Цель исследования — выявить условия, теоретически обосновать и продемонстрировать эффективность модели дистанционного обучения населения основам физической культуры (ФК) и здорового образа жизни.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 59 женщин в возрасте от 21 года до 36 лет. Были сформированы две группы: n=29 контрольная (КГ) и n=30 — экспериментальная (ЭГ). В КГ теоретический материал подавался в очной форме в виде традиционных лекций и заданий для самостоятельной работы. Для работы с ЭГ был создан электронный учебный курс на основе программного пакета MOODLE. Для выявления уровня знаний по вопросам организации занятий ФК и степени вовлеченности в занятия физической активностью (ФА) были использованы специально разработанные анкеты-опросники, содержащие несколько информационных блоков, опросник «Какова степень Вашей вовлеченности в занятия ФА?». Для оценки результатов исследования использовали модель оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика. Результаты обработаны в системе Statistica.
Результаты. Представлены результаты респондентов, учебная активность которых была не менее 80%. В ходе исследования выбыли: из ЭГ 4 (13,4%), из КГ 14 (48,3%) человек. Все участники исследования отметили полезность информации, полученной в ходе обучения. Доступность подачи информации в КГ 13 (86,7%) респондентов оценили на «отлично» и только 2 (13,3%) на «хорошо». В ЭГ 22 (84,6%) человека выставили оценку «отлично», а 4 (15,4%) — «хорошо». Все участники исследования считают, что повысили свой уровень компетентности в вопросах организации самостоятельных занятий Ф.А. Для объективизации оценки уровня обученности проводилось тестирование. В КГ средний балл был 3,9, в ЭГ — 4,5. В ЭГ все домашние задания выполнили 18 (69,2%) человек, в то время как в КГ только 7 (46,7%). Для оценки степени влияния знаний, полученных в ходе исследования, на изменение образа жизни респондентов оценивали изменение вовлеченности в занятия ФА до начала обучения и через 3 мес после его окончания. Исходно все респонденты имели 2-ю и 3-ю степень вовлеченности в занятия ФА: в КГ 2-ю степень имели 9 (60%) человек, 3-ю степень — 6 (40%); в ЭГ 2-я степень была — у 17 (65,4%), 3-я степень — у 9 (34,6%). Через 3 мес после окончания обучения в КГ 3-ю степень имели 3 (20%) человека, 4-ю степень — 7 (46,7%), 5-ю степень — 5 (33,3%); в ЭГ 3-ю степень имели 2 (7,7%) респондента, 4-ю степень — 9 (34,6), 5-ю степень — 15 (57,7%).
Выводы. Повышение уровня знаний в вопросах организации занятий ФК способствует вовлеченности респондентов в самостоятельные регулярные занятия ФА и формированию здорового образа жизни. Обучение населения с использованием дистанционных форм на основе информационных коммуникативных технологий более эффективно, чем применение традиционных форм обучения.