Программы укрепления здоровья на рабочем месте (далее — Программы) рассматриваются ВОЗ и другими международными организациями как эффективная модель профилактического вмешательства среди значительных по численности экономически активных групп населения и рекомендованы для широкого применения целым рядом деклараций и хартий [1—3].
Основным преимуществом профилактических программ в организованных коллективах является возможность охвата большого числа лиц трудоспособного возраста, как правило, редко обращающихся в учреждения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Работники предприятий представляют собой достаточно стабильную популяцию, профилактические воздействия в отношении которой могут проводиться на протяжении длительного времени. Кроме того, рабочее место обеспечивает человеку коммуникационную и социальную поддержку, столь необходимую при коррекции поведенческих факторов риска (ФР) и изменении образа жизни [4], в том числе и в среде, где эти ФР формируются и поддерживаются.
Основными, наиболее часто осуществляемыми направлениями профилактического вмешательства на рабочем месте являются программы по ограничению потребления алкоголя и табака, повышению физической активности, снижению уровня производственного стресса, борьбе с нездоровыми привычками в питании и ожирением. Международный и отечественный опыт свидетельствует, что при проведении Программ наибольший эффект достигается среди работников, относящихся к группам риска развития сердечно-сосудистых заболеваний [5]. При этом лучше всего реализуются программы по снижению веса и коррекции питания, наиболее трудными являются программы по изменению физической активности [6—8].
Начиная с 1990-х годов, Программы получили широкое распространение во всех ведущих экономически развитых странах и осуществляются на 40—80% крупных и средних предприятий, являясь неотъемлемой частью общей стратегии развития бизнеса компаний и работы с персоналом. Несмотря на то что финансирование Программ осуществляется за счет прибыли предприятий, их экономическая и социальная эффективность не вызывает сомнений. Компании, реализующие Программы, не только оказывают социальную поддержку своим работникам, но и получают определенные выгоды от этой деятельности. Расчеты показывают экономическую целесообразность таких программ, особенно программ целевой направленности, ориентированных на приоритетные проблемы здоровья конкретных коллективов [5]. Кроме того, социально-ответственные компании имеют более высокую деловую репутацию, позитивное отношение государственных органов, легче расширяют свою деятельность во внешней среде. Социальные программы, в том числе связанные с укреплением здоровья на рабочем месте, формируют благоприятный моральный климат в коллективе и создают дополнительные мотивации к добросовестной трудовой деятельности. Замечено, что реализация Программ сопровождается повышением производственной дисциплины и производительности труда, сокращением текучести кадров, снижением затрат на медицинское обслуживание (уменьшением числа бюллетеней и различных выплат работникам в счет компенсаций и инвалидности). Вместе с тем существует мнение, что в странах с государственной системой здравоохранения, где расходы предприятий, связанные со здоровьем работников, покрываются (компенсируются) государством, экономические выгоды работодателей от Программ не всегда столь очевидны. В этих условиях одной из основных мотиваций руководителей высшего звена управления компанией при проведении таких мероприятий является чувство моральной ответственности перед работниками [9].
В нашей стране Программы пока не получили необходимого развития в связи со значительным сокращением числа ведомственных медицинских служб, наличием у многих предприятий серьезных экономических проблем, а также отсутствием в бизнес-сообществе достаточно ясного понимания высокой социальной и экономической значимости такой деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что уже имеются предпосылки для широкого обсуждения Программ и их реализации в рамках политики социальной ответственности. Принцип социальной ответственности, являющийся относительно новым для современной этики бизнеса, начинает активно и успешно реализоваться во всем мире, в том числе и в нашей стране. Успешному развитию инициатив в этом направлении способствовало присоединение российских организаций к сети Глобального договора ООН (ГД ООН) и сотрудничество в области социального партнерства.
Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) — член российской сети ГД ООН — системно занимается вопросами корпоративной социальной ответственности. РСПП сформулировал ряд инициатив по интеграции принципов ответственного ведения бизнеса в деловую практику.
1. Социальная хартия Российского бизнеса (http://рспп.рф/library). Первая редакция принята в 2004 г., вторая — в 2007 г. [10]. Свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью. Социальная хартия официально признана национальным документом, соответствующим ГД ООН.
В настоящее время к ней присоединились более 240 предприятий, объединений бизнеса и некоммерческих организаций, включающих более 6 млн работников, что подтверждает их намерение добровольно следовать основополагающим принципам социально-ответственной деловой практики.
В хартии, в частности, указано: «Мы признаем работников важнейшей ценностью любой компании... Для нас нет и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли».
2. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов (http://рспп.рф/library). Инструментом предъявления обществу результатов социально-ответственного ведения бизнеса является социальная (нефинансовая) отчетность компаний [11]. Нефинансовые отчеты касаются деятельности компаний в области социальной ответственности (политики) и являются добровольными. Тем не менее все большее число компаний в России и за рубежом публикует такие отчеты. В 2011 г. в мире было опубликовано более 5 тыс. отчетов. Российский регистр нефинансовых отчетов в настоящее время содержит 389 отчетов 121 компании, которые выпущены с 2000 г.
В подготовке нефинансовой отчетности заинтересованы прежде всего компании крупного и среднего бизнеса, а наиболее актуален этот вопрос для крупных компаний, занимающих лидерские позиции в отрасли. Почти во всех странах, в том числе и в России, первыми начали публиковать нефинансовые отчеты именно они.
В Регистр входит и электронная библиотека нефинансовых отчетов; опубликована серия обзоров, которая позволяет осуществить мониторинг и анализ тенденций развития добровольной публичной отчетности с момента ее возникновения в России. Отчеты содержат базовые индикаторы и показатели, характеризующие деятельность компаний в области экологии и социальной ответственности. Социальные индикаторы отчетов соответствуют показателю GRI (Global Reporting Initiative): LA7, в частности, уровень травматизма на производстве, количество несчастных случаев со смертельным исходом, число работников, у которых выявлены профессиональные заболевания, уровень потерь рабочего времени вследствие заболеваний и по всем причинам. С точки зрения безопасности продукции для человека важное значение имеют индикаторы, относящиеся к показателю GRI: PR3, связанные с маркировкой продукции и услуг (источники компонентов и услуг, состав изделий, особенно в отношение веществ, которые могут оказать влияние на здоровье человека через воздействие на окружающую среду, в том числе в процессе утилизации др.). При подготовке отчетов компании используются и базовые индикаторы результативности, разработанные РСПП. Предлагаемые индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности отвечают международным рекомендациям и адаптированы к российской системе учета и законодательства [12].
3. Библиотека корпоративных практик социальной направленности (http://рспп.рф/library). Цель создания библиотеки — оказание методической помощи предприятиям в освоении передовых технологий социальной деятельности и создание площадки обмена опытом для компаний [13]. Библиотека содержит более 200 практик 100 компаний в соответствии с двумя основными направлениями: программы, основной целью которых является мотивация и развитие персонала; программы, реализуемые во внешнем сообществе, касающиеся широкого спектра проблем на территории присутствия.
Материалы библиотеки свидетельствуют о том, что растет количество компаний, использующих передовые подходы при реализации социальных программ, основанные на взаимодействии с заинтересованными сторонами — работниками и внешним сообществом, а также на партнерских отношениях с органами власти и некоммерческим сектором. Указанное обстоятельство свидетельствует о готовности ведущих представителей бизнеса к конструктивному диалогу и взаимодействию с органами здравоохранения и ведущими медицинскими научными центрами по вопросам укрепления здоровья своих работников и населения в целом.
В рамках данного проекта в 2011 г. вышел тематический сборник «Здоровье на рабочем месте» [14], в котором представлена реальная практика ведущих компаний, относящихся к различным отраслям российской экономики, по улучшению индивидуального здоровья своих работников и продвижению принципов ЗОЖ. Анализ материалов, представленных в сборнике и в библиотеке, позволяет оценить масштаб и характер действующих программ, связанных со здоровьем, и выявить ряд тенденций, характерных для производственного сектора нашей экономики в целом:
1. Только 67% крупных и эффективно работающих компаний имеют собственные медицинские службы, в состав которых могут входить структуры разного уровня: медико-санитарные части, здравпункты, клинико-диагностические лаборатории, медико-профилактические центры и т.п., что в принципе обеспечивает достаточную организационную базу для проведения программ профилактики неинфекционных заболеваний и укреплению здоровья, которые недостаточно используются в указанных целях. В настоящий момент основной сферой деятельности медицинских служб предприятий является проведение диспансеризации, сезонных прививок и профосмотров (рис. 1).
2. Не более 1/3 из представленных предприятий-лидеров осуществляют добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников, чаще всего только работников с неблагоприятными условиями труда, что указывает на недостаточное развитие данной формы социальной защиты населения в области охраны здоровья (см. рис. 1, а). Вместе с тем большинство компаний оказывают своим работникам значительную финансовую поддержку при проведении рекреационных мероприятий (оплата путевок и проезда к месту отдыха и т.д.). Около трети предприятий располагают собственной лечебно-оздоровительной базой (санатории, профилактории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и т.д.), которая в перспективе может и должна служить основой для активного и научно обоснованного профилактического вмешательства.
3. Обращает внимание крайне низкая активность медицинских служб предприятий в области профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний. Программы по коррекции поведенческих ФР неинфекционных заболеваний проводятся только на 1/3 предприятий, имеющих собственные медицинские службы (см. рис. 1, б). В частности, мероприятия по борьбе с курением (22% предприятий), профилактика гипертонии (22%), профилактика ВИЧ (17%). Лишь в 11% компаний представлена наиболее современная и эффективная форма профилактического вмешательства — школы здоровья для больных гипертонией, диабетом, ожирением и другими неинфекционными заболеваниями. Только 1/3 компаний осуществляют профилактику алкоголизма и наркомании. Программы по улучшению питания сотрудников проводятся также на одном предприятии из трех, и в большинстве случаев это социальные льготы на питание в корпоративных столовых и доплаты работникам на питание. Лишь в половине случаев уделяется внимание развитию здорового питания работников. Мероприятия по охране материнства и детства и репродуктивного здоровья сотрудников на территории присутствия осуществляют около 10% компаний. Указанные мероприятия имеют высокий профессиональный уровень организации и безусловную эффективность.
4. В качестве положительного фактора необходимо отметить, что многие компании (78%) уделяют большое внимание физкультурно-оздоровительным мероприятиям и располагают развитой базой для занятий физкультурой и спортом (стадионы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, туристические базы). Особенно важно, что около 40% предприятий вкладывают значительные средства в развитие инфраструктуры спорта на территории присутствия. По оценке руководства предприятий, деятельность компаний в этой области позволяет более эффективно решать задачи социального характера, способствует улучшению морального климата в коллективе, повышению производительности труда, снижению текучести кадров и т.д., а также положительно влияет на здоровье населения в целом.
5. На некоторых предприятиях разрабатываются меры по медико-профилактическому обеспечению Программ на основе научно обоснованной системы, включающей три уровня (государственный, корпоративный, персональный), что предполагает интегрирование системы управления здоровьем работающих со службами безопасности труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Такие программы ориентируются на конкретные особенности работающих контингентов и основаны на данных скринингового обследования персонала. Необходимость проведения такого обследования до начала профилактического вмешательства связана с тем, что распространенность неинфекционных заболеваний и ФР значительно различается не только между работающими и популяцией в целом, но и внутри производства, например между сотрудниками, занятыми в управлении и непосредственно на производстве (рис. 2) [16].
Примеры активного и научно обоснованного профилактического вмешательства по укреплению здоровья работающих в организованных коллективах
ООО «Газпромдобыча Оренбург». Целевые программы «Здоровый образ жизни» и «Преодоление курения табака». Первоначально (2003—2004) на предприятии был проведен медико-социальный мониторинг поведенческих привычек, влияющих на здоровье работников компании (таблица),
— Первоначально были введены временные санитарные нормы по организации мест для курения, с 2011 г. курение в компании полностью запрещено.
— Разработаны и распространены среди работников информационно-пропагандистские материалы о рациональном питании, принципах оздоровительных тренировок, выпущена серия статей в корпоративной газете по вопросам ЗОЖ. В результате увеличилась численность сотрудников, предпочитающих рыбу, постное мясо, овощи, а также посещающих спортивные секции.
— Для врачей системы медико-санитарного обеспечения компании разработаны «Методические рекомендации для цеховых врачей по индивидуальным программам оздоровительных тренировок работников» и Методические рекомендации/отраслевой стандарт «Профилактика ИБС в клинической практике».
— В 2007—2009 гг. компания вложила в строительство спортивных объектов 1,2 млрд рублей, на проведение спортивных мероприятий — 443 млн рублей, на санаторно-курортное лечение — 537 млн рублей.
В результате за 6 лет проведения этих программ (2003—2009) показатель смертности снизился с 3,0 до 1,6 на 1000 работающих, показатель выхода на инвалидность — с 4,6 до 2,5 на 1000 работающих.
ООО «Оренбургнефть». Значительный медико-социальный ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний на данном предприятии явился основанием для изучения рисков их развития, в том числе и роли неблагоприятных производственных факторов и факторов внешней среды. На основании скринингового обследования персонала было проведено ранжирование ФР сердечно-сосудистых заболеваний по приоритетности. Наиболее значимым ФР оказались особенности образа жизни и обусловленные ими состояния (артериальная гипертония, нарушения жирового обмена, курение, избыточная масса тела, чрезмерное потребление алкоголя и др.). Кроме того, выявлена неблагоприятная роль профессиональных и экологических факторов. По результатам обследования был сформирован план программных мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний на производстве. Для его выполнения введена должность координатора по оздоровительным программам при службе охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, что позволило оптимизировать механизм реализации профилактического вмешательства и повысить его эффективность.
Магнитогорский металлургический комбинат. Проект «Здоровье металлургов Магнитки» включает ряд программ, демонстрирующих высокую эффективность.
— Программа «Спина без боли», действующая с 2007 г. и рассчитанная на 6400 работников, обеспечила снижение на 25% заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности по поводу патологии опорно-двигательного аппарата, распространенной среди металлургов. На предприятии достигнуто снижение первичного выхода на инвалидность до 32,0 на 10 000 работающих.
— Программа «Репродуктивное здоровье», рассчитанная более чем на 25 000 человек молодого и взрослого населения Магнитогорска, позволила за 10 лет почти в 4 раза снизить перинатальную смертность с 8‰ до 2,2‰ (с 8 до 2,2 на 1000) и уменьшить в 2 раза число абортов на 1 роды (с 0,54 в 2000 г. до 0,25 в 2010 г.).
— При проведении программы «Наркотикам — нет» обследованы 39 000 человек с использованием теста — 6-мульти-фактор, что позволило сформировать группы лиц, активно наблюдаемых наркологом.
Заключение
В настоящее время в обществе сложились новые предпосылки для развития активного взаимодействия представителей медицинской науки, практического здравоохранения, общественных организаций и бизнеса в рамках политики социального партнерства по вопросам улучшения здоровья работающих и всего населения в целом. Значительное число крупных компаний при поддержке и методической помощи РСПП активно разрабатывает и использует новые технологии социальной деятельности, направленные на улучшение качества жизни работников и их семей, в том числе программы поддержания здоровья на рабочем месте. Задачей научных центров и организаторов здравоохранения в этих условиях должна являться разработка нового алгоритма взаимодействия с руководством промышленных предприятий и компаний в области профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний, создание для этих целей современной методической базы, а также активное участие в осуществлении таких программ и оказание им необходимой организационной поддержки.
К сожалению, инициативная активность медицинских служб компаний, призванных уделять первостепенное внимание вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формированию ЗОЖ, пока остается на крайне низком уровне. Указанное обстоятельство может быть следствием их недостаточной информированности по вопросам организации и проведения профилактического вмешательства (цели, задачи, реализация, оценка эффективности), что должно быть исправлено в ближайшее время. Медицинским научным центрам необходимо активно сотрудничать с учреждениями ПМСП предприятий, формируя позитивное и заинтересованное отношение к данной проблеме.
В качестве одной из первоочередных задач следует рассматривать включение в новое Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством Российской Федерации на 2014—2016 гг. положения о проведении мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний среди работающих. Это позволит активнее проводить работу по внесению указанного положения в соглашения всех уровней социального партнерства: окружные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и коллективные договоры предприятий и создаст предпосылки для начала широкомасштабной работы в указанном направлении. Необходимо также, чтобы медицинские учреждения, в том числе представляющие науку, взаимодействовали с трехсторонними комиссиями по информированию и согласованию возможных взаимных действий и путей эффективной реализации этого положения. Только при соблюдении данного условия планируемые мероприятия будут наиболее полноценными и эффективными.
Список предприятий:
Группа Кнауф СНГ, ОАО «Лукойл», Финансовая корпорация «Уралсиб», ОАО «Российские железные дороги», Холдинг «Металлоинвест», «Сахалин энерджи инвестмент компани ЛТД», ЗАО «Комплексные энергетические системы», ОАО «Северсталь», ОАО «ГМК Норильский никель», Объединенная копания РУСАЛ, ОАО Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Рославльский ВРЗ», ОАО «Кольская атомная станция», ОАО «Магнитогорский МК», ОАО «Уфалейникель», ОАО «Барнаульский станкостроительный завод», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ООО «Газпромдобыча Оренбург», ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», ОАО «Акрон», ОАО «Аэрофлот Кольцово» (Группа компаний «Ренова»), ООО «Газпромдобыча Надым», Группа компаний «БВК», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Тагмет», ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО Росжелдорпроект», ОАО «Корсис», ООО «Оренбургнефть».