Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Александрова Е.Е.

ГБУЗ Нижегородской области «Дзержинский перинатальный центр», Нижегородская область, Дзержинск, Россия, 606033

Рыжова Н.К.

ГБУЗ Нижегородской области «Дзержинский перинатальный центр», Нижегородская область, Дзержинск, Россия, 606033

Случай благополучно завершившейся брюшной беременности (код по МКБ-Х О83.3)

Авторы:

Александрова Е.Е., Рыжова Н.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2017;23(4): 8‑10

Просмотров: 805

Загрузок: 12


Как цитировать:

Александрова Е.Е., Рыжова Н.К. Случай благополучно завершившейся брюшной беременности (код по МКБ-Х О83.3). Проблемы репродукции. 2017;23(4):8‑10.
Aleksandrova EE, Ryzhova NK. The successful outcome of abdominal pregnancy (the ICD-code is О83.3). Russian Journal of Human Reproduction. 2017;23(4):8‑10. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro20172348-10

Пациентка К., 37 лет, первобеременная, поступила 01.11.16 в многопрофильный хирургический стационар Дзержинска с клиникой «острого живота» при доношенной беременности. Жалобы при поступлении на резкие боли в брюшной полости, вздутие живота, задержку стула в течение 3 дней.

В приемном покое осмотрена совместно хирургом и акушером-гинекологом.

Объективно: состояние средней степени тяжести. Гемодинамические особенности: АД 130 и 90 мм рт.ст., пульс до 120 уд/мин. Температура 38,1 °С. Кожные покровы нормальной окраски. Живот увеличен в размерах за счет беременности и раздутых петель кишечника. При пальпации живот напряжен, резко болезненен во всех отделах, положительные симптомы раздражения брюшины в нижних отделах живота. Из-за выраженного напряжения мышц передней брюшной стенки пальпаторное исследование было затруднено, четко определялось поперечное положение плода. Сердцебиение плода 145—150 в минуту, справа на уровне пупка. По данным ультразвукового исследования органов брюшной полости, выполненного в приемном покое, подтверждено поперечное положение плода и отмечено наличие свободной жидкости.

В общеклинических анализах выявлено незначительное снижение гемоглобина, лейкоцитоз со сдвигом формулы влево.

Установлен диагноз: беременность 37 нед. Острый аппендицит. Кишечная непроходимость? Принято решение о проведении экстренной операции в условиях хирургического стационара.

Операция. Срединная нижняя лапаротомия. При вскрытии брюшной полости обнаружено, что в рану предлежит плодный пузырь, плодные оболочки плотные с обширной сосудистой сетью. В брюшной полости — небольшое количество серозно-геморрагического выпота. После вскрытия оболочек эвакуировано 1000 мл светлых околоплодных вод. Извлечен живой доношенный мальчик, массой тела 2750 г, длиной 51 см, с оценкой по шкале Апгар 6—7 баллов (наркозная депрессия).

При осмотре выявлено: все «плодовместилище», включая плаценту, находилось вне матки. Плацента гипертрофированная, многодолевая. Матка увеличена до 6 нед, смещена в левую подвздошную область.

От правого угла матки и от области воронко-тазовой связки исходит выраженный конгломерат гипертрофированных сосудов, переходящих на плаценту. Таким образом, кровоснабжение плаценты осуществлялось за счет сосудов малого таза из бассейна правой внутренней подвздошной артерии и брюшной аорты.

Дифференцировать яичник и маточную трубу в конгломерате плаценты и сосудов не представлялось возможным.

После последовательного лигирования и пересечения сосудистых пучков, кровоснабжавших плаценту, послед был удален из брюшной полости. Проведена ревизия органов малого таза и брюшной полости: червеобразный отросток без признаков патологии, перистальтика кишечника нормальная. Брюшная стенка ушита с оставлением дренажа (с целью контроля гемостаза). Гемодинамика в ходе операции была стабильной.

Течение раннего послеоперационного периода: явления пареза кишечника в течение первых 2 сут, анемия легкой степени. Заживление раны первичным натяжением. Лабораторные показатели в пределах нормы.

На 10-е сутки родильница в удовлетворительном состоянии вместе с ребенком выписана домой.

Ретроспективно из анамнеза: беременность первая, наступила спонтанно. До наступления беременности у гинеколога не наблюдалась, гинекологических заболеваний не было. Менструальная функция нормальная. Последняя менструация 21.02.16.

Диспансерное наблюдение беременной осуществлялось в условиях центральной районной больницы с 12-й недели беременности. Беременность протекала благоприятно. Ультразвуковые исследования во время беременности проводились разными специалистами в нескольких лечебных учреждениях, не подведомственных «Перинатальному центру».

Во всех описаниях результатов ультразвуковых исследований обнаруженные отклонения от нормальной картины трактовались как аномалия развития матки (двурогая матка), проводился дифференциальный диагноз с миомой матки, опухолью яичника. Следует особо отметить, что ни в одном из указанных описаний не было сведений о состоянии стенки матки (миометрия).

Гистологическое исследование. Макроскопическое исследование: послед массой 830 г, плацента дисковидной формы, диаметром 18 см, ворсистый хорион толщиной 6 см, амниотическая оболочка имеет две полости. В первой полости в центре диска пуповина длиной 24 см, во второй полости имеется образование размером 6×3 см серо-желтого цвета эластической консистенции с обилием сосудов, от которого отходит соединительнотканный тяж длиной 1 см, на конце которого расположен яичник размером 3×2 см, серо-белый, эластичный, на разрезе однородный с наличием фестончатого желтого тела.

Описание микроскопического исследования. В препаратах последа оболочки обычного строения с небольшим количеством лимфоцитов, ворсистый хорион соответствует сроку гестации с выраженным полнокровием сосудов и увеличением числа синцитиальных почек. Базальная пластинка неравномерной толщины, местами истончена. Встречаются участки редукции и тромбоза межворсинчатого пространства. Образование второй полости представлено мышечной тканью в состоянии фибриноидного некроза, богато сосудами, сосуды синусоидного типа, стенки тонкие, просвет в основном загустевший. В одном из препаратов цитотрофобласт проникает за пределы базальной пластинки и врастает в мышечную ткань. Яичник обычного строения с наличием на поверхности папиллярных фокусов децидуальной трансформации коркового слоя. В более глубоких слоях желтого тела обилие лейкоцитов.

Обсуждение

По нашему мнению, представленный случай важен и интересен не только редкостью благополучного завершения брюшной доношенной беременности для матери и ребенка, но, что не менее значимо, установлением корректного диагноза только во время оперативного вмешательства. Было ли возможно в данном случае установить диагноз брюшной беременности в период антенатального наблюдения? Считаем, что такая возможность была. Основанием для этого утверждения является отсутствие описания стенки матки (миометрия) в заключениях ультразвуковых исследований, в то время как оценка состояния миометрия входит в стандарт ультразвукового исследования при беременности.

Причина, по которой отсутствие стенки матки вокруг плодного яйца не было правильно интерпретировано, очевидно, находится в отсутствии у врачей, проводивших исследования, готовности к диагностированию такой крайне редкой патологии, как брюшная беременность.

Следует признать, что имеющиеся в литературе сведения о сочетании брюшной беременности с маловодием, пороками развития и неправильным положением плода, высоким расположением плода по отношению к малому тазу нельзя признать типичными признаками данной патологии [1—4].

Выраженное напряжение мышц передней брюшной стенки, связанное с клиникой острого живота, не позволило при поступлении в стационар получить полные пальпаторные данные о плоде. Вопрос о том, почему легкая доступность частей плода при пальпации, как признак брюшной беременности, не был выявлен в процессе антенатального наблюдения, не имеет определенного ответа [5].

Констатируя диагностическую ошибку, мы не можем не признать, что именно благодаря ей беременность завершилась рождением здорового доношенного ребенка. В случае установления корректного диагноза на ранних сроках, особенно в I триместре беременности, с учетом высоких рисков для здоровья и жизни матери, у врачей были бы показания к хирургическому вмешательству.

В курированном нами случае трудно воздержаться от известных крылатых слов: «в жизни/медицине всегда есть место чуду». Пациентки с диагнозом «брюшная беременность», безусловно, относятся к группе высокой степени акушерского и перинатального риска.

Будет ли изложенная история достаточным аргументом в пользу выжидательной тактики, например — продолжение наблюдения за беременной в условиях стационара в случае диагностирования брюшной прогрессирующей беременности во II триместре, предстоит решать коллегам и их пациентке, исходя из конкретных обстоятельств.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.