Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Соловьёв Д.А.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Потемкина Р.А.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Глазунов И.С.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Данилова Е.С.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Кукушкин С.К.

ГНИЦ профилактической медицины;
Кафедра доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

Научно обоснованная разработка программ профилактики неинфекционных заболеваний: обучение лиц, принимающих решения. Четырнадцатилетний опыт в России

Авторы:

Соловьёв Д.А., Потемкина Р.А., Глазунов И.С., Данилова Е.С., Кукушкин С.К.

Подробнее об авторах

Просмотров: 357

Загрузок: 6

Как цитировать:

Соловьёв Д.А., Потемкина Р.А., Глазунов И.С., Данилова Е.С., Кукушкин С.К. Научно обоснованная разработка программ профилактики неинфекционных заболеваний: обучение лиц, принимающих решения. Четырнадцатилетний опыт в России. Профилактическая медицина. 2014;17(6):8‑12.
Solov'ev DA, Potemkina RA, Glazunov IS, Danilova ES, Kukushkin SK. Scientifically sound elaboration of programs for the prevention of non-communicable diseases: Education of decision-makers. 14 years of experience in Russia. Russian Journal of Preventive Medicine. 2014;17(6):8‑12. (In Russ.)

Государственные структуры должны играть ведущую роль в укреплении здоровья населения и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ). Но зачастую принимаемые решения в области здравоохранения основываются на краткосрочных требованиях и не опираются на научный подход, что в свою очередь приводит к неправильному пониманию целей, задач при формировании программ и политики [1]. Для эффективной работы государственных структур управленцы должны знать и использовать научно обоснованные подходы при разработке долгосрочной политики и стратегии. С этой целью необходима разработка специальных обучающих семинаров для лиц, принимающих решения, которые помогут использовать комплексный научный подход при планировании, реализации и оценке программ профилактики НИЗ и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Одним из первых разработчиков подобного обучающего семинара по научно обоснованной профилактике НИЗ для управленцев был Ross Brownson (Школа Общественного здоровья Университета Сент-Луис, Миссури, США) в период 1997-1999 гг. Этот семинар послужил стимулом для создания подобных обучающих программ, которые в настоящее время проводятся в России, Литве, Австрии, Швейцарии и Чили [1-3].

Создание отечественного обучающего семинара началась в 2000 г. В его разработке принимала участие российско-американская группа в лице сотрудников Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России (ГНИЦ ПМ), Челябинской государственной медицинской академии, Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования и Центров по контролю и профилактике заболеваний CDC (Атланта, США) [3]. Первые 10 лет в период 2000-2010 гг. в своем первоначальном виде семинар был проведен в 5 российских городах: в Томске (И.Н. Конобеевская) и Москве (И.С. Глазунов, Р.Г. Оганов) на базе научно-исследовательских центров, в Твери (И.С. Петрухин), Челябинске (О.Ф. Калев, Э.Г. Волкова, С.Ю. Левашов) и Санкт-Петербурге (О.Ю. Кузнецова) на базе общественных школ здоровья, в республике Якутия на базе министерства здравоохранения. Слушателями семинара были представители министерств здравоохранения регионов, главные врачи ЦМП, преподаватели медицинских академий (в том числе после­дипломного образования).

В связи с тем что за время проведения обучающего семинара появился новый как международный, так и отечественный опыт, в 2010 г. было решено обновить и модернизировать семинар с учетом потребностей круга специалистов, для которого он изначально разрабатывался, а именно: для лиц, принимающих решения (главных внештатных специалистов, представителей министерств и департаментов здравоохранения). С этой целью в 2011 г. было проведено исследование по оценке потребностей лиц, принимающих решения в области обучения научно обоснованному подходу при разработке программ профилактики НИЗ. Основной задачей данного исследования являлся анализ востребованности знаний в области планирования, реализации и оценки программ профилактики НИЗ. Опрос проводился среди организаторов здравоохранения, преимущественно региональных главных внештатных специалистов по профилактической медицине. Заполненные опросники были получены от представителей 46 субъектов РФ [4].

Данное исследование показало высокую потребность в знаниях по различным аспектам в области работы с профилактическими программами среди управленцев: по их собственной оценке она составляла в среднем от 8,4±2,4 до 9,5±1,2 балла из 10 возможных [4]. Так же высоко (в диапазоне от 8 до 10 баллов) была оценена необходимость в следующих темах семинара: анализ эффективности проводимых программ (89,1%), организация и проведение программ профилактики НИЗ (80,4%), вопросы мониторинга факторов риска (ФР) НИЗ (78,3%), нормативно-правовые аспекты при разработке программ профилактики НИЗ (73,9%), вопросы маркетинга (71,7%), оценка ситуации и потребностей респондентов (69,6%), вопросы разработки политики и стратегии (69,6%) (табл. 1) [4].

На актуальность обучающего семинара также указал и процесс экспертной оценки программ развития здравоохранения субъектов РФ, которые были разработаны в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью министерствами здравоохранения регионов РФ. Эти программы должны определить основные направления развития здравоохранения до 2020 г. и стать основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования и другие как неинфекционные, так инфекционные заболевания [5, 6].

В рамках данной государственной программы регионам было поручено разработать собственные программы развития здравоохранения на уровне субъектов. С целью оценки хода этого процесса была сформирована экспертная группа, в состав которой вошли представители министерства здравоохранения РФ и сотрудники ведущих научных учреждений, в том числе и ФГБУ ГНИЦ ПМ.

В результате экспертной оценки подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» региональной государственной программы развития здравоохранения на 2013-2020 гг. были заслушаны доклады представителей 81 региона. Основные замечания при оценке программ:

- нечеткое понимание и определение цели и задач программы, целевых индикаторов, а также ожидаемых результатов, замещение задач мероприятиями в программе;

- отсутствие межведомственного подхода и, соответственно, участия необходимых ведомств и/или департаментов;

- неправильное понимание методологии проведения эпидемиологического мониторинга;

- отсутствие блока по нормативно-правовому регулированию.

Оценка показала нехватку знаний в данной области и отсутствие четкой схемы этапов создания и организации программ профилактики НИЗ на региональном уровне у специалистов, которых привлекли к разработке региональных программ развития здравоохранения.

С учетом исследования потребностей организаторов здравоохранения и экспертной оценки региональных программ в 2012 г. сотрудниками ФГБУ ГНИЦ ПМ были разработаны новые и модернизированы старые модули обучающего семинара по научно обоснованной разработке программ профилактики НИЗ для лиц, принимающих решения.

Цель семинара - обучить лиц, принимающих решения, и специалистов общественного здоровья методологии научно обоснованной профилактики НИЗ, которая позволит разрабатывать эффективные профилактические программы и политику [6, 7].

Задачи семинара - научить слушателей применять научно обоснованные подходы для следующих задач:

- изучение ситуации в области профилактики НИЗ в регионе и интерпретация существующих и дополнительно собранных данных;

- формирование политики и программ на основе использования данных официальной статистики и результатов популяционных исследований;

- оценка эффективности политики и программ.

Обучающий семинар посвящен основным аспектам разработки и оценки программ профилактики НИЗ и содержит материалы по следующим темам [5, 7]:

- краткое определение проблемы и практические шаги по ее решению;

- выражение проблемы в количественных и качественных показателях;

- разработка возможной программы или политики для решения проблемы;

- разработка плана действий для осуществления программы или политики;

- оценка программы.

Таким образом, курс состоит из шести основных шагов, которые необходимо пройти при разработке программ профилактики НИЗ.

Первый шаг посвящен обозначению проблемы и подходам к ее решению. В материалах лекций рассказывается о бремени хронических НИЗ, связанной с ними смертности и то, как на этот процесс влияет распространенность ФР НИЗ. Слушателей знакомят с накопленным отечественным и зарубежным опытом в области научно обоснованных программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ.

Второй шаг посвящен возможности использования Интернета для поиска научной литературы и имеющихся баз данных. Данная тема особенно актуальна, так как в настоящее время большинство информации (официальные документы, базы данных, научная литература) находится в открытом доступе в Интернете. Слушатели учатся использовать отечественные и зарубежные базы данных, ресурсы, содержащие нормативно-правовую базу, данные эпидемиологических исследований и другие источники.

Третий шаг посвящен выражению проблемы в качественных и количественных показателях. Слушателей знакомят с информацией о состоянии здоровья населения и о факторах, влияющих на него; рассматриваются примеры того, как лица, принимающие решения, могут использовать эту информацию при разработке программ профилактики НИЗ.

На этом этапе анализируются существующие данные официальной статистики как медицинской, так и немедицинской, а также рассматривается, как эти данные можно использовать для разработки профилактических программ. Участники семинара оценивают надежность и качество данных, знакомятся с примерами неадекватного использования существующей информации. Слушателей обучают стандартизации существующих показателей на примере данных смертности субъектов РФ, для того чтобы в дальнейшем лица, принимающие решения, могли грамотно оперировать данными официальной статистики в своих регионах.

В ходе третьего шага рассматриваются вопросы планирования, проведения и использования данных эпидемиологических исследований на примере разработки системы мониторинга поведенческих факторов риска. Лица, участвующие в семинаре, обсуждают вопросы использования этих данных для оценки профилактических программ. На практическом занятии слушателям предлагают самим разработать систему мониторинга ФР НИЗ: для планирования, разработки и оценки политики и программ профилактики.

Заключительная лекция третьего шага посвящена оценке существующей практики и потребностей в области профилактики НИЗ среди различных социальных групп населения, для которых разрабатываются программы, так и отдельных партнеров, с которыми лицам, принимающим решения, нужно формировать межведомственное сотрудничество при разработке программ профилактики.

Четвертый шаг посвящен разработке программы или политики для решения проблемы. На этом этапе обучающимся предлагают определить, какие стратегии необходимо разрабатывать для решения проблем: популяционный подход или стратегия высокого риска, а возможно и их сочетание. Слушателей учат выбирать стратегии, основываясь на выявленных при оценке нужд проблем и прио­ритетов. В материалах лекций рассматриваются возможные партнеры и источники финансирования программ. На практическом занятии «Защита здоровья и межведомственное сотрудничество» слушателям предлагается определить основные моменты межведомственного сотрудничества: выбрать партнеров, которые понадобятся для разработки программы профилактики НИЗ.

Пятый шаг посвящен разработке плана действий для осуществления программы или политики в соответствии с выбранными на 4-м этапе стратегиями, выбору реальных целей, задач и мероприятий. Практическое занятие к данному шагу посвящено определению реальных и измеримых задач для реализации политики или программы профилактики и разработке конкретного плана действий для осуществления профилактической программы.

На заключительном шестом шаге разбираются планирование и подходы к оценке программ или политики. Приводятся примеры оценки как конечных, так и промежуточных результатов, процессов развития программ с целью улучшения текущей деятельности, планируются дальнейшие мероприятия. Показывается, что при оценке программ можно рассматривать не только такие критерии, как смертность и заболеваемость, которые, как правило, используются при оценке долгосрочных целевых программ, но и показатели, которые могут достаточно быстро изменяться (например, ФР НИЗ), что особенно актуально, так как многие программы, принимаемые для исполнения, могут носить краткосрочный характер.

Результаты

С января 2013 г. на базе ФГБУ ГНИЦ ПМ было проведено три семинара для лиц, принимающих решения.

В семинарах приняли участие 121 слушатель, представители 62 регионов. Основной контингент составили главные внештатные специалисты по профилактической медицине, представители департаментов и министерств здравоохранения регионов РФ.

В рамках обучающих семинаров слушателям предлагалось оценить как семинар в целом, так и отдельные его темы, работу преподавателей, организацию курса и так далее по 10-балльной шкале, а также оставить свои комментарии и внести предложения по модернизации курса. Средний балл проведенных семинаров слушатели оценили в диапазоне 8,3-9,9. Методика преподавания на семинарах оценивалась слушателями в диапазоне от 8 до 10 баллов. Средняя оценка каждой отдельной темы была оценена от 7,91 до 10 баллов. Работа лекторов была оценена в диапазоне от 8 до 10 баллов.

Кроме того, слушатели высоко оценили содержание и форму проведения семинара, а именно:

- интерактивный режим обучения, позволяющий не только получать новые знания, но и делиться собственным опытом по заданным темам;

- доступное и полное изложение лекционного материала, который затрагивал основные моменты ежедневной практики лиц, принимающих решения;

- формат деловой игры на практических занятиях (слушателям предлагалось в формате ролевой игры решить поставленные перед ними задачи, опираясь на данные официальной статистики отдельных городов и субъектов РФ).

В комментариях к семинару участники отметили, что полученная информация пригодится им в повседневной работе при разработке и оценке программ профилактики. Особо были отмечены такие темы, как статистика, эпидемиологический мониторинг, разработка плана действий.

Также оценивалась динамика информированности слушателей, связанная с основными моментами разработки и оценки программ профилактики НИЗ. С этой целью была разработана анкета, содержащая вопросы на вышеуказанную тему. Анкета раздавалась 2 раза (в начале и в конце семинара) с целью оценки динамики информированности, которая косвенно могла указать на эффективность преподавания, а также на качество и доступность лекционного материала. В табл. 2 представлены вопросы, которые показали рост количества слушателей, осведомленных в основных моментах разработки программ профилактики НИЗ.

Как видно из табл. 2, преимущественно выросла информированность в вопросах, связанных с ведущими факторами риска НИЗ (26%), целями глобальной системы мониторинга ВОЗ (53%), в вопросах стандартизации (55%) и применяемых при этом стандартах (33%). Чуть меньше выросла информированность в области эпидмониторинга (формирование выборки) (14%) и вопросов расстановки приоритетов при разработке программ (6%). Однако был и ряд вопросов, который показал отсутствие роста информированности: оценка потребности (–3%), некоторые показатели официальной статистики (DALY) (–3%), представительность выборки при эпидемиологических исследованиях (–1%), модифицируемые ФР, учитывающиеся в таблице SCORE (0%). Недостаточная достоверность данных при оценке динамики информированности слушателей может быть связана с небольшим количеством накопленных наблюдений.

Заключение

Многолетний опыт проведения семинара по научно-обоснованной разработке программ профилактики НИЗ показал необходимость его дальнейшего развития и потребность в нем тех лиц, для которых он изначально разрабатывался, а именно, управленцев в сфере укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний. На сегодняшний день накопленный опыт позволил разработать программу повышения квалификации для системы дополнительного профессионального образования по планированию, осуществлению и оценке научно обоснованных программ профилактики НИЗ для лиц, принимающих решения.

Материалы семинара постоянно совершенствуются и могут быть адаптированы к конкретным нуждам как отдельных регионов, так и страны в целом. Так, на данный момент семинар стал основой для обучающего курса ВОЗ по профилактике НИЗ для сотрудников министерств и департаментов здравоохранения, принимающих решения, стран Восточной Европы и Средней Азии. В разработке этого курса приняли участие сотрудники ВОЗ, ФГБУ ГНИЦ ПМ и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн статьи - Д.С.

Сбор, обработка и анализ материала - Д.С., Р.П., Е.Д.

Написание текста - Д.С.

Редактирование - Р.П., И.Г., С.К.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.