Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Эпидемиологические аспекты заболеваемости злокачественными новообразованиями населения административных центров Сибирского федерального округа
Журнал: Профилактическая медицина. 2015;18(2): 43‑48
Прочитано: 994 раза
Как цитировать:
ХХ столетие стало веком быстрой урбанизации мира. В 2008 г., по оценкам экспертов ООН, впервые за всю историю человечества численность городского населения превзошла численность сельского, и с этого момента большая часть мирового населения, по прогнозным расчетам, будет представлена горожанами. Доля городского населения в американском регионе составляет 80%, в европейском — 70%, в других регионах — членах ВОЗ — чуть менее 50% [1]. «Города — великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов» [2]. Рост городов, увеличение их роли в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, миграция сельского населения в города является одной из характерных особенностей развития современного общества. Самыми крупными по численности населения городами территорий, в подавляющем большинстве случаев, являются их административные центры. На территории всех «региональных столиц» проживает около трети населения России [3].
С начала 90-х годов в стране изменилось социально-экономическое положение. Демографическая, социально-экономическая и финансовая ситуация в региональных столицах и других крупных городах отличается от таковой в других населенных пунктах. В годы постсоветских реформ более 900 городов и тысячи поселков городского типа оказались в устойчиво кризисном состоянии. Открывшиеся возможности развития субъектов федерации оказались сосредоточенными в региональной столице и всего в одном-двух крупнейших городах далеко не каждой административной территории региона. Социально-экономическая и демографическая дифференциация территорий и их административных центров приобретает все большее неравенство [3].
Существует взаимосвязь между количеством заболевших и возрастной структурой населения, которая является результатом эволюции демографических процессов в прошлом и одновременно самостоятельным компонентом будущего демографического развития [4]. В настоящее время за период 2000—2012 гг. в городах РФ сократилась численность лиц моложе трудоспособного (с 18,3 до 15,9%), трудоспособного возраста (с 62,1 до 61,0%) и увеличилась доля лиц старше трудоспособного возраста (с 19,6 до 23,1%) [5]. В СФО среди городского населения удельный вес лиц младше трудоспособного возраста составил 17,4%, трудоспособного возраста — 61,4%, старше трудоспособного возраста — 21,2%. Согласно шкале Россета городское население СФО относится к категории демографической старости очень высокого уровня (W
Изменилась возрастная структура городского населения и за счет миграционных процессов. Спад производства, изменение экономических отношений, ухудшение социальных условий обусловили отток населения из сельских населенных пунктов в городские агломерации. Коэффициент миграционного прироста за год на 10 000 человек городского населения в РФ в 1998 г. составил +22 (в СФО +13), в 2012 г. в РФ +44 (в СФО +37). Миграция сельского населения на протяжении всего времени (1998–2012 гг.) в СФО характеризовалась отрицательными показателями: –22 и –87 (в РФ +11 и –45) [6, 8].
В связи с ростом городского населения проблемы экологии крупных городов приобретают все большую актуальность. Вокруг крупных промышленных центров на достаточно большой площади формируются биогеохимические провинции с измененным химическим и физическим составом окружающей среды, структура и уровень которого подвержены значительным изменениям и зависят от объемов и характера производственных объектов, интенсивности транспортных потоков, планировки города и климатических особенностей региона [9]. Спектр неблагоприятных экологических последствий, происходящих в среде обитания, влияет на формирование популяционного здоровья проживающего на этих территориях городского населения, что, несомненно, отражается в показателях заболеваемости и, в частности злокачественными новообразованиями (ЗНО) [5, 10–12]. В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности характерные черты городского образа жизни — гиподинамия, повышенные нервные нагрузки, транспортная усталость и другие, но более всего загрязнение окружающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия в заболеваемости городского и сельского населения [10,13,14].
Негативные тенденции в демографической ситуации в совокупности с «постарением» населения, загрязнением окружающей среды и широким распространением вредных привычек предопределяют рост в популяции хронических неинфекционных заболеваний, к числу которых относятся ЗНО [9,10].
В исследованиях по региону Сибири и Дальнего Востока показано, что заболеваемость ЗНО городского населения выше, чем сельского, и уровень ее неуклонно растет [10,13]. Комплексные онкоэпидемиологические исследования, охватывающие регионы Сибири и Дальнего Востока, в том числе среди городского и сельского населения, за период 1986–1990 гг. проведены Л.Ф. Писаревой [10]. В последующих работах изучалась распространенность ЗНО в целом, одной или нескольких локализаций в определенном городе [14,15]. На данный момент нет данных, характеризующих заболеваемость ЗНО в административных центрах Сибирского федерального округа (СФО).
Целью работы явилось изучение заболеваемости ЗНО населения административных центров СФО.
Материал и методы. Рассчитывались интенсивные (ИП) и стандартизованные показатели (СП) на 100 тыс. населения (стандартизованный показатель, мировой стандарт, 0/
Результаты. В состав СФО входит 12 территорий. При общем снижении численности его населения (2008 г. — 19,5 млн, 2012 г. — 19,3 млн человек) отмечается рост доли городских жителей с 70,8% в 2008 г. до 72,4% в 2012 г. (в РФ — с 73,3 до 73,9%). [5, 6]. Удельный вес жителей административных центров от численности населения соответствующих территорий в среднем за исследуемый период варьировал от 18,5% в Кемерово до 56,0% в Омске. Относительно высокая доля горожан, проживающих в административных центрах, отмечалась в Новосибирской (53,4%) и Томской (45,2%) областях, более низкая — в Иркутской области (23,3%) и Алтайском крае (26,0%).
В 2012 г. в СФО 53 176 городским жителям впервые в жизни был установлен диагноз ЗНО, что составило 72,5% от всех заболевших (в РФ — 75,8%) [12]. Из них в административных центрах впервые было зарегистрировано 29 281 (55,1%) случай заболевания. Мужчины составили 43,7%, женщины — 56,3% больных. Число заболевших было на 38,5% больше, чем в 1998 г. Женщин, больных ЗНО, стало больше на 38,5%, мужчин — на 22,8%. С возрастом частота встречаемости ЗНО росла. Cреди заболевших мужчин доля детей (0–14 лет) составила 0,7%, лиц трудоспособного возраста (15–59 лет) — 31,6%, старше трудоспособного возраста (60 лет и старше) — 67,7%, среди женщин — соответственно 0,5, 25,8 и 73,7% (последний показатель касается женщин 55 лет и старше). Число больных мальчиков увеличилось на 21,4%, девочек — на 32,8%, лиц пенсионного возраста стало больше на 26,7 и 44,4% соответственно.
Интенсивный показатель заболеваемости ЗНО населения административных центров за исследуемый период (с 1998–2002 гг. по 2008–2012 гг.) вырос на 16,1% и составил 399,0±1,50/
В среднем за 15-летний период показатель заболеваемости в административных центрах (263,1±0,40/
Максимальный уровень онкологической заболеваемости населения административных центров отмечался в возрастной группе 70 лет и старше (1776,9 на 100 тыс. населения соответствующего возраста). У мужчин (2746,50/
Для выявления городов с повышенным и пониженным онкологическим риском использовали метод кластерного анализа. Кластерный анализ (англ. cluster — гроздь, сгусток, пучок) — многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы [17]. В модель вошли стандартизованные показатели заболеваемости мужчин и женщин, а также удельный вес лиц старше (более 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и моложе трудоспособного возраста (мальчики и девочки 0–14 лет) в возрастной структуре населения (табл. 3).
Объединение городов в кластеры проводили с помощью иерархической процедуры кластерного анализа, используя в качестве меры близости расстояние городских кварталов (манхэттенское расстояние), а для объединения кластеров — метод полной связи (метод наиболее удаленных соседей) [17]. В результате получено, что в группу городов с пониженным онкологическим риском вошли Абакан, Кызыл, Улан-Удэ, Кемерово, Горно-Алтайск, в группу повышенного онкологического риска — Чита, Красноярск, Омск, Новосибирск, Томск, Иркутск, Барнаул (рис. 2).
Таким образом, показано, что в административных центрах удельный вес жителей зависит от численности населения соответствующих территорий (разброс показателя от 18,5% в Кемерово до 56,0% в Омске). В среднем за 15-летний период показатель заболеваемости в административных центрах (263,1±0,40/
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, редактирование — Л.П.
Статистическая обработка данных, написание текста — О.А.
Концепция и дизайн исследования, редактирование — И.О.
Сбор и обработка материала — Т.Ч.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.