2015 г. был объявлен Президентом Р.Ф. годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). По данным ВОЗ, в профилактике хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) у населения важную роль играет снижение распространенности поведенческих факторов риска, в том числе низкой физической активности. По данным исследования «ЭССЕ-РФ», которое было проведено в 13 регионах России, распространенность низкой физической активности в России составила 38,8%. По данным популяционного исследования по изучению распространенности факторов риска ХНИЗ в Екатеринбурге, весной 2015 г. уровень распространенности низкой физической активности составил 41,5%. Население не знает о рекомендуемом ВОЗ уровне физической активности.
Цель исследования — уникальный для Екатеринбурга фестиваль «Ярмарка движения» — повышение уровня физической активности населения путем выполнения первой стратегии ВОЗ «Встань со своего кресла!»
Материал и методы. В сентябре 2015 г. горожане получили возможность посетить семейный спортивный фестиваль в Центральном парке культуры и отдыха и познакомиться с различными направлениями доступной физической активности (скандинавская ходьба, велосипед, бег, модные направления фитнеса), узнать уровень своей физической подготовки и получить в подарок бесплатные купоны на пробные занятия в фитнес-клубах и физкультурно-оздоровительных комплексах. Проведению мероприятия предшествовала информационная кампания в СМИ — 33 публикации (газеты, радио, ТВ, электронные), 475 выходов аудиороликов на радиостанциях. Трансляция аудиоролика и видеоролика на экране парка — за 2 нед до мероприятия. Для снижения бюджета мероприятия привлекались ресурсы Управления здравоохранения, Управления культуры, Управления по развитию физкультуры, спорта и туризма администрации Екатеринбурга.
Результаты. В результате в течение 5 ч «Ярмарки движения» были проведены: зарядка со звездой; показательные выступления фитнес-клубов и физкультурно-оздоровительных центров города (18 участников); 15 бесплатных мастер-классов; финский тест 2-км ходьбы; акции «Здоровый обмен», «Узнай свое давление, прояви заботу о сердце», «Носи ленточку, двигайся на здоровье!»; квест, повышающий активность посетителей и другие мероприятия. «Ярмарку движения» посетили более 4000 человек, 3751 просмотр прямой трансляции на портале www. E1.ru. 19% посетителей «Ярмарки» воспользовались бесплатными купонами. Через месяц после «Ярмарки» на 54,5% увеличилось число новых клиентов в фитнес клубах-участниках. Администрацией города принято решение о ежегодном проведении «Ярмарки движения» в Екатеринбурге.
Выводы. Массовые акции позволяют привлечь внимание населения, охватить большие целевые группы для информирования населения и помочь сделать первые шаги по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний, например, повысить физическую активность населения.