Специфика, условия и содержание трудовой деятельности медицинских работников связаны с воздействием на организм ряда неблагоприятных производственных факторов, сочетанное влияние которых может привести к возникновению заболеваний, потере трудоспособности, инвалидности, а в ряде случаев — к непосредственной угрозе жизни [1—4].
Большинство медицинских работников в процессе работы сталкиваются с превышением параметров шума и вибрации на рабочем месте [5—9]. Шум и вибрация — одни из ведущих неблагоприятных факторов производственной среды в кабинах автомобилей скорой помощи [10]. Источниками шума при этом чаще всего являются двигатель, кузов, ходовая часть и медицинское оборудование. Кроме того, определенный вклад в общий уровень шума вносит и шумовой климат среды движения. Основными источниками вибрации, передающейся через органы управления автомобилем и воздействующими на персонал бригад СМП, являются двигатель и трансмиссия. Уровень общей вибрации также зависит от качества дорожного покрытия, скорости движения и конструктивных особенностей сидения и ходовой части автомобилей [5, 9]. Создание акустического комфорта в этой связи является одним из приоритетных факторов оптимизации условий труда работников выездных бригад СМП.
Цель исследования — оценить условия труда персонала выездных бригад станции СМП Уфы на основании изучения показателей шума и вибрации на рабочих местах.
Материал и методы
Традиционный анализ характера и интенсивности воздействия на работников станции СМП вредных производственных факторов выполнен на основе действующих нормативных документов по результатам аттестации 767 рабочих мест врачей, фельдшеров, младшего медицинского персонала и водителей МУ станции скорой медицинской помощи Уфы, произведенной при участии лаборатории исследования условий труда ООО «Инфодор» в 2007—2009 гг. (аттестат аккредитации №РОСС RU.00001.515617 от 22.07.05) в соответствии с Положением №12 о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97.
Исследования включали измерение шума, общей и локальной вибрации на рабочих местах врачей, среднего и младшего медицинского персонала и водителей.
Гигиеническая оценка и замеры указаных показателей проводились во время езды в автомобилях СМП с использованием измерителя шума и вибрации ВШВ-003-М2 на основании требований ГОСТ [11, 12] и санитарных норм [13], методических указаний [14] и руководства [15]. Уровни шума и эквивалентные уровни звука замерялись шкале дБ (от 31,5 Гц до 8 кГц) и в октавных полосах со среднегеометрическими частотами. Условия труда при воздействии на работника постоянного шума оценивались по результатам измерения уровня звука в дБ; непостоянного шума — по результатам расчета эквивалентного уровня звука за смену. Уровни общей и локальной виброскорости замерялись по трем осям для нормируемых частот. Для оценки условий труда рассчитывался корректированный уровень (значение) виброскорости. Проведены более 2500 измерений параметров шума, общей и локальной вибрации.
Для статистического анализа данных были вычислены относительные величины (P), их ошибки (m). Достоверность различий средних и относительных величин оценивали с помощью t-критерия Стьюдента и критерия уровня значимости (P).
Результаты и обсуждение
Установлено, что почти что во всех автомобилях выездных бригад СМП уровень звукового давления и эквивалентных уровней звука находились в пределах допустимых величин (класс условий труда 2.0), однако были и исключения. Автомобили линейных бригад имели уровень звукового давления выше верхней границы предельно допустимых уровней (ПДУ) с максимумом в октавах от 31,5 Гц до 1 кГц (класс условий труда 3.1), что можно объяснить изношенностью автомобильной техники. Результаты оценки шумовой нагрузки представлены в табл. 1.
Автомобили СМП являются также и источниками вибронагрузок. На параметры вибрации могут влиять неисправность двигателя и ходовой части автомашин, а также качество дорожного покрытия. Следует отметить, что длительное воздействие вибрации на организм работающего может приводить к развитию преждевременного утомления, снижению производительности труда, росту заболеваемости и нередко к возникновению профессиональной патологии.
При изучении уровня вибрации во время езды в автомобилях СМП установлено, что вибрация рабочего места представляла собой широкополосный случайный процесс по спектрам, охватывающим диапазон частот в октавах от 2 до 1000 Гц. Ее параметры во всех случаях наблюдений не превышали ПДУ и по условиям вредности производственных факторов соответствовали допустимому классу (2.0). Результаты измерений вибрации в автомобилях СМП представлены в табл. 2, 3 и 4.
Таким образом, параметры шума и вибрации в большинстве автомобилей скорой медицинской помощи были в пределах допустимых значений. В то же время показатели шумовой нагрузки в кабинах автомобилей линейных бригад соответствовали вредному классу опасности условий труда I степени. Гигиеническая характеристика условий труда на рабочих местах персонала выездных бригад СМП с учетом вредности представлена в табл. 5.
Выявленные колебания параметров шума и вибрации в соответствии с Руководством 2.2.2006-05 по классам условий труда в кабинах автомобилей линейных бригад соответствуют значению 3,1 (вредный класс опасности I степени). Они вызывают напряжение системы виброакустического восприятия информации у работников этих бригад и существенно осложняют работу медицинского персонала и водителей.
Выводы
В результате проведенной нами оценки виброакустических нагрузок рабочих мест показано, что санитарно-гигиенические условия труда работников линейных бригад станции скорой медицинской помощи Уфы характеризуются уровнями факторов рабочей среды, которые в течение рабочей смены, несомненно, оказывают неблагоприятное воздействие на состояние здоровья работников и дают основание для прогноза высокого апостериорного профессионального риска, т.е. формирования выраженных клинических форм как профессиональных, так и общих заболеваний.