Пивоварова О.А.

ГУ "Луганский государственный медицинский университет", Украина

Маньковский Б.Н.

Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, Киев, Украина

Пролиферативная активность эпителиального пласта слизистой оболочки нижних воздухоносных путей при экспериментальном сахарном диабете

Авторы:

Пивоварова О.А., Маньковский Б.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы эндокринологии. 2013;59(3): 27‑29

Просмотров: 681

Загрузок: 2


Как цитировать:

Пивоварова О.А., Маньковский Б.Н. Пролиферативная активность эпителиального пласта слизистой оболочки нижних воздухоносных путей при экспериментальном сахарном диабете. Проблемы эндокринологии. 2013;59(3):27‑29.
Pivovarova OA, Man'kovskiĭ BN. Proliferative activity of the epithelial sheet of the mucous membrane in the lower airways during experimental diabetes mellitus. Problems of Endocrinology. 2013;59(3):27‑29. (In Russ.)

Сочетание сахарного диабета и хронического неспецифического заболевания легких является актуальной социально-эпидемиологической, диагностической и клинической проблемой [1—4]. Хроническое заболевание легких характеризуется сужением бронхиального просвета и изменением бронхиальной проходимости, что обусловливает нарушение аэрации сегментов легких [5, 6]. Нарушение морфологической структуры тканей дыхательной системы [7] приводит к снижению активности репаративной функции эпителия и перестройке гистоархитектоники бронхиального дерева вплоть до метаплазии [8]. Постоянство клеточного состава тканей бронхиального дерева обеспечивается балансом процессов пролиферации и апоптоза [9, 10].

Цель настоящего исследования — анализ пролиферативной активности мерцательного эпителия слизистой оболочки бронхов при экспериментальном сахарном диабете.

Материал и методы

Изучение морфометрических изменений эпителиального пласта (ЭП) бронхиального дерева при экспериментальном сахарном диабете (ЭСД) проводили у 47 белых крыс Wistar с массой тела 234,00±2,64 г и возрастом 5—6 мес. Контрольную группу составляли 43 интактные крысы (самцы) Wistar того же возраста и с той же массой тела.

Сахарный диабет моделировали путем однократного интраперитонеального введения крысам стрептозотоцина («Sigma», США) в 0,1 М цитратном буфере pH 4,5 в дозе 60 мг/кг. Стрептозотоцин вводили после предварительной 24-часовой депривации пищи при неограниченном доступе к воде. На протяжении 11 сут животных содержали на стандартной диете.

Определение уровня глюкозы в крови из хвостовой вены проводили глюкозооксидазным методом. Для дальнейшего исследования использовали только особей с гипергликемией (более 11 ммоль/л). Крыс выводили из эксперимента декапитированием.

Для гистологического исследования использовали материал, зафиксированный в 10% нейтральном формалине. Согласно стандартным методикам, готовили парафиновые срезы, окрашенные гематоксилином и эозином. Использовали светооптический микроскоп Olympus BX-41 (Япония) с программным обеспечением для анализа видеоизображения (QuickPhoto Micro 2.3, Германия).

Работу проводили в соответствии с положениями «Общих этических принципов экспериментов на животных», принятых I национальным конгрессом по биоэтике (Киев, 2001), и международными требованиями «Европейской конвенции защиты позвоночных животных, которые используются в экспериментальных и других научных целях».

Результаты и обсуждение

Количество ядер (КЯ) секреторных клеток на единицу площади определяет атрофический или гиперпластический характер изменения. В группе крыс с ЭСД КЯ на единицу площади составляло 28,3±1,0 (M±m), тогда как в контрольной группе данный показатель равнялся — 35,7±0,9 (p<0,001) (рис. 1).

Рисунок 1. Количество ядер на единицу площади в исследуемых группах.

У крыс с ЭСД значения КЯ на единицу площади в интервале от 10 до 20 встречались у 7 (14,9%) особей, тогда как в контрольной группе такие значения отсутствовали. У подопытных крыс чаще всего встречались значения КЯ от 20 до 40 [37 (78,7%)] и от 25 до 30 [11 (23,4%)], тогда как в контрольной группе преимущественные значения КЯ на единицу площади находились в интервале от 35 до 40 [20 (46,5%)] (табл. 1).

В норме КЯ является стабильной величиной. Увеличение КЯ — показатель развития гиперпластической реакции, уменьшение — атрофической. Если у одного и того же животного наблюдается и гиперпластическая, и атрофическая реакции, то это рассматривается как тенденция к развитию атрофических изменений, что и было выявлено нами в группе с ЭСД. Кроме того, нами определена тенденция к истощению пролиферативного потенциала при ЭСД.

Площадь ядра эпителиоцита (ПЯЭ) является важным признаком пролиферативной активности. В группе крыс с ЭСД ПЯЭ составляла 66,2±2,1 мкм2, что значимо ниже чем у крыс без диабета — 85,8±2,3 мкм2 (p<0,001) (рис. 2).

Рисунок 2. Площадь ядра эпителиоцита в исследуемых группах.

В группе крыс с ЭСД чаще всего встречались значения ПЯЭ в интервале от 60 до 80 мкм2 [26 (55,3%)] и от 40 до 60 мкм2 [16 (34,03%)]. В контрольной группе наибольшее количество значений находилось в интервале от 80 до 100 мкм2(табл. 2).

Заключение

У крыс с ЭСД установлено статистически значимое истощение пролиферативного потенциала с формированием атрофических преобразований в эпителиальном пласте нижних воздухоносных путей. Снижение пролиферативной активности клеточных структур эпителиальной выстилки бронхиального дерева у крыс с ЭСД подтверждается уменьшением площади ядра.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Б.Н. Маньковский

Сбор и обработка материала — О.А. Пивоварова

Статистическая обработка данных — О.А. Пивоварова

Написание текста — О.А. Пивоварова

Редактирование — Б.Н. Маньковский

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.