Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» (далее Программа) ориентирована на приоритетные направления науки, технологий и техники Российской Федерации в гражданской сфере, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации № 899 от 07.07.11, а именно «индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» [1]. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 642 от 01.12.16 (далее Стратегия), изменила подход к формированию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определив их как «…важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы, и которые обеспечиваются в первоочередном порядке кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами» [2]. Далее в Стратегии уточняется: «в ближайшие 10—15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат…», в частности, «в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);».
Подпункт «в» пункта 20 Стратегии в наибольшей степени соответствует развитию медицины и здравоохранения, однако указанный переход (развитие) может быть обеспечен при реализации всех тех приоритетов, которые были ранее утверждены Указом Президента Российской Федерации № 899 от 07.07.11 и в рамках которых реализовывалась Программа. Таким образом, приоритеты, указанные в Стратегии, не просто выделяют конкретные области исследований и разработок (например, наноиндустрия, транспорт, космос, ядерная энергетика), а формулируют целевые ориентиры по достижению научных, научно-технических результатов и прорывных технологий, которые обеспечат инновационное развитие отечественного рынка продуктов и услуг, и устойчивое положение России в мире.
Цель настоящей статьи — выбор и анализ тех заявок и контрактов, которые направлены, в соответствии со Стратегией, на переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов с начала реализации Программы и по 01.10.18, а также анализ научных коллективов, принимающих участие в реализации данного направления.
Всего проанализировано 9311 заявок на участие во всех конкурсах Программы, по результатам которых заключено 2067 контрактов, доля победителей — 22,2%. Отметим, что на реализацию направления «в» Стратегии могут быть направлены заявки и проекты из всех областей: индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Например, рациональное природопользование включает проекты, имеющие такую цель, как здоровьесбережение. С медициной тесно связаны и космические исследования, и обеспечение защиты здоровья человека на транспорте, на производстве.
Для анализа заявок и контрактов использовалась Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) — официальная действующая классификационная основа в здравоохранении [3, 4]. Рассматривались классы МКБ-10 с 1-го по 20-й, т. е. класс 21 «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» и класс 22 «Коды для особых целей» не рассматривались. Определено 1133 заявки, соответствующих рассматриваемым классам МКБ-10. В результате конкурсных процедур определено победителей и заключено контрактов — 268, доля победителей — 23,7%. Общее бюджетное финансирование заключенных по МКБ-10 контрактов составляет 10 700,188 млн руб., внебюджетное финансирование — 6952,164 млн руб. Типизация по МКБ-10 и анализ заявок и контрактов проведен по следующим мероприятиям Программы:
— мероприятие 1.2 «Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики»;
— мероприятие 1.3 «Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий»;
— мероприятие 1.4 «Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач»;
— мероприятие 2.1 «Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничеств»;
— мероприятие 2.2 «Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами — членами Европейского союза»;
— мероприятие 3.1.1 «Поддержка и развитие уникальных научных установок»;
— мероприятие 3.1.2 «Поддержка и развитие центров коллективного пользования научным оборудованием».
В процессе распределения заявок и контрактов по классам МКБ-10 в качестве ключевых слов использованы наименования болезней и проблем, связанных со здоровьем, которые указаны для каждого класса. Исключения, прямо указанные в классах МКБ-10, также учитывались. Например, для раскрытия болезни мочеполовой системы в вышеуказанном документе используются следующие ключевые слова: гломерулярные болезни, тубулоинтерстициальные болезни почек, почечная недостаточность, мочекаменная болезнь, болезни почки и мочеточника, болезни мочевыделительной системы, болезни мужских половых органов, болезни молочной железы, воспалительные болезни женских тазовых органов, невоспалительные болезни женских половых органов, нарушения мочеполовой системы. Количественные результаты типизации по классам МКБ-10 заявок и контрактов Программы приведены в табл. 1.
Отметим: некоторые заявки и контракты могут относиться к двум и более классам МКБ-10. Например, заявка № 2018−14−000−0001−545/контракт № 14.577.21.0290 по теме «Разработка отечественной линейки роботизированных бионических протезов верхних конечностей, предусматривающей варианты исполнения с учетом различных степеней ампутации руки, с использованием миоэлектрического интеллектуального управления захватом и обеспечением уровня функциональности, близкого к здоровой руке человека» была отнесена к классам 17 (врожденные аномалии…) и 19 (травмы…) МКБ-10. Цели были указаны следующим образом.
— 1. Прикладная цель:
1.1. — разработка новых конструкторских и программно-технических решений в области создания многофункциональных роботизированных протезов верхних конечностей человека, предусматривающих варианты исполнения с учетом различных степеней ампутации руки с использованием миоэлектрического интеллектуального управления захватом и движением суставов, обеспечивающих уровень функциональности, близкий к здоровой руке человека;
1.2. — вывод новой продукции в области протезирования верхних конечностей на отечественный и обеспечение экспортного потенциала для вывода на международный рынок;
1.3. — замещение многофункциональных импортных протезов.
2. Социально значимые цели:
2.1. — восстановление утраченной способности и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями;
2.2. — обеспечение многофункциональной и в то же время доступной протезно-ортопедической продукцией инвалидов, лишившихся в той или иной степени верхних конечностей, их социализация и включение в полноценную общественную и экономическую деятельность;
2.3. — формирование научно-технического задела в сегменте медицинской реабилитации, связанном с разработкой и внедрением многофункциональных миоэлектрических роботизированных протезов, имеющих стоимость в несколько раз меньшую, чем зарубежные аналоги, и при этом обладающих не меньшей функциональностью, а по отдельным характеристикам даже превосходящих их, для протезирования пациентов со следующими диагнозами:
а) частичная ампутация предплечья;
б) частичная ампутация кисти;
в) врожденные пороки развития предплечья (амелия);
г) врожденные аномалии ладони;
2.4. — повышение доступности средств реабилитации за счет снижения стоимости ниже лимитов государственной компенсации;
2.5. — замещение импортных бионических протезов верхних конечностей.
В данном и подобных случаях предполагается, что финансирование выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (ПНИЭР) по проблемам медицины и здравоохранения между классами МКБ-10 распределяется равномерно.
В данной работе для сравнения с Программой была проведена типизация контрактов по классам МКБ-10, выполняемых в рамках Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), 2014—2018 гг. Для того же периода был проведен поиск публикаций для классов МКБ-10 в научных журналах, индексируемых в Scopus [5, 6]. Результаты типизации по классам МКБ-10 для Программы, РНФ и РФФИ, а также количества публикаций представлены в табл. 2.
В табл. 3 представлена корреляционная матрица для величин табл. 2.
Данные табл. 3 демонстрируют высокую степень корреляции между проектами Программы, РНФ, РФФИ и публикациями в Scopus.
Сравним количество заключенных контрактов в Программе с количеством документов, размещенных в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее ЕГИСУ НИОКТР или Система https://rosrid.ru/), и информацией о заключенных контрактах по выбранным направлениям в Российском научном фонде, который поддерживает фундаментальные и поисковые исследования (данные получены из Системы интеграции источников научно-технической информации РУСНТИ https://login.rusnti.ru/). За период 2014—2018 гг. в РФФИ выполнялось 743 проекта, которые можно соотнести с МКБ-10 (источник данных — портал РФФИ, http://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search). Результат сравнения по указанным источникам по пяти первым местам таблицы 1 (100 и более заявок) представлен в табл. 4.
Web of Science Core Collection (WoSCC) — библиометрическая база данных с наиболее сложными, жесткими условиями отбора индексируемых в ней журналов по сравнению с аналогами. Таким образом, в WoSCC содержатся исследования только самого высокого мирового уровня. Сравним интенсивность поданных заявок в Программу с количеством публикаций, проиндексированных в WoSCC, а также c количеством их цитирований за 2014—2018 гг. Для анализа используем аналитическую надстройку InCites, которая позволяет ранжировать данные WoSCC по предметным категориям Web of Science, которые могут быть легко сопоставлены с МКБ-10. Важно отметить, что Clarivate Analytics (владелец платформы Web of Science) переназначает предметные категории для статей в мультидисциплинарных журналах (в том числе и для категории «Medicine, General and Internal»), алгоритмически используя информацию, указанную в цитируемых ссылках каждой публикации. Таким образом, в предметной категории «Medicine, General and Internal» остаются только те публикации, для которых переназначение по более узким категориям осуществить не удалось, а значит, ранжирование происходит на очень хорошем уровне. В анализируемые данные не будем включать публикации журналов из «Emerging Sources Citation Index» (ESCI), который формально входит в WoSCC, но представляет только первый барьер из четырех на пути признания журналов самого высокого мирового уровня. Результат сравнения по пяти первым местам (табл. 1) (100 и более заявок), представим в табл. 5.
Отметим, что количество цитирований является более весомым критерием по сравнению с количеством публикаций при отслеживании актуальности научных направлений. Именно по данному критерию места кодов МКБ-10 совпадают практически полностью с ранжированием по количеству поданных заявок как для всего мира (отличие лишь в том, что «Болезни нервной системы» на третьем месте, а «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни» — на четвертом), так и отдельно для РФ.
Количество исполнителей Программы — юридических лиц (здесь и далее под исполнителем будем понимать организацию, юридическое лицо, которое реализует контракт в рамках Программы) в сравнении с количеством исполнителей Программы — юридических лиц, реализующих отобранные контракты по МКБ-10, по федеральным округам приведены в табл. 6. Обратим внимание, что речь идет именно об исполнителях контрактов Программы, а не об индустриальных партнерах [7].
На рис. 1 показана доля участия исполнителей Программы, нацеленных на реализацию проектов в области МКБ-10, при подаче заявок и их доля при заключении контрактов по итогам конкурсных процедур (доля фактически поддержанных заявок). Количество заявок и контрактов Программы в области медицины по федеральным округам представлено в табл. 7.
На рис. 2 показаны графики, построенные на основе данных, приведенных в табл. 7.
На рис. 2 представлена успешность заявок в области МКБ-10 по сравнению с успешностью заявок в других областях по округам. Успешность поданных в Программу заявок подробнее рассматривается в [8, 9]. Например, в Приволжском федеральном округе в области МКБ-10 подано 10% заявок относительно других областей, а заключено контрактов (по итогам конкурса заявок) 12%. В Северо-Западном — 11% заявок относительно других областей, однако заключено контрактов всего 9% относительно контрактов по другим областям. По данным, отображенным на рис. 1 и 2, можно судить, в каких округах приоритет «в» Стратегии развивается активнее других приоритетов Программы.
На рис. 3 показана динамика изменения доли финансирования контрактов в области МКБ-10 по годам относительно всех контрактов Программы. В 2019 и 2020 гг. учтено финансирование ранее заключенных контрактов и продолжающихся в указанном периоде. В 2014—2019 гг. стабильно финансируется от 10 до 13% относительно всех контрактов Программы, в 2020 г. наблюдается скачок до 17—18%.
На рис. 4 показаны изменения доли внебюджетного финансирования для всех контрактов Программы и для контрактов, относящихся к области МКБ-10. Наблюдается сходная динамика роста доли внебюджетного финансирования.
Рассмотрим участие в Программе исследователей — физических лиц (здесь и далее под исследователями будем понимать научных сотрудников так, как они определены в https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_сотрудник, а именно «нау́чный сотру́дник» — общее наименование ряда должностей ученых, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких ученых в Российской Федерации). Возрастная структура исследователей в области МКБ-10 по отношению ко всем исследователям Программы представлена на рис. 5.
Подробнее анализ возрастных характеристик исследователей в Программе и успешность конкурсных заявок федеральной целевой программы представлен в [9].
Заключение
Результаты проведенных аналитических исследований позволяют:
— оценить соответствие количества проводимых прикладных научно-исследовательских работ и экспериментальных разработок количеству проведенных фундаментальных и поисковых НИР;
— оценить публикационную активность в изданиях, индексируемых в Web of Science и Scopus, в области медицины, соответствующую МКБ-10;
— обеспечить экспертные группы, работающие по направлению «в» Стратегии (переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных), дополнительной информацией для принятия обоснованных управленческих решений;
— оценить, в каких федеральных округах РФ приоритет «в» Стратегии развивается наиболее активно;
— увидеть, какие из классов МКБ-10 являются приоритетными при реализации «в» Стратегии, а также тенденции их финансирования в Программе;
— оценить возрастную структуру исследователей в области МКБ-10 относительно всех исследователей Программы.
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России за счет средств субсидии на выполнение государственного задания ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» (проект № 075−00934−19−00).
Участие авторов:
Концепция статьи — Балкизов З.З., Зубарев А.П., Скуратов А.К..
Сбор и обработка материала — Башкина Е.М., Черченко О.В., Чечеткин Е.В..
Исследование финансирования и возрастной структуры — Скуратов А.К..
Исследование развития медицины в регионах — Балкизов З.З..
Типизация проектов медицинской тематики — Башкина Е.М..
Статистические исследования в Web of Science Core Collection и Scopus — Черченко О.В..
cтатистическая обработка данных, расчеты и построение графиков — Зубарев А.П.
Написание текста — Зубарев А.П., Скуратов А.К..
Редактирование — Черченко О.В., Скуратов А.К..
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
*Скуратов Алексей Константинович — д.т.н., проф. [Alexey K. Skuratov, PhD, Professor]; адрес: Россия, 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1 [address: str. 1, 19, st. Presnensky Val, Moscow, 123557, Russia]; https://orcid.org/0000-0002-8524-3479; eLibrary SPIN: 8852-5432; e-mail: skuratov@fcntp.ru
Балкизов Залим Замирович — к.м.н., доцент [Zalim Z. Balkizov, PhD, associate professor]; https://orcid.org/0000-0002-9536-7010; e-mail: balkiz@mail.ru
Башкина Елена Михайловна — к.т.н. [Elena M. Bashkina, PhD]; https://orcid.org/0000-0003-1473-207x; eLibrary SPIN: 2411-9710; e-mail: bem60@mail.ru
Зубарев Аркадий Павлович — к.ф-м.н. [Arkady P. Zubarev, PhD]; eLibrary SPIN: 3872-5630; e-mail: zubarev@fcntp.ru
Черченко Ольга Владимировна — научный сотрудник [Olga V. Cherchenko, MD]; https://orcid.org/0000-0002-2669-0885; eLibrary SPIN: 9972-8590; e-mail: olya.cherchenko@mail.ru
Чечеткин Евгений Владимирович — [Evgeny V. Chechetkin, MD]; e-mail: echechetkin@fcntp.ru