Низкие дозы чМГ против кломифена цитрата у пар со сниженной фертильностью в циклах ВМИ: рандомизированное контролируемое исследование
K. Peeraer и соавт., Австралия
В исследовании участвовали пары с бесплодием неясного генеза, с незначительным снижением способности к оплодотворению у мужчины и с эндометриозом легкой и средней степени тяжести у женщины. Пациентки получали низкие дозы чМГ (n=334, 37,5—75 МЕ в день) или кломифена цитрата (n=323, 50 мг в день, на 3—7-й день цикла). При стимуляции овуляции чМГ в сравнении с кломифена цитратом наблюдалась более высокая частота наступления беременности (14,4% против 9,0%), частота родов живым плодом (13,8% против 3,6%), меньшее число преовуляторных фолликулов (1,2 против 1,5), более толстый эндометрий (8,5 мм против 7,5 мм) и более низкая частота отмены цикла (4,7% против 15,4%). Частота родов живым плодом при многоплодной беременности была низкой и сопоставимой между группами.
Общее число подвижных сперматозоидов — лучший показатель выраженности мужского фактора бесплодия, чем классификация ВОЗ
J.A.M. Hamilton и соавт., Нидерланды
Во всех группах, где использовалась классификация ВОЗ, частота наступления спонтанной беременности была ниже в сравнении с группой с бесплодием неясного генеза. При сравнении пар в группах, определенных согласно классификации ВОЗ, не было выявлено значимой разницы в частоте наступления спонтанной беременности, за исключением сравниваемых между собой групп: олиго- с астено- и тератозооспермией и олиго- с астенозооспермией. Во всех группах с использованием общего числа подвижных сперматозоидов частота наступления спонтанной беременности была ниже в сравнении с группой бесплодия неясного генеза. При общем числе подвижных сперматозоидов <1·106 и 1—5·106 частота наступления спонтанной беременности значимо ниже, чем при числе подвижных сперматозоидов 5—10·106.
Перинатальные исходы будущей беременности у женщин с привычным выкидышем: ретроспективное когортное исследование
K. Field и соавт., Ирландия
Женщины с привычным выкидышем в анамнезе (3 выкидыша и более) наиболее вероятно имеют ожирение, применение ВРТ в анамнезе или перинатальные потери в предшествующей беременности и родоразрешаются путем плановой операции кесарева сечения. Привычный выкидыш был связан с повышением частоты преждевременных родов (<37 нед гестации, 8,1% против 5,5%), ранних преждевременных родов (<32 нед беременности, 2,2% против 1,2%) и перинатальной смерти (1,2% против 0,5%). Эти различия наблюдались как при первичном, так и при вторичном генезе привычного невынашивания беременности. Ограничения исследования заключаются в отсутствии разделения женщин по этиологии привычного выкидыша, поскольку неблагоприятные исходы могут различаться между различными подгруппами.