Автор рассматривает случаи эктопических беременностей (в приводимом им случае - брюшных) как «противоречащие взглядам на уникальность эндометрия…, как структуры способной претерпевать прегравидную трансформацию и обеспечить условия для имплантации эмбриона». И в этом он прав. Однако есть важный аспект, оставшийся в статье без объяснения, который, на мой взгляд, разъясняет многое.
В 60−70 годы прошлого века, когда я только начинал свою деятельность на поприще ВРТ в Институте акушерства и гинекологии АМН СССР (ныне – НИИ АГ и Р им. Д.О. Отта), возглавляемая мной группа раннего эмбриогенеза человека (с 1982 г. - лаборатория того же названия) входила в состав лаборатории нормальной и патологической морфологии института. Основной практической задачей этой лаборатории были аутопсии погибших плодов и новорожденных и гистологическое изучение их органов, а также аутопсии погибших беременных и родильниц (в то время такие случаи были чаще, чем сейчас). Для точного выяснения причин их смерти проводилось гистологическое исследование всех органов. Несколько раз я просматривал эти препараты. И вот что меня поразило: участки полноценной децидуальной ткани обнаруживались не только в матке, но и в сальнике, лимфоузлах, селезенке, печени.
Сейчас бегло просмотрев литературу, я без особого труда, обнаружил подтверждение этому, прежде всего, в работах Клавдии Петровны Улезко-Строгановой, первого руководителя названной выше лаборатории того же института, носившего в то время название «Императорский клинический повивальный институт ведомства учреждений императрицы Марии». Итак, согласно работам К.П. Улезко-Строгановой и исследованиям других авторов, «децидуальному превращению» могут подвергаться: ткань лимфоузлов, эндотелий кровеносных сосудов и серозные оболочки маточных труб, соединительно-тканные структуры яичников, влагалища и мочевого пузыря, тазовая брюшина, ткань диафрагмы, даже - слизистая гортани. Необычностью этого явления объясняется то, что иногда патогистологи принимают гетеротопии децидуальной ткани за рак, туберкулез и другие подобные процессы.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что децидуальная (до начала имплантации эмбриона - децидуоподобная) реакция - это системная реакция клеток соединительной ткани различных органов женщины на рост продукции желтым телом прогестерона. При этом эмбрион, попавший в брюшную полость (что происходит, вероятно, много чаще, чем мы думаем) или «застрявший» в трубе, начинает получать биохимические «сигналы» от этой ткани («я тут») и сам начинает направлять ей свои «сигналы». В результате обмена сигналами (все это только в начале тщательного изучения) децидуоподобная реакция переходит в децидуальную, особенно с началом продукции трофобластом чХГ, и начинается имплантация. Таким образом, эмбрион имплантируется не в ткань органа (сальник, маточная труба, яичник и другие органы), а в «родную» децидуальную ткань, в которой как и в decidua матки естественным путем формируются «кровяные лакуны», в которые погружаются ворсины хориона и т. д. И пиноподии, и окно имплантации здесь также, вероятно, имеют место.
Возможен (более редкий, по-видимому) вариант: эмбрион «натыкается» на участки гетеротопий эндометрия, которые также претерпевают децидуоподобную и децидуальную реакции, и имплантируется в них.
Конечно, роль эмбриона в имплантации более велика, чем роль эндометрия. Но это, по-моему, связано с большим количеством дефектов, возникающих в процессе созревания половых клеток, оплодотворения и дробления зародыша, ведущих к нарушениям в его генотипе и фенотипе, от которых как раз и зависит полноценность профиля продуцируемых ими факторов, влияющих и на его жизнеспособность, и на имплантацию и на плацентацию.