Цель исследования — апробация школы здоровья для пациентов с хроническим заболеванием, нуждающихся в повышении приверженности к терапии и здоровому образу жизни. Школа здоровья представляет серию занятий с пациентами (продолжительностью 1 ч), проводимых 1 раз в неделю. Цель школы: повышение грамотности пациента в отношении своей болезни, перевод мотивации к лечению из внешней (контролируемой врачом и окружением больного) во внутреннюю, и, как следствие, повышение приверженности к лечению и рекомендованному врачом образу жизни. Предлагаемая школа здоровья отличается от традиционных, проводимых в нашей стране тем, что содержание занятий с пациентами основано на знаниях о закономерностях восприятия болезни человеком без медицинского образования, на его представлениях о болезни и лечении. По сути, производится некий «перевод» медицинского, научного языка на обыденный, понятный обычному пациенту. Особе место в содержании школы играют «саногенные» метафоры, облегчающие понимание пациентом сути заболевания и сложного механизма действия лекарств. Особенность обыденных представлений о болезни заключается в их малой осознанности (очевидности для пациента), эмоциональной пристрастности, терпимости к противоречиям, нечувствительности к опытной проверке и неустранимости посредством логических доказательств.
Материал и методы. До и после проведения школы здоровья все пациенты тестируются на уровень грамотности в отношении болезни, уровень приверженности (авторский опросник и шкала Мориски—Грина). С каждым пациентом проводится структурированное интервью с целью выявления его представлений о болезни и лечении, критериях его эффективности и критериях хорошего самочувствия. Допускается использование пациентом рисунков. Такая информация помогает скорректировать неадаптивные представления и завышенные ожидания от лечения.
Результаты. Школа здоровья прошла апробацию на пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ишемическая болезнь сердца в форме стенокардии напряжения, сочетанная с артериальной гипертонией), n=15 (повторное тестирование прошли только 8 пациентов). Уровень приверженности статистически значимо повысился (при p<0,05). Интервью с пациентами позволили выделить четыре группы представлений, которые и были использованы для «перевода» медицинской информации о лечении на обыденный язык. Это представления о засорении (организма и кровеносных сосудов) как причине заболевания и пользе очищения, представления о питании (сердца и всего организма), защиты и восстановления (организма и нервной системы) и о пользе «натурального».
Выводы. Апробация предлагаемой школы здоровья позволяет говорить о возможности более широкого ее применения. В качестве критерия эффективности школы использовался уровень приверженности к лечению, что дало только количественную оценку, в дальнейшем необходимо добавить в исследование сравнение данных интервью до и после проведения школы, чтобы понять, как качественно меняются представления пациентов.