Курение признается одной из ведущих причин утраты здоровья и преждевременной смертности населения в мире [1]. По данным ВОЗ [2], преждевременная смертность, обусловленная курением, в мире насчитывает 4,83 млн случаев в год, среди которых лидирует смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — 1,69 млн, онкологических заболеваний и обструктивной болезни легких — 1,47 и 1 млн случаев соответственно.
Трудовая деятельность как одна из важнейших составляющих жизни человека оказывает существенное влияние на валеологические характеристики индивида, включая формирование образа жизни и вредные привычки [3, 4]. Многие исследования [5, 6], посвященные самым разным аспектам состояния здоровья работников, рассматривают в качестве одного из факторов риска табакокурение. За редким исключением, самостоятельных исследований роли профессии в распространенности курения не проводится [7, 8].
Цель настоящего исследования — анализ возможной связи профессиональной принадлежности с частотой курения среди работников.
Материал и методы
Методом случайной выборки проведено анкетирование 5489 (91,5%) работников промышленных предприятий и служащих государственных и частных учреждений Кемеровской области. На основании характера труда и особенностей производственных вредностей выделено 14 профессиональных групп.
Курящими признавались лица, выкуривающие хотя бы 1 сигарету в день, а также бросившие курить менее 1 года назад [9]. В качестве факторов, способных оказать влияние на распространенность курения в профессиональных группах, рассматривались пол, возраст и образовательный ценз. По уровню образования выделялись лица с законченным высшим образованием и остальные.
Профессиональные группы значительно различаются по возрастно-половой структуре и образовательному уровню (см. таблицу), которые, по данным литературы [3, 9], являются доказанными факторами предрасположенности к курению. Среди преподавателей, служащих, обслуживающего и технического персонала основную часть работников составляют женщины (73—93%). Руководителями, машинистами горных установок, металлургического производства, а также в условиях тяжелого неквалифицированного труда работают как мужчины, так и женщины. Остальные профессиональные группы можно охарактеризовать как преимущественно «мужские».
По возрастной структуре среди руководителей и механиков высокий удельный вес составляют лица старше 50 лет (33—34%), напротив, среди электрослесарей подземных, машинистов подземной техники, горнорабочих подземных, шахтовых руководителей среднего звена и сталеваров удельный вес таковых низкий (10—14%). В остальных профессиональных группах удельный вес работников старше 50 лет составляет 23—28%.
В соответствии с характером работы руководители, служащие, преподаватели и шахтовые руководители среднего звена характеризуются высоким образовательным уровнем, доля работников с высшим образованием среди них достигает 82—94%. Среди механиков удельный вес работников с высшим образованием составляет 34,5%, в остальных профессиональных группах не превышает 20%.
Обследование и анкетирование людей проводилось в соответствии с этическими стандартами локального биоэтического комитета НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, разработанными в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека». Все лица, участвовавшие в исследовании, дали добровольное информированное согласие на участие.
Различия качественных показателей в профессиональных группах оценивались с помощью критерия χ2 Пирсона. Связь профессиональной принадлежности с распространенностью курения оценивалась с помощью лог-регрессионного анализа: в качестве независимого предиктора поочередно рассматривалась каждая профессиональная группа. К возможным модификаторам в уравнении регрессии отнесены пол, возраст, уровень образования. Критическим уровнем статистической значимости принят 0,05. При статистической обработке данных использовалась программа Statistica 6.1.
Результаты
Доля курящих среди женщин значительно ниже, чем среди мужчин (15,1 и 62,7% соответственно; р=0,00001). С увеличением возраста наблюдается снижение доли курящих с 57,9% в возрасте до 40 лет до 48,8% в возрастной категории 40—50 лет и до 38,6% в возрасте старше 50 лет (р=0,00001). Среди лиц с высшим образованием ниже удельный вес курящих по сравнению с остальными (34,1 и 57,3% соответственно; р=0,00001). Связь распространенности курения с данными факторами в исследуемой когорте хорошо демонстрирует рисунок. У мужчин выраженные статистически значимые различия частоты курения в группах по возрасту и образовательному уровню. У женщин статистически значимое снижение частоты курения с возрастом отмечается в группе лиц, не имеющих высшего образования. Кроме того, у женщин возрастные различия распространенности курения статистически значимы только среди лиц до 40 лет и в 40—50 лет.
Распространенность курения в профессиональных группах значительно различается (см. таблицу), составляя от 5,6% среди преподавателей до 72,7% среди сталеваров. Наиболее низкая частота курения отмечается преимущественно в профессиональных группах с высоким удельным весом женщин, лиц старше 50 лет и лиц с высшим образованием среди работников.
Для устранения влияния пола, возраста и образовательного ценза на связь между профессиональной принадлежностью и курением, проведен многофакторный регрессионный анализ (см. таблицу). В качестве зависимой переменной принималось курение (0 — не курит, 1 — курит). В качестве независимых факторов рассматривались пол (0 — женщины, 1 — мужчины), возраст (в годах), образовательный уровень (0 — нет высшего образования, 1 — есть высшее образование) и профессия (0 — другие профессии, 1 — поочередно каждая профессиональная группа).
По каждой профессиональной группе получено статистически значимое уравнение регрессии, коэффициент регрессии составил от 0,45 до 0,46 (в зависимости от профессиональной группы). В каждой профессиональной группе статистически значима и относительно стабильна связь пола, возраста и образовательного уровня с частотой курения. Для женщин характерно снижение частоты курения на 41,2—43,5% по сравнению с мужчинами. Увеличение возраста на год (в переделах возрастной структуры выборки, т. е. 20—67 лет) снижает частоту курения на 0,7%. Наличие высшего образования обусловливает снижение частоты курения 13,6—15,0%.
В то же время статистически значимая связь профессиональной принадлежности с частотой курения обнаружена лишь в нескольких профессиональных группах. Так, у преподавателей общеобразовательных школ В-коэффициент в уравнении составил 0,095 (p=0,0014), в группе подземных электрослесарей — 0,088 (p=0,00029), что свидетельствует о положительной роли принадлежности к данным профессиональным группам в снижении курения. Напротив, у машинистов металлургической техники В-коэффициент в уравнении составил 0,068 (p=0,049), у машинистов горных установок — 0,071 (p=0,018), что говорит о негативной связи профессиональной деятельности с распространенностью курения. Следовательно, принадлежность к определенным профессиям обусловливает изменение частоты курения на 6,8—9,5%.
В группе сталеваров статистически значимого влияния не выявлено (р=0,072), но при объединении сталеваров и машинистов металлургической техники в одну профессиональную группу (условно говоря, группу работников металлургического производства) получили статистически значимое (р=0,0065) влияние, а В-коэффициент составил 0,068.
Обсуждение
Связь пола, возраста и образовательного уровня с курением, показанная в исследовании, подтверждается данными литературы как по когортам трудоспособного населения [9, 10], так и в целом по популяции [11, 12]. Это обусловливает необходимость устранения модифицирующего влияния данных факторов на профессиональные риски курения.
Полученные результаты свидетельствуют о зависимости распространенности курения не только и не столько от гигиенических условий труда и характера трудовой деятельности (например, умственный, физический, операторский труд), но и от конкретной профессиональной принадлежности. В частности, в данном исследовании профессии умственного труда со схожими возрастно-половыми характеристиками и образовательным цензом значительно различаются по распространенности курения и связи с ней профессии, что подтверждается и другими авторами. Например, среди мужчин—сотрудников правоохранительных органов отмечалась высокая распространенность курения — около 90% [13], в то время как среди врачей — 36,7% [14], среди медицинских работников первичного звена — 56,1% [15].
Статистически значимое профессионально обусловленное снижение распространенности курения до 5,6% отмечается среди преподавателей общеобразовательных школ. Другие исследования свидетельствуют о более высокой распространенности табакокурения в данной профессиональной группе — 28 и 9,9% [6], что, вероятно, связано с популяционными различиями образа жизни московской и сибирской популяций.
Характерно, что статистически значимая негативная связь профессиональной принадлежности с частотой курения наблюдается у лиц операторских профессий (машинисты горных установок и машинисты металлургической техники), что подтверждается другими авторами. Так, среди водителей городского автотранспорта доля курящих была в 1,22 раза выше, чем среди лиц иных профессий. При этом, если у водителей такси частота курения составляла 68,7%, то у водителей пассажирского транспорта (автобусы) — уже 77,9%, грузового — 91,1% [16].
Распространенность курения среди машинистов локомотивных бригад была в 1,42 раза выше по сравнению с другими профессиями [17]. Авторы [18] предполагают, что высокая частота курения характеризует способ купирования выраженного профессионального стресса, подтверждая это тем, что в рабочие дни машинисты курят чаще, чем в выходные. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что в профессиях с выраженным профессиональным стрессом (горнорабочие подземные) распространенность курения может быть ниже популяционной.
Заключение
Таким образом, распространенность курения связана с возрастом, полом и образованием, что соответствует данным литературы. Профессиональная принадлежность оказывает существенно меньшее самостоятельное значение в распространенности курения. Тем не менее среди преподавателей общеобразовательных школ и подземных электрослесарей частота курения статистически значимо ниже. Работа в профессиональных группах машинистов металлургической техники и машинистов горных установок статистически значимо повышает частоту курения.
Следует учитывать, что возрастно-половая структура и образовательный уровень в профессиональных группах во многом определяются спецификой трудовой деятельности, что необходимо учитывать при разработке профилактических программ снижения распространенности курения у работающего населения.
Дополнительная информация
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Разработка и внедрение системы первичной и вторичной профилактики артериальной гипертензии у работников угольных предприятий», проект № 12−06−00107.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн, статистическая обработка данных — С.М.
Сбор и обработка материала — С.М., Е.И.
Написание текста — С.М., Г. А.
Редактирование — Г. А.