Распространенность ранних нарушений углеводного обмена (РНУО) при акромегалии составляет от 16 до 46% [1—3]. По данным эпидемиологических исследований, распространенность РНУО и вторичного сахарного диабета (СД) зависит от уровня СТГ, возраста, пола [2] и длительности течения акромегалии [4]. Данные о распространенности изолированных форм РНУО [нарушенной гликемии натощак (НГН), нарушенной толерантности к глюкозе (НТГ)] и комбинации НГН+НТГ в современной литературе отсутствуют.
Материал и методы
Материалом исследования послужили данные обследования 97 больных акромегалией, проживающих в Московской области (МО) (табл. 1).
Активность акромегалии оценивали на основании критериев международного консенсуса 2009 г. [5]. Критериями активности акромегалии у больных без СД, не получающих лечение аналогами соматостатина (АСС), были увеличение уровня ИРФ-1 выше поло-возрастной нормы, а также отсутствие снижения уровня СТГ в ходе ПГТТ ниже 2,7 мЕд/л. Если больной акромегалией без СД получал лечение АСС (октреотид пролонгированного действия в биодеградирующих микросферах), то критерием активности заболевания являлось увеличение уровня ИРФ-1 выше поло-возрастной нормы, а также увеличение среднего уровня СТГ выше 6,8 мЕд/л в пробах крови, забираемых каждые 30 мин в течение 2 ч. Критериями активности акромегалии у больных акромегалией с СД являлось увеличение уровня ИРФ-1 выше поло-возрастной нормы, а также увеличение среднего уровня СТГ выше 6,8 мЕд/л.
Акромегалия считалась контролируемой (фаза ремиссии) при наличии нормальных значений СТГ и ИРФ-1 и неконтролируемой (активной) — при повышении уровня хотя бы одного из этих показателей [5]. Длительность акромегалии определялась с момента появления первых жалоб на изменение внешности.
У 24 больных СД был выявлен до диагностики акромегалии. Остальным 73 больным проводилось исследование уровня гликемии натощак или в ходе ПГТТ. Диагноз СД устанавливали при уровне глюкозы плазмы натощак (ГПН) более 7 ммоль/л не менее чем в двух повторных исследованиях. Если ГПН была в пределах 6,1—7,0 ммоль/л, то обследуемому назначался ПГТТ для диагностики НТГ, НГН и СД. Критерии РНУО (НТГ и НГН) и СД соответствовали рекомендациям ВОЗ [6].
Уровни СТГ определяли методом планшетного двухслойного иммунорадиометрического анализа (сэндвич-ИФА) с помощью тест-системы производства фирмы «Immunotech A Beckman coulter company» (Франция). Содержание ИРФ-1 определяли радиоиммунометрическим методом (по типу «сэндвич») с помощью тест-системы той же фирмы. Глюкоза плазмы исследовалась на биохимическом анализаторе Hitachi 912 («Hoffmann-La Roche Ltd/Roche Diagnostics GmbH», Швейцария—Германия). Распространенность впервые выявленного СД сравнивали с данными скрининга, проведенного среди взрослого населения двух муниципальных образований МО (Луховицкий район и г. Жуковский) в 2006 г., а также данные скрининга, проведенного среди взрослого населения группы риска НУО в Каширском, Можайском и Коломенском районах МО. При оценке риска СД2 учитывались следующие факторы: возраст, ожирение, ежедневная физическая активность, правильность питания (употребление в пищу свежих овощей, фруктов, ягод), артериальную гипертензию, повышение уровня гликемии ранее, отягощенную наследственность по СД1 и СД2. Сравниваемые группы были стратифицированы по возрасту и индексу массы тела (ИМТ). Характеристика сравниваемых групп представлена в табл. 2.
Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программ SPSS версия 13.4 для Windows. Результаты представлены в виде целых чисел и процентов. Для сравнения непарных показателей использовался критерий χ2, тест Манна—Уитни. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Распространенность вторичного СД и РНУО среди всех обследованных больных акромегалией составила 52,6 и 25,8%, что значительно превышает распространенность СД2 (8,3%) и РНУО (6,4%) в мире [7], и МО (2,3% [9] и 17,7% [8] соответственно). Сравнительно низкая распространенность РНУО, по данным IDF, в отличие от данных МО, по всей вероятности, связана с отсутствием в мировой выборке учета лиц с изолированным нарушением толерантности к глюкозе.
Из 97 обследованных больных акромегалией у 24 (24,7%) СД был выявлен до диагностики акромегалии, а 73 был проведен ПГТТ с целью исключения РНУО или бессимптомно протекающего диабета. Среди 73 больных РНУО были выявлены у 25 (34,2%), что превышает распространенность РНУО среди случайной выборки взрослого населения в 1,7 раза (p<0,001) [8], в группе риска развития СД2 — в 1,2 раза (p<0,01) [8] и в мире — в 5,3 раза [7] (рис. 1).
Среди больных акромегалией распространенность СД была несколько выше, чем распространенность РНУО; в случайной выборке РНУО наблюдались в 2,3 раза чаще, чем впервые выявленный СД2 (p<0,05), в группе риска распространенность РНУО также была несколько выше (рис. 2).
При акромегалии распространенность РНУО у женщин оказалась выше, чем у мужчин (35,6 и 28,5% соответственно). В группе риска распространенность РНУО у женщин выше, чем у мужчин (30,8 и 20,6% соответственно) (рис. 3).
Распространенность изолированных НГН и НТГ в случайной выборке и в группе риска развития СД2 были сопоставимы и выше, чем распространенность НГН+НТГ (p<0,05) (рис. 4).
При акромегалии наибольшая частота РНУО наблюдалась в возрасте 20—35 лет (44%). Затем она снижается в возрастной группе 36—45 лет до 32,5% и примерно на этом уровне сохраняется в более старших возрастных группах. Это заметно отличается от возрастной динамики РНУО в популяции и в группах риска (рис. 5).
При длительности акромегалии менее 8 лет РНУО были выявлены у 39,3% больных, при длительности 9—15 лет распространенность РНУО снизилась до 21,1%, а при длительности более 15 лет она снова увеличилась до 38,5%. В то же время заболеваемость СД возрастает от 28,6 до 46,2% в соответствующих возрастных интервалах, что согласуется с данными международных исследований [4].
Распространенность РНУО и впервые выявленного СД в зависимости от активности акромегалии распределилась следующим образом: в группе больных с неконтролируемой акромегалией (в активной фазе) — 70,0%, в группе больных с контролируемой акромегалией (в фазе ремиссии) — 73,9% (p>0,05). Распределение РНУО/СД в данных группах не было сопоставимо: распространенность впервые выявленного СД была выше в группе с контролируемой акромегалией, чем в неконтролируемой: 47,8 и 32% соответственно (p<0,05). Возраст больных и длительность течения акромегалии, а также лечение АСС в этих подгруппах были сопоставимы.
Процент всех видов нарушения углеводного обмена (РНУО+СД) при активной акромегалии совпадал с процентом при неактивной и составил около 70. Вместе с тем, доля больных диабетом среди всех нарушений углеводного обмена была выше в группе больных акромегалией с неактивной ее фазой (рис. 6).
Выводы
1. Распространенность РНУО и вторичного СД среди больных акромегалией составила 52,6 и 25,8% соответственно, что значительно превышает распространенность СД2 (2,3%) и РНУО (17,7%) в популяции МО.
2. В структуре РНУО изолированное нарушение гликемии натощак (НГН) и комбинация нарушения гликемии натощак и нарушения толерантности к глюкозе (НГН+НТГ) наблюдались чаще (40,0 и 44,0% соответственно), чем изолированное нарушение толерантности к глюкозе (НТГ) (16,0%).
3. При акромегалии РНУО, как и явный СД, у женщин развиваются чаще, чем у мужчин.
4. Распространенность РНУО при акромегалии снижается с возрастом, а распространенность СД нарастает.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования —А.В. Древаль, И.В. Триголосова, И.В. Мисникова
Сбор и обработка материала — А.В. Виноградова, И.А. Барсуков, В.А. Губкина, Ю.А. Ковалева
Статистическая обработка данных — А.В. Виноградова, И.В. Триголосова
Написание текста — И.В. Триголосова
Редактирование — А.В. Древаль
Конфликт интересов и финансовая заинтересованность авторов отсутствуют.