микозов. Ввиду этого уместно вспомнить предложение Г.З. Пискунова и соавт. относительно необходимости дополнительного включения в разряд неинвазивных микозов некоторых форм микоза полости носа и других синоназальных поражений [14].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: С.Б., Н.Б.
Сбор и обработка материала: С.Б.
Написание текста: В.М., Н.Б.
Редактирование: В.М.
Сведения об авторах
Бойко Наталья Владимировна, д.м.н., профессор [Natalia V. Boiko, MD, PhD, Professor]; адрес: Россия, 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29 [address: 29 Nakhichevanskii lane, 344022 Rostov-on-Dov, Russia]; https://orcid.org/0000-0002-1316-5061; eLibrary SPIN: 2031-2701; е-mail: nvboiko@gmail.com
Банников Сергей Анатольевич, врач-оториноларинголог [Sergei A. Bannikov, MD]; адрес: Россия, 344000, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 127 [address: 127 Pushkinskaya str., 344000 Rostov-on-Dov, Russia]; https://orcid.org/0000-0003-4450-9696; eLibrary SPIN: 8795-5947; e-mail: sabannikov@mail.ru
Миронов Василий Геннадьевич, д.м.н. [Vasilii G. Mironov, MD, PhD]; адрес: Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 [6 Akademika Lebedeva str., 194044 Sankt-Peterburg, Russia]; https://orcid.org/0000-0003-1502-7997; е-mail: mironov_lor@mail.ru