Роль акушерки в прегравидарной подготовке (от лат. gravida — беременность, т. е. подготовка к беременности) обсуждается как на уровне деятельности женских консультаций, так и в разрезе оптимизации работы акушерки в контексте расширения ее профессиональных обязанностей в профилактическом направлении. В настоящее время медицинское обследование женщины в большинстве случаев осуществляется при диагностике беременности, что приводит к необходимости проведения профилактических и лечебных мероприятий с учетом ее нового статуса. В связи с этим формирование репродуктивного здоровья женщины является актуальным направлением профилактической деятельности акушерки, в частности при проведении занятий в «Школах здоровья».
Цель исследования — определить приоритетные направления работы акушерки в «Школе репродуктивного здоровья». Задачи исследования включали вопросы информированности девушек по проблеме сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, понимание ими проблем профилактики репродуктивных рисков при планировании беременности, а также их ожидания помощи и поддержки от медицинских работников.
Материал и методы. Было проведено анкетирование девушек-студенток медицинского колледжа (n=81), средний возраст которых составил 18,6±0,2 года.
Результаты. Анализ результатов исследования показал, что девушки достаточно информированы об отрицательном влиянии алкоголя и потребления табака на здоровье женщины и будущего ребенка (90,1 и 86,4% соответственно). При этом учитывают влияние нерационального питания всего лишь 3,7%, а наследственных факторов — 11,1% опрошенных. Большинство респондентов (84%) не имеют представления о состоянии здоровья родителей; 56,8% отмечают недостаток знаний о влиянии здоровья женщины на здоровье ребенка, при этом 81,5% опрошенных ответили, что именно медицинские работники должны информировать будущих родителей по вопросам профилактики репродуктивных рисков. Следует отметить, что 96,8% девушек считают необходимым прохождение женщиной профилактического медицинского осмотра при планировании беременности.
Выводы. При проведении прегравидарной подготовки в «Школе репродуктивного здоровья» акушерка должна больше внимания уделять вопросам, связанным с питанием женщины, факторам риска, связанным с наследственностью, а одно из занятий посвятить оценке состояния здоровья, возможно, на базе «Центра здоровья». Расширение функций акушерки в профилактическом направлении должно ориентироваться не только на работу с беременными, но и на обязательную подготовку женщин к планируемой беременности.