Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Драпкина О.М.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии

Шепель Р.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Особенности оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий: нормативно-правовое регулирование и открытые вопросы

Авторы:

Драпкина О.М., Шепель Р.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3552

Загрузок: 157


Как цитировать:

Драпкина О.М., Шепель Р.Н. Особенности оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий: нормативно-правовое регулирование и открытые вопросы. Профилактическая медицина. 2019;22(3):5‑13.
Drapkina OM, Shepel RN. Features of medical care using telemedicine technologies: legal regulation and open questions. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(3):5‑13. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2019220315

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­чес­кие ас­пек­ты при­ме­не­ния дис­тан­ци­он­ной фо­топ­ле­тиз­мог­ра­фии: нар­ра­тив­ный об­зор. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):101-106
При­ме­не­ние ин­тел­лек­ту­аль­ных тех­но­ло­гий в ме­ди­цин­ском про­фес­си­ональ­ном от­бо­ре кан­ди­да­тов для ра­бо­ты на пред­при­ятиях неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):13-20
Сов­ре­мен­ный взгляд на воз­мож­нос­ти дис­тан­ци­он­но­го кон­тро­ля ле­че­ния боль­ных рев­ма­то­ид­ным ар­три­том. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):40-45
Фак­то­ры, влияющие на вов­ле­чен­ность и ак­тив­ное учас­тие па­ци­ен­тов с не­кон­тро­ли­ру­емой ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей в те­ле­ме­ди­цин­ском наб­лю­де­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):37-43
От­но­ше­ние вра­чей и па­ци­ен­тов к те­ле­ме­ди­цин­ским тех­но­ло­ги­ям при ока­за­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):37-43
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния те­ле­ме­ди­цин­ских тех­но­ло­гий для про­фи­лак­ти­ки, ле­че­ния и ди­на­ми­чес­ко­го наб­лю­де­ния па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми не­ин­фек­ци­он­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):149-155
При­вер­жен­ность ле­че­нию в ве­де­нии па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(7-2):26-32

Согласно данным ВОЗ [1], в 45 странах-участницах на 1000 населения приходится менее 1 врача. Для Российской Федерации (РФ), по данным ВОЗ, в 2015 г. этот показатель составил 3,975. Сопоставимые показатели имеют и страны постсоветского пространства. К примеру, в 2014 г. в Республике Беларусь на 1000 населения приходилось 4,07 врача, на Украине — 3,07 врача, в Республике Казахстан — 3,274 доктора. В то же время в США на 1000 населения приходилось 2,568 доктора, а в Греции и на Кубе — 6,255 и 7,519 врачей соответственно [1].

По данным Росстата, в РФ численность врачей на 1000 населения имеет тенденцию к снижению: по сравнению с 2010 г. значение этого показателя уменьшилось на 9,4%, составив в 2016 г. 4,64 врача на 1000 населения (рис. 1)

Рис. 1. Динамика показателя обеспеченности врачами в РФ на 1000 населения [2].
[2]. Распоряжением Правительства Р.Ф. от 03.07.96 № 1063-р (ред. от 26.01.17) «О социальных нормативах и нормах» установлен норматив обеспеченности врачами на 10 000 населения: он должен составлять 41, а снижение показателя связано со снижением реальной обращаемости населения за медицинской помощью [3]. Вместе с тем в силу ряда причин показатель обеспеченности врачами в различных субъектах в 2016 г. варьировал от 4,07 на 1000 населения в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) до 5,64 на 1000 населения в Северо-Западном ФО (СЗФО) [4]. Более того, ряд субъектов имел критически низкие показатели обеспеченности врачами. Например, в Чеченской Республике на 1000 населения в 2016 г. приходилось 2,81 врача, а в Курганской области — 2,93.

Большая протяженность РФ, расстояния между населенными пунктами и соответственно между организациями, оказывающими медицинскую помощь, низкая плотность населения в ряде субъектов и недостаточное количество врачей могут оказывать негативное влияние на качество, доступность и своевременность оказания медицинской помощи. В связи с этим идет поиск неиспользованных резервов в отечественной медицине.

К числу основных решений можно отнести использование возможностей телемедицинских технологий (ТМТ) — информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и/или их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента [5]. Телемедицина позволяет преодолеть географические барьеры и расширить доступ к экономически эффективным и качественным медицинским услугам.

В настоящее время существует более 100 определений понятия «телемедицина» (греч.: tele — вдаль, далеко; т. е. «медицина на расстоянии»). Согласно определению ВОЗ [6], телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ.

Благодаря использованию ТМТ можно решить ряд вопросов:

— компенсацию дефицита медицинского персонала в отдаленных организациях, оказывающих медицинскую помощь;

— повышение качества и доступности медицинской помощи;

— возможность организации лечебных и профилактических мероприятий по месту нахождения пациента, в том числе в труднодоступных регионах;

— оказание оперативной консультационной поддержки;

— формирование базы данных для анализа, мониторинга и прогнозирования состояния здоровья населения.

Несмотря на то что первые опубликованные упоминания о телемедицине датируются началом ХХ века, когда в Европе начали использовать транстелефонную электрокардиографию, нормативно-правовое регулирование медицинских услуг с использованием ТМТ закреплено в нашей стране совсем недавно.

Нормативно-правовое регулирование медицинских услуг с использованием телемедицины в России

Ст. 41 Конституции Р.Ф. гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [7]. В то же время, говоря о телемедицине, следует упомянуть ст. 20, 21, 23 и 24 Конституции Р.Ф., которые гарантируют право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни (личную тайну) и запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. В связи с этим основная задача, стоящая перед отечественным здравоохранением, — охватить максимальное количество населения страны доступной, безопасной и высококачественной медицинской помощью. Одним из решений этой задачи является использование ресурсов ТМТ.

В 2001 г. Приказом Минздрава России № 344 и РАМН № 76 от 27.08.01 утверждена «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации» [8]. Этот нормативный документ во многом задал вектор развития ТМТ в нашей стране. В Приказе обозначены направления использования ТМТ, определены нормативно-правовые аспекты применения ТМТ, принципы функционирования телемедицинских центров, определена роль головных научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования в реализации ТМТ и алгоритмы взаимодействия участников телемедицинского сообщества в вопросах реализации ТМТ.

Лишь спустя 16 лет вступит в силу ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих нормативно-правовые аспекты оказания медицинской помощи населению с использованием ТМТ. В частности, ст. 3 Федерального закона (ФЗ) от 29.07.17 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» внесены изменения в ФЗ от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относительно особенностей медицинской помощи, оказываемой с применением ТМТ [5]. Впервые дано определение термина «телемедицинские технологии». Кроме того, в ст. 36.2 ФЗ № 323 указано, что консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением ТМТ осуществляются с целью профилактики, сбора, анализа жалоб и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья и принятия решения о необходимости очередного очного приема (осмотр, консультация) [9]. Вместе с тем дистанционное наблюдение за пациентом положено использовать только после очного приема лечащим врачом (осмотр, консультация) при обязательном соблюдении требований законодательства РФ в области персональных данных и соблюдении врачебной тайны путем использования единой системы идентификации и аутентификации. Документирование информации об оказании медицинской помощи с использованием ТМТ осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением ТМТ при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой и с пациентами и/или их законными представителями регламентируется Приказом Минздрава Р.Ф. № 965н от 30.11.17 [10]. Согласно данному нормативному документу, ТМТ могут использоваться при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) и паллиативной медицинской помощи в любых условиях (амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно) в режиме реального времени и/или отложенных консультаций.

Консультации с использованием ТМТ могут иметь следующие формы:

— экстренная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного. Срок оказания — от 30 мин до 2 ч с момента поступления запроса на консультацию (консилиум врачей) в консультирующую медицинскую организацию;

— неотложная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни больного. Срок оказания от 3 до 24 ч с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиум врачей) в консультирующую медицинскую организацию;

— плановая — при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной помощи, если отсрочка на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.

Исчисление сроков при проведении консультаций (консилиумов врачей) в плановой форме осуществляется с момента поступления запроса на проведение такой консультации (консилиума врачей) и медицинской документации, необходимой для их проведения.

Оказание медицинской помощи с применением ТМТ осуществляется:

а) медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников (согласно Приказу Минздрава Р.Ф. от 31.12.13 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг»);

б) при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [11].

Консультация с применением ТМТ считается завершенной после получения запросившей организацией (пациентом или его представителем) медицинского заключения или протокола консилиума врачей или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации (пациента или его законного представителя). Консультант (врачи-участники консилиума) несет ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам консультации (консилиума врачей) с применением ТМТ, в пределах данного им медицинского заключения.

Материалы, полученные путем взаимодействия медицинских работников между собой или медицинских работников и пациентов (или их законных представителей), подлежат хранению в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной медицинской документации, сопутствующие материалы (аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, изображения, документация и т. д.) хранятся 1 год. Предоставление документации (их копий) и выписок из них пациенту или его законному представителю, доступа к документации и сопутствующим материалам в течение оговоренных сроков осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ.

С 1 января 2018 г. утратил силу Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.11 № 1664н (ред. от 24.08.17) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» в связи с изданием Приказа Минздрава России от 13.10.17 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», согласно которому номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении, кодирование которых представлено на схеме.

Схема. Порядок кодирования медицинских услуг

Код услуги состоит из буквенно-цифрового шифра от 8 до 11 (12 <*>) знаков. Первый знак обозначает раздел услуги, 2-й и 3-й знаки — тип медицинской услуги, 4-й и 5-й (6-й <*>) — класс медицинской услуги (анатомо-функциональная область и/или перечень медицинских специальностей), с 6-го по 11-й (7-го по 12-й <*>) — вид, подвид услуги. Перечень медицинских услуг разделен на два блока (A и B), построенных по иерархическому принципу, <*> = для раздела B [12]:

— раздел «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;

— раздел «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Следует обратить внимание, что данный нормативный документ обозначил медицинские услуги, предоставляемые с использованием ТМТ (табл. 1),

Таблица 1. Коды предоставляемых медицинских услуг с использованием ТМТ
однако кодов услуг, подразумевающих дистанционное консультирование, в данном приказе нет.

В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» к концу 2018 г. в 20 субъектах РФ должны быть организованы процессы оказания медицинской помощи с применением ТМТ [13]. Тем не менее не решен ряд вопросов, касающихся применения телемедицины в практическом здравоохранении.

Потенциальные препятствия к использованию медицинской помощи с использованием телемедицины

В 2009 г. основными препятствиями в развитии телемедицины в странах Европейского региона ВОЗ были отсутствие законодательной политики и правовых нормативов (примерно 60%), субъективные представления о высокой стоимости (50%), организационная культура, в которой отсутствуют знания об использовании информационно-коммуникативных технологий для предоставления удаленных услуг здравоохранения (40%), недостаток стандартов (менее 40%) [6]. Интересно, что уже в 2015 г. структура причин была несколько иной: основным препятствием при внедрении программ телездравоохранения стал недостаток финансирования для разработки и поддержки — 71% стран оценили это препятствие как весьма или крайне существенное (рис. 2).

Рис. 2. Препятствия к внедрению телездравоохранения в странах Европейского региона ВОЗ в 2015 г. [14].

В условиях отечественного здравоохранения трудности развития телемедицины во многом сопоставимы, однако имеют свои особенности.

1. Распространенность сети Интернет и уровень владения персональным компьютером.

Согласно данным Росстата, в 2017 г. 83,7% населения России в возрасте 15—74 лет использовали Интернет [15]. Важно отметить, что с возрастом число активных пользователей Интернета стремительно уменьшается. Так, лица в возрасте 60—69 лет пользуются Интернетом в 2 раза реже (7%), а в возрасте 70—79 лет — в 12,8 раза реже (1,1%), чем наиболее активные пользователи, т. е. лица в возрасте 25—29 лет (14,1%) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение населения РФ, активно использующего сеть Интернет, по возрастным группам, % [15].
Приведенные данные крайне важны, поскольку именно в пожилом и старческом возрасте происходит дебют большинства осложнений хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, сахарный диабет 2-го типа, болезни органов дыхания, злокачественные новообразования и т. д.), и использование ТМТ с целью диспансерного наблюдения таких пациентов становится крайне затруднительным ввиду отсутствия умения пользоваться персональным компьютером и возможностями сети Интернет. Наиболее частыми причинами отказа от использования сети Интернет служат такие причины, как «нет необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса)» и «недостаток навыков для работы в сети Интернет» (табл. 2).
Таблица 2. Домашние хозяйства, не имеющие доступа к сети Интернет по причинам отказа от ее использования, по типам поселения по Российской Федерации (доля от общего числа обследованных домашних хозяйств), % [15]
Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: те категории граждан, которые являются целевой аудиторией для применения услуг телемедицины (сельское население, лица пожилого и старческого возраста), меньше всего пользуются (или вообще не пользуются) информационно-телекоммуникационными технологиями и устройствами.

В 2017 г. 64,3% населения РФ в возрасте 15—72 лет использовали сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, среди них 41,8% — с целью получения услуг в области медицины и здравоохранения. При этом наиболее активную группу пользователей составили лица в возрасте 30—34 лет, а граждане 60—72 лет имели наименьший показатель (табл. 3).

Таблица 3. Доля населения РФ в возрасте 15—72 лет, использовавшего сеть Иинтернет для получения государственных и муниципальных услуг, по видам услуг, возрастным группам (от общей численности населения РФ в возрасте 15—72 лет, получавшего государственные и муниципальные услуги, соответствующей возрастной группы), % [16]
В силу объективных причин имеются существенные различия в пользовании сети Интернет с целью получения услуг здравоохранения и медицины между субъектами РФ: наименьший показатель в 2017 г. был зарегистрирован в Республике Дагестан (2,4% от общей численности населения в возрасте 15—72 лет, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг) и Чукотском автономном округе (3,3%), в то время как наибольший показатель был отмечен в Московской области (65,3%) и Республике Башкортостан (69%).

2. Вопросы финансирования

Безусловно, медицинские услуги с использованием ТМТ должны войти в поле действия обязательного медицинского страхования (ОМС), которое будет выступать источником финансирования, привлечения и удержания новых пациентов, ресурсом для восполнения дефицита средств. В настоящее время в ФЗ № 326-ФЗ от 29.11.10 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские услуги с использованием ТМТ не включены в базовую программу ОМС [17].

Постановлением Правительства № 1492 от 08.12.17 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» указано, что с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и/или труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования ТМТ [18]. Однако на практике окончательное решение принимают органы власти субъектов РФ.

Следует отметить, что некоторые медицинские услуги с использованием ТМТ входят в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Прежде всего это касается ЭКГ, ее передачи по каналам связи и расшифровки. В настоящее время телемедицинские консультации включены в тарифные соглашения в сфере ОМС в небольшом количестве субъектов Р.Ф. Стоимость услуг в регионах при этом значительно различается. Так, в 2018 г. телемедицинская консультация врача-онколога с использованием видеоконференцсвязи в Томской области стоила 491,4 руб., в Архангельской области полный тариф взрослым и детям за одну услугу по территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, составляет 826,86 руб., на Крайнем Севере — 1061,12 руб.; в Воронежской области — 480,77 руб., в Ямало-Ненецком автономном округе — 1670 руб., в Свердловской области — 685 руб., а в Краснодарском крае консультация врача-специалиста с использованием ТМТ стоит 410,78 руб. При этом в Москве и Санкт-Петербурге телемедицинские услуги не включены в тарифные соглашения в сфере ОМС и предоставляются исключительно на платной основе.

В настоящее время остро стоит вопрос об использовании телемедицины в рамках ОМС. Одним из путей решения служит использование ТМТ при оказании медицинской помощи, уже включенной в программу гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, поскольку ресурсы телемедицины позволяют оптимизировать лечебно-диагностические мероприятия практически во всех дисциплинах. Тем не менее для решения этого вопроса требуются системные шаги со стороны органов здравоохранения и фонда ОМС.

3. Аккредитация специалистов

Один из острых вопросов в настоящее время — аккредитация специалистов, оказывающих медицинскую помощь с использованием ТМТ. С юридической точки зрения подтверждение права специалиста оказывать этот вид медицинских услуг имеет свои особенности, в частности при международном и межсубъектном взаимодействии, что обусловлено разной законодательной базой. Согласно Приказу Минздрава России от 02.06.16 № 334н (ред. от 26.04.18) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», аккредитацию всех специалистов планируется завершить до 2025 г. [19]. Однако указанный нормативный документ не регламентирует порядок аккредитации специалистов, оказывающих медицинскую помощь с использованием ТМТ. Крайне важно разработать единый подход в этом вопросе, особенно с учетом нормативно-правовых и практических аспектов в области использования ресурсов электронного здравоохранения.

4. Сертифицирование медицинского оборудования

В последнее время на рынке появляется большое количество изготовленного на территории России и зарубежных стран медицинского оборудования и программного обеспечения, которое всячески пытаются интегрировать в систему оказания медицинской помощи с использованием ТМТ. Особенно популярны приборы дистанционного мониторинга, например уровня артериального давления, физической активности, глюкозы и т. д. Крайне важно, чтобы такое оборудование и программное обеспечение, как и иные виды оборудования, используемого в телемедицине с целью диагностики и лечения заболеваний, были сертифицированы в соответствии с государственными стандартами. В Постановлении Правительства Р.Ф. от 01.12.09 № 982 (ред. от 21.02.18) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» отсутствуют позиции в отношении оборудования, используемого в ТМТ [20].

5. Стандарты и порядки оказания медицинской помощи

В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением оказываемой в рамках клинической апробации [9]. В отношении медицинской помощи с использованием ТМТ таким документом является Приказ Минздрава России от 30.11.17 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Дистанционное консультирование по отдельным профилям (кардиология, эндокринология, хирургия) имеет свои особенности, что не отражено в существующих стандартах и порядках по отдельным направлениям [10].

6. Электронные рецепты

В соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.17 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» при проведении консультации пациентов и/или их законных представителей с применением ТМТ лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотр, консультация) [10]. При этом, согласно ФЗ от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», рецепты на лекарственные препараты, медицинские заключения, справки и медицинские изделия могут выдаваться на бумажном носителе и/или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с обязательным использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. Выдача рецептов в форме электронных документов коснулась наркотических и психотропных препаратов, однако вступит в силу это положение с 1 января 2019 г. [9].

Тем не менее, согласно ФЗ от 12.04.10 № 61-ФЗ (ред. от 28.12.17) «Об обращении лекарственных средств», окончательное решение об использовании на территории субъекта РФ наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов, остается в компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ [21].

7. Конфиденциальность информации

Информационная безопасность — крайне важная и весьма уязвимая сторона телемедицины. Существует несколько способов защиты данных (рис. 4).

Рис. 4. Способы обеспечения информационной безопасности в телемедицинской деятельности [23].
Консультации и консилиумы с применением ТМТ, а также дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента являются одной из функций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В соответствии с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», утвержденым Постановлением Правительства Р.Ф. от 05.05.18 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», информация, содержащаяся в единой системе, подлежит защите в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в соответствии с законодательством РФ о персональных данных [22]. Вместе с тем для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития единой системы необходимо:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в единой системе;

б) реализация функции защиты информации в составе интеграционных подсистем единой системы;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация единой системы на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации единой системы.

8. Информированное согласие

В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство — это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и/или медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности [9]. Таким образом, оказание медицинских услуг с использованием ТМТ можно отнести к одному из видов медицинских вмешательств.

Тем не менее в Приказе Минздравсоцразвития России от 23.04.12 № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» не упоминаются виды медицинских вмешательств, оказываемых в рамках телемедицинских услуг [24]. Кроме того, при использовании медицинских услуг с элементами ТМТ, особенно в случае дистанционного консультирования, становится проблемным оформление гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица информированного согласия, порядок подписания которого регламентируется Приказом Минздрава России от 20.12.12 № 1177н (ред. от 10.08.15) «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» [25]. В последнем случае уместно использовать дачу информированного добровольного согласия или отказа от медицинского вмешательства путем использования электронной подписи или ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет, включая порталы государственных и муниципальных услуг. Согласно Ф.З. от 06.04.11 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.17) «Об электронной подписи», электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию [26].

Заключение

Принятые в последнее время нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание медицинской помощи с использованием ТМТ, легализировали телемедицинские услуги в правовом поле. Безусловно, перспективы развития телемедицины в России носят положительный характер и позволяют оптимизировать всю систему предоставления медицинской помощи и медицинских услуг. Вместе с тем не решен ряд вопросов, которые крайне важно решить в самые короткие сроки, поскольку неэффективное оказание услуг с использованием ТМТ лишь усугубит и без того имеющиеся в настоящее время коммуникативные барьеры между врачом и пациентом.

Участие авторов:

Написание текста — Р.Ш.

Редактирование — О.Д.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Драпкина О.М. — член-корр. РАН, д.м.н., проф., директор ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; https://orcid.org/0000-0002-4453-8430; e-mail: drapkina@bk.ru

*Шепель Р.Н. — рук. отд. организационно-методического управления и анализа качества медицинской помощи, научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения, помощник директора по региональному развитию ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; адрес: 101990, Россия, Москва, Петроверигский пер., д. 10, стр. 3; https://orcid.org/0000-0002-8984-9056; e-mail: r.n.shepel@mail.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Драпкина О.М., Шепель Р.Н. Особенности оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий: нормативно-правовое регулирование и открытые вопросы. Профилактическая медицина. 2019;22(3):5-13. https://doi.org/10.17116/profmed2019220315

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.