Пискунов С.З.

Кафедра оториноларингологии Курского государственного медицинского университета, Курск, Россия, 305005

О ГОЛОСЕ, речи и духовности с позиций оториноларинголога

Авторы:

Пискунов С.З.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2013;21(1): 44‑46

Прочитано: 711 раз

Как цитировать:

Пискунов С.З. О ГОЛОСЕ, речи и духовности с позиций оториноларинголога. Российская ринология. 2013;21(1):44‑46.
Piskunov SZ. . Russian Rhinology. 2013;21(1):44‑46. (In Russ.)

Звук и слово образуются в гортани, воспринимаются слуховым анализатором. Речевая функция гортани состоит в ее главном участии в формировании звуковой речи, свойственной человеку. Характеризуя вторую сигнальную систему как слово, И.П. Павлов писал, что ее базисом являются кинестезические раздражения, поступающие в высшие отделы центральной нервной системы от речевых органов: гортани, голосовых складок, языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, глотки. Звукообразование и звуковосприятие в организме человека должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, как единая функциональная система. Голос, речь и слух представляются в виде общей сигнальной системы с аффектором и эффектором, взаимодействующими на основе обратной связи с саморегуляцией (7).

«Вначале было слово. И слово было у Бога, и слово было Бог» (Евангелие от Иоанна). Слово, как основной элемент второй сигнальной системы, превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослым. Слово, как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляется обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью высшей нервной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума [5].

Оториноларингология - одна из главных медицинских специальностей, выделяющаяся из всех клинических дисциплин тем обстоятельством, что в нее входят два социально важных раздела, от которых зависит духовное формирование человека: фониатрия с логопедией - наука о голосе и речи; сурдология или аудиология - наука о слухе.

Фониатрия является медицинской специальностью, изучающей заболевания и функциональные расстройства голоса, речи, языкового общения и слуха, поскольку слух оказывает влияние на вышеперечисленные функции. Она базируется на анатомических, физиологических, диагностических и терапевтических принципах оториноларингологии и использует достижения других разделов медицины (неврологии, психиатрии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии), а также научных дисциплин немедицинского профиля (лингвистики, фонетики, психологии, педагогики, акустики и наук, изучающих вопросы человеческого поведения и общения).

Сформированная на основе голоса речь берет на себя главную роль в воспитании, общении и жизнеобеспечении человека. Настоящий Человек формируется, если на его мозговые центры воздействует доброе слово, проповедующее моральные принципы, сформированные православием. «Быть русским значит быть православным», - говорил Ф.М. Достоевский. В дореволюционном паспорте, как известно, не было графы « национальность», но указывалась конфессиональная принадлежность. Приняв православие, любой инородец становился русским. Именно благодаря православной вере восточноевропейские славяне осознали себя единым народом - русским, живущим в одной стране - под названием Русь. После распада императорской России, а затем СССР, постимперское и постсоветское пространство продолжает сохранять единство благодаря русскому языку. Однако это единство не есть незыблемая данность. Ее стержнем является носитель русского языка - русский народ.

Развитие русской нации немыслимо без сохранения национального языка - русского языка, который является не просто «средством общения», а, прежде всего, это народообразующий стержень, который соединяет нацию воедино. Язык - это связывающая нить между русскими людьми прошедших и будущих времен. Мы перестанем существовать как русская нация, если будет изуродован и искажен русский язык. Для национальной безопасности опасно насаждение в русском языке блатного жаргона, уголовных понятий и слов, активно внедряемых в наше сознание через телевидение, радио, печать. Язык преступников, которому навязчиво обучают молодежь, формирует в обществе преступное мышление, криминальные идеалы и преступное поведение.

Суть Русского мира - это язык, устои, культура, вера. Пока народ сохраняет свой язык, он жив. По свидетельству историка Егора Классена, венеды принесли на Балтийское море свою грамотность в 2000 году до н.э. Академик Б.А. Рыбаков утверждал: на праславянском языке говорили скифы-сколоты в V веке до Рождества Христова. В житии Кирилла и Мефодия указывается на то, что они обнаружили в Крыму Библию, написанную русскими письменами.

История развития русской нации свидетельствует о том, что притеснение русского языка было начато Петром I и продолжалось почти двести лет. Эпоха Петра - время жесточайшего разрыва культурных традиций России, уничтожение всего, что накапливалось почти столетиями. Петр приказал дворянству и всем служилым учить языки, носить платья в «талию» и немецкие камзолы, вешать в домах картины и собираться на ассамблеи. Другой части русского народа - крестьянам, купцам, мещанам и казакам - запретил делать что-либо подобное. Указы Петра вбили клин между двумя группами населения: служилыми и тяглыми, жителями нескольких больших городов и деревенским людом.

Петр I силой заставил принять новую систему ценностей: Святую Русь объявил отсталой и дикой, несовершенной и грубой; западные страны объявил цивилизованными и просвещенными, источником знания и культуры. После кровавых «реформ» Петра I русский народ фактически распался на два враждующих субэтноса: «русских европейцев» и «русских туземцев», отличающихся по образу жизни, обычаям, духовным ценностям и даже языкам. «Русскому европейцу» требовалось знание европейских языков, в первую очередь, из соображений идеологии: какой же ты европеец без французского и немецкого? Многие такие «европейцы» знали французский язык лучше русского. На этой основе формировался постоянный конфликт русских «европейцев» и «туземцев» - конфликт двух культур, двух систем ценностей, двух этических систем.

С начала XVIII века язык «русских европейцев» начал отличаться от языка «туземцев». К концу XVIII столетия он вобрал в себя множество заимствований из немецкого, латинского, французского, голландского, английского. Часть дворянства разучилась говорить на родном русском языке, для них французский стал привычнее и роднее [1]. Подавляющее большинство «туземцев» было безграмотно, это продолжалось около 200 лет. Когда Александру III доложили о сплошной неграмотности населения в ряде губерний, он написал на докладе: «И слава богу».

Планомерная и систематически ведущаяся пропаганда имеет цель ускорить процесс исчезновения русского этноса, разрушения великой русской цивилизации, достигшей в области культуры вершин, каких не знали другие нации, начиная от античности до наших дней. Но главное ее достижение - сердце русского православного человека. Антирусский характер национальной политики направлен, во-первых, на разрушение ценностных установок русского человека, основанных на Православии, во-вторых - создание таких социальных условий, при которых большинству русских приходится тратить свои силы на борьбу за существование во все более враждебной среде, угнетающей их культуру и поощряющей чуждые культуры, часто агрессивные и открыто враждебные.

Одновременно нарастает оккупация русского языка иноязычием: менеджмент, консенсус, презентация, перформанс, дилер, киллер, приватизация, ваучеризация, конверсия и т.д. Иноязычие маскирует экономические и политические преступления, воспитывает безнационального общечеловека. В настоящее время русский язык оказался в чужой иноземной воле и, искаженный, становится мощным оружием помрачнения народного рассудка, угрожая тем самым национальной безопасности русских. В связи с этим, следует вспомнить высказывание академика И.П. Павлова: «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека: он имеет слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не действиями, а со словами».

Человек представляет собой информационную систему, которая воспринимает информацию, обрабатывает ее и принимает на ее основе решение. Информационное оружие (СМИ, интернет, книги, газеты, журналы), воздействуя на человека, изменяют его психофизическое состояние в нужном для агрессора направлении, носит скрытый и массовый характер. Благоприятная для обработки сознания матрица поддерживается нищетой, безработицей, алкоголем, наркотиками, пропагандой разврата. Чем примитивнее человек, тем легче он поддается зомбированию, поэтому деградация образования, науки, здравоохранения, культуры порождает умственно неполноценного человека.

Язык - основное средство человеческого общения. В Священном Писании язык переводится как народ. Душа народа, его коллективный разум, его мировоззрение находит свое выражение именно в языке. Народ живет и творит, пока обладает своей родной речью. Замена родного языка суррогатом иностранных слов, жаргоном, сленгом - одна из опаснейших и отвратительнейших форм чужебесия, имеющая целью уничтожение основы русской православной культуры и самого русского народа.

Гортань - не только орган голоса и речи; у природно одаренных людей в гортани формируется певческий голос. Какое наслаждение испытываем мы, слушая хорошее пение, особенно классический оперный репертуар, задушевные романсы, русские народные и советские песни! Богатство и разнообразие художественных средств певческого голоса оказывает на слушателя сильное эмоциональное воздействие, способствует формированию у них нравственности, высоких моральных качеств и, прежде всего, милосердия.

Пение представляет собой «омузыкаленную речь», которая должна быть четкой, ясной и слышимой, поэтому у певца должна быть отчетливая, правильная дикция, являющаяся непременным условием художественного пения. Поэтому особое значение приобретает слово в пении, которое является наиболее доступным из всех видов музыкального искусства, оказывающего максимальное воспитательное и художественное воздействие на широкие массы [2-4]. М. Мусоргский смотрел на задачу музыкального искусства «как на воспроизведение в музыкальных звуках настроения речи человеческой». Музыка композитора неразрывно связана со словом поэта, поскольку слово - это то, что говорит поэт, а музыка - как это слово понимает композитор. Исполнитель творчески воплощает этот синтез мышления обоих авторов. Современные песни по своему словесному содержанию и музыкальной интерпретации в вульгарном исполнении не воспринимаются народом, их никто не поет.

Россия и Советский Союз были поющей страной. Еще помнится то время, когда люди пели на улице, на берегу реки, выезжая в колхоз на уборку урожая, пели в застолье, пели всюду. В конце XIX века писали, что «ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов».

Ныне все это осталось в прошлом; певучий, талантливый русский народ замолчал. На сценах кривляются, мяукают, скачут, бегают с микрофоном так называемые певцы, представители рок-стиля. Основной чертой, характеризующей эту многочисленную группу певцов, является отсутствие у них вокального образования. При пении они преднамеренно используют громкий, как правило, хриплый голос, фальцет. Они не соблюдают никаких правил вокальной техники и гигиены голоса.

Участники рок-групп кричат, хрипят, травмируют слух высокими децибелами. Певческий же голос развивается оптимально в звучании мягком, свободно льющемся. Слушатели и певцы теряют эталон правильного благородного певческого тона. В результате массово снизилась и продолжает катастрофически снижаться культура пения. В жизни гортанный, гнусавый сиплый голос дефектен, а в эфире и на телеэкране он маскируется для неискушенных слушателей ритмическими световыми, зрительными эффектами [8]. Гнусное, порочное пение делает из молодежи дегенератов, вытравливает все национальное, мелодичное. Широко звучит блатная песня. Невозможно спокойно смотреть на рок-фестивали, которые проводятся нередко с господдержкой, когда толпа начинает звереть и за считанные секунды превращается в стадо. Когда смотришь на мечущегося с микрофоном, непричесанного, небрежно одетого или полураздетого, хрипящего певца, вспоминаются стихи А.С. Пушкина:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж отдают?

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

У современных эстрадных певцов наши русские народные и советские песни звучат искаженно, как глумление, как издевка над заложенным в песне глубоком смысле. Люди с извращенными, уродливыми понятиями о добре и нравственности не способны переживать и, следовательно, передать те чистые, искренние чувства, которыми наполнены эти песни.

Настоящее искусство, накопленное работой первоклассных талантов, под влиянием средств массовой информации и, в первую очередь, телевидения, теряет свое влияние на молодежь. Сознание молодого поколения извращено бессмысленными шоу, развеселыми передачами пошлого вкуса, так называемыми дискуссиями, рекламно озвученной болтовней о никчемных событиях (почти ежедневные шоу в самое эфирное время «Прямой эфир», «Пусть говорят», «Десять миллионов» и другие), ошеломляющей ежевечерней информацией об убийствах, насилии, педофилии, коррупции. Телевизионные программы насыщены сериалами про бандитов и полицаев, где даже позитив выглядит пошлостью, поскольку он перемешан с насилием, порнографией, беспрерывно льющейся кровью. Многочисленные телешоу пропагандируют аморальность, уводят людей в мир отвлеченных идей, утопических проектов, иллюзий, мифотворчества. В телевизионных шоу «Пусть говорят», «Прямой эфир» со смаком преподносятся мерзости современной русской жизни. О таких программах и ведущих их шоуменах известный актер и поэт Леонид Филатов говорил: «Непонятно, что плетет человек на экране и про что. Возникает впечатление, будто страна - отдельно, а телевизор - отдельно, а он - из другой страны».

Еще в 1953 году писатель-фантаст Рэй Бредбери писал: «Вы сидите в комнате с телевизором, а с ним уже, знаете ли, не поспоришь. Почему? Да потому, что эти изображения на стене - это «реальность». Вот они перед Вами, они зримы, они объемны, и они говорят Вам, что Вы должны думать, они вколачивают это Вам в голову. Ну Вам и начинает казаться, что это правильно. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так приводят к заданным выводам, что Ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!».

Нынешняя идеология - это деньги и бездумные развлечения. Оккупация культурного пространства необходима как предпосылка духовного разложения и порабощения народа. Уничтожается национальное самосознание, фундаментом которого является культура. Речь идет о радикальной подмене культурных ориентиров, о сокрушении канонов русского художественного творчества, о внедрении антихристианской культуры.

В стране проводится бездарная реформа образования, связанная с «болонизацией» и введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эта «инновация» реально ведет к разрушению основы высококачественного русского - советского образования в любой отрасли знаний. В болонской системе сокращен курс фундаментального образования в пользу образования узкоспециализированного. И самый страшный удар по формированию духовности молодого поколения - выведение литературы из категории базовых предметов.

После полета в космос Ю.А. Гагарина весь мир содрогнулся и начал искать причину, почему Советский Союз достиг таких выдающихся научно-технических успехов? Ответ был найден: в Советском Союзе была лучшая в мире система образования и подготовки кадров. Джон Кеннеди сказал: «Америка проиграла России космос за школьной партой». Проводимая в стране «реформа образования» будет способствовать оболваниванию, обезличиванию, обездушиванию человека. Реформируется преподавание и в медицинских вузах, что отрицательно скажется на качестве подготовки будущих врачей. Программой «Здоровье» предусматривается приоритетная подготовка врачей для первичного звена здравоохранения (участковых педиатров, терапевтов, семейных врачей). В этой ситуации страдает специализированная медицинская помощь, в том числе и оториноларингология. Заболевания верхних дыхательных путей - самые частые заболевания человека - являются причиной развития около ста заболеваний внутренних органов (сердца, сосудов, почек, суставов, нервной системы и т.д.), которые начинаются в детском возрасте, продолжаются длительно и являются наиболее частой причиной инвалидизации и преждевременной смерти.

Плохо дышащий носом, глухой и плохо говорящий человек много теряет в своей жизни и тяжело страдает. Социальная роль болезней уха, носа, глотки, гортани чрезвычайно велика: слух и речь у ребенка и взрослого, как отмечено выше, - средство общения, инструмент для духовного и нравственного развития личности. Косноязычие, заикание, дисфония, тугоухость, глухота, глухонемота - вот перечень основных проблем, которыми повседневно приходится заниматься оториноларингологу в своей работе. Именно нашей специальности принадлежит ведущая роль в формировании социально полноценного человека.

Академик И.Б. Солдатов, возглавлявший Центральную проблемную учебно-методическую комиссию при МЗ СССР, исходя из того, что врач, наряду с профессиональными знаниями, должен быть достаточно ориентирован в области музыки, пения и других видах искусства, считал необходимым в учебном процессе дать студентам информацию о значении голоса и речи в формировании культурного и духовного уровня человека. В 1985 году в методические рекомендации для самоподготовки студентов был впервые включен блок информации о певческом голосе. Более обстоятельно о певческом голосе написано в «Лекциях по оториноларингологии» (И.Б. Солдатов, 1990 г.). На одном из заседаний проблемной комиссии профессор Э.П. Гаудинь (Рига) сделал интересный доклад о культуре вообще и культуре пения в частности, о значении оториноларингологии в формировании личности. Нам необходимо целеустремленно и настойчиво добиваться признания на государственном уровне исключительного значения оториноларингологии как ведущей клинической специальности, занимающейся изучением патологии голоса, речи, слуха, для формирования не только физически здорового человека, но и социально полноценного, духовно и культурно развитого члена общества. Современные фониатрические кабинеты и клинические ЛОР-отделения должны быть оснащены оборудованием для микроэндоларингоскопии, ларингостробоскопии, фиброларингоскопии, спектрального анализа голоса, микрохирургии гортани. Современной диагностической аппаратурой должны быть оснащены отделения слуха и речи.

Разрушение системы образования и воспитания, падение духовности и нравственности, отступление от Божьих принципов жизни, изложенных в Нагорной проповеди Иисуса Христа и послуживших в советское время основой для создания «Морального кодекса строителя коммунизма», явилось одной из главных причин, наряду с политическими и экономическими, которые привели к демографической катастрофе. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по абсолютной убыли населения, по количеству абортов и материнской смертности, по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, по числу пациентов с заболеваниями психики, по объему продажи крепкого алкоголя, по числу курящих детей, по темпам роста табакокурения, по темпам прироста ВИЧ-инфицированных, по количеству авиакатастроф и ДТП, второе место в мире по числу убийств на душу населения, третье место в мире по количеству тоталитарных сект и т.д.

В нынешних условиях вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения приобретают ключевую роль, поскольку существует угроза разрушения России, ее уникальной русской цивилизации, базирующейся на православии, а следовательно, и многоцветия и благополучия всего человечества. Достаточно вырастить одно нравственно зрелое, глубоко верующее, воздержанное, твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические окажутся решенными как бы «сами собой». Поэтому необходимо объединить усилия государства и русской православной церкви для активной борьбы с разрушительным влиянием на мировоззрение и духовно-нравственное состояние населения со стороны агрессивных по отношению к России и ее народам внешних и внутренних сил. Ввести жесткую цензуру на античеловеческую, аморальную деятельность средств массовой информации, театральные, концертные и другие зрелищные программы, пропагандирующие преступность, насилие, порнографию, разврат, наживу, презрительное отношение к труду, к гражданскому долгу, к истории и культуре родной страны, к защите Отечества.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.