Студенческий научный кружок и олимпиада — эффективная форма подготовки молодых хирургов

Авторы:
  • В. В. Алипов
    ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия
Журнал: Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2019;3(1): 27-31
Просмотрено: 337 Скачано: 13

Важнейшими условиями,

необходимыми для достижения «хирургического счастья»,

являются уверенность в распознавании болезни

и проведение операции со знанием дела…

Н.И. Пирогов

История преподавания хирургии в ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ) связана с открытием кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией и упражнениями в операциях на трупах. Первый ректор СГМУ — выдающийся хирург, проф. Василий Иванович Разумовский пригласил на должность заведующего кафедрой молодого доктора, проф. Сергея Ивановича Спасокукоцкого (рис. 1).

Рис. 1. Акад. Сергей Иванович Спасокукоцкий.

«Университетская летопись» СГМУ в 1913 г. сообщает о первых заседаниях студенческого научного кружка по хирургии под руководством выдающихся профессоров-хирургов С.И. Спасокукоцкого и В.И. Разумовского. Именно с обучения в научном кружке начали свой большой путь в хирургии ведущие хирурги Саратова, имена которых известны далеко за пределами нашей Родины. Достаточно назвать имена тех, кто работал с ним и в последующем прославил отечественную хирургию, — акад. А.Н. Бакулев, профессора Е.Л. Березов, Н.В. Алмазова, Н.И. Краузе, А.Н. Спиридонов, Б.А. Никитин, К.И. Мышкин, Г.Н. Захарова и др.

Многие из названных ученых возглавили хирургические коллективы и кафедры в нашей стране. А.Н. Бакулев впоследствии основал Институт сердечно-сосудистой хирургии в Москве, первым в России выполнил операцию на «открытом» сердце, стал выдающимся ученым-хирургом с мировым именем. Основатель Саратовской хирургической школы проф. С.И. Спасокукоцкий стал ведущим хирургом СССР, был избран действительным членом Академии наук СССР, оперировал до последних дней жизни.

Действительно, путь к «хирургическому счастью», начинается с первого знакомства с предметом на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. «Растить искателей» — этот девиз Сеченовского университета многие годы сопровождает поколения студентов, занимающихся в кружках на кафедрах оперативной хирургии российских вузов [1].

Перестройка последних лет в российском медицинском образовании не может не затронуть и систему подготовки студентов — будущих специалистов хирургического профиля. В мировой литературе представлены немногочисленные сообщения, посвященные различным аспектам обучения студентов хирургическим навыкам [2—11]. При этом хирургический кружок является важнейшей мотивацией студентов к углубленному изучению теоретических основ предмета. Именно здесь обучающиеся приобретают первые познания в области хирургии и предпринимают попытки участвовать в научной работе кафедральных коллективов. Наиболее активные студенты становятся полноправными участниками исследовательского творчества, ставят перед собой смелые цели для решения научных задач.

В России исторически сложилось так, что формирование хирургических навыков у студентов, выявление способностей к ним и степени мотивации к хирургическим специальностям в последние полтора века во многом обеспечиваются в кружках при кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии [4].

Получение практических навыков студентами кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в СГМУ на всех этапах обучения оценивалось лично проф. С.И. Спасокукоцким, причем зачеты студентам V и VII семестров производились на основании проделанных ими операций. Подобную методику подготовки студентов по практическим хирургическим навыкам предлагают и S. Ullah и соавт. [11], которые оценивают работу студенческого клуба хирургической анатомии по результатам показательных операций, выполняемых студентами на трупах.

В настоящее время студенческий научный кружок кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии СГМУ сохраняет и развивает славные традиции предшествующих поколений. Сегодня посещение кружка предусматривает ряд последовательных теоретических и практических этапов обучения топографической анатомии, истории хирургии и непосредственно разделов оперативной хирургии. В соответствии с планом НИР кафедры кружковцы осуществляют самостоятельную исследовательскую работу на заданные темы, делают сообщения и мини-доклады по хирургической анатомии и особенностям выполнения хирургических вмешательств. В новом учебном году еженедельно на кафедре проводят мастер-классы ведущие хирурги города. Тематика таких занятий построена на наиболее современных технологиях эндоскопической, микрососудистой хирургии, внедрении лазерных и нанотехнологий. Секционные занятия, пользующиеся особой популярностью у студентов, посещают до 90 человек. Сегодня престижно быть членом научного студенческого кружка на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии.

Важным элементом обучения студентов хирургическим навыкам является их работа в симуляционном центре, где на тренажерах осваиваются технические приемы хирургии — от вязания узлов до выполнения сложных сердечно-сосудистых, эндохирургических, гинекологических, урологических, травматологических и других операций. Студенты-кружковцы осваивают начала микрохирургической техники, навыки использования эндоскопического инструментария на эндоскопической стойке. Освоение практических навыков в СГМУ необходимо как для первичной аккредитации студентов, так и при их подготовке к студенческим хирургическим олимпиадам. Новой формой научно-исследовательской работы и получения профессиональной компетенции [2] стало проведение ролевой игры и дискуссионных круглых столов на знание различных хирургических вмешательств. В 2015 г. в методику преподавания оперативной хирургии были внедрены факультативные занятия по эндоскопической хирургии и микрохирургии. За это время основы эндоскопической и микрохирургической техники освоили более 1 тыс. студентов 3—4-х курсов.

Саратовская хирургическая школа была и является по сей день наиболее авторитетной в стране именно благодаря пониманию того факта, что прогресс хирургии должен идти через эксперимент. Работа на животных в экспериментальной студенческой операционной— следующий этап подготовки хирурга. Только овладев необходимыми практическими навыками, в частности микрохирургическими и эндовидеохирургическими, можно приступать к освоению экспериментальных операций на лабораторных животных (крысах, кроликах, свиньях). На нашей кафедре к выполнению подобных операций, как и в Сеченовском университете, допускаются не более 10% студентов-кружковцев [4]. На практических занятиях кружка в экспериментальной операционной кафедры студенты осваивают хирургический инструментарий, технику наложения кишечного и сосудистого швов, под руководством ассистента самостоятельно выполняют операции на экспериментальных животных. Следует отметить важную роль старшекурсников как наставников в обучении студентов 3—4-х курсов. Подобную методику обучения студентов старшекурсниками в Великобритании предлагают R. Denadai и соавт. [6], причем именно такая форма обучения студентов практическим навыкам во многом способствовала выбору многими из них хирургических специальностей [8].

За последние 10 лет более 200 студентов, участников олимпиад, успешно работают хирургами в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и многих других городах России. Кандидатские диссертации защитили 5 студентов-кружковцев, двое из них работают ассистентами кафедры. Совместно с сотрудниками кафедры кружковцами опубликовано 37 работ, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК, получены 7 патентов РФ на изобретения, изданы 1 монография и 5 учебно-методических пособий. Совместные доклады по разработанным в эксперименте новым компьютерным и эндоскопическим и нанотехнологиям в хирургии удостоены дипломов прошедших конференций в Санкт-Петербурге, Воронеже, Саратове, Самаре и Перми.

Одной из прогрессивных форм в обучении предмету, мотивирующих выбор специальности, является национальный бренд — олимпийское движение по хирургии. Хирургическая олимпиада, в основу которой положен принцип соревнования, предусматривает проведение внутривузовских отборочных соревнований, соревнований среди региональных медицинских вузов в своем федеральном округе Российской Федерации и заключительный финальный этап — участие в Московской (Всероссийской) студенческой хирургической олимпиаде в ПМГМУ им. И.М. Сеченова.

С 2009 г. в СГМУ ежегодно проводятся внутривузовские олимпиады по хирургии, причем наши студенты становились победителями или призерами всех поволжских олимпиад. С 2008 г. студенты СГМУ участвуют в Московской (Всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии с международным участием. За прошедшие 10 лет команда вуза трижды занимала первые места (2009, 2010, 2012 гг.) и неоднократно становилась серебряным и бронзовым призером олимпиады. Российская хирургическая олимпиада основана на лучшем опыте Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, на примерах великих хирургов, таких как акад. М.И. Перельман, имя которого сегодня носит Московская олимпиада (рис. 2).

Рис. 2. Проф. В.В. Алипов с победителями Московской (Всероссийской) хирургической олимпиады.

С 2015 г. в различных медицинских вузах Москвы проводятся олимпиады по эндовидеохирургии, в 2016 г. студенты СГМУ заняли на таких олимпиадах все призовые места, а в 2017 и 2018 гг. почетные 2-е и 3-е.

Определяя роль и перспективу развития кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии СГМУ в XXI веке, следует наметить следующие приоритетные направления. При реформировании российской высшей школы целесообразно сохранить совместное преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии в составе самостоятельной кафедры. Следует продолжать развитие принципов хирургической анатомии, осуществляя обучение и научные исследования как в области клинической анатомии, так и в прикладных разделах современной оперативной хирургии. Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии может и должна стать центром экспериментальных исследований по разработке новых эндоскопических, компьютерных AV-технологий и нанотехнологий в медицинской практике. Для студентов-кружковцев после окончания вуза необходимо сохранить возможность дальнейшего обучения в ординатуре по хирургии. Система преподавания основ современной эндоскопической хирургии на кафедре оперативной хирургии и профильных хирургических кафедрах должна содержать соответствующие этапы обучения студентов, ординаторов (аспирантов) и врачей ФПК.

1. Преподавание оперативной хирургии и топографической анатомии является фундаментальной основой обучения студентов и подготовки специалистов хирургического профиля.

2. Участие студентов в работе хирургического кружка является эффективной формой получения дополнительных теоретических знаний и практических навыков.

3. Участие студентов-кружковцев в экспериментальных операциях мотивирует к более целенаправленному и углубленному изучению выбранной ими специальности, что повышает уровень подготовки специалистов хирургического профиля.

4. Студенческая хирургическая олимпиада является катализатором овладения теоретическими хирургическими знаниями и практическими навыками и стимулирует в соревновательной форме к достижению максимальных результатов при получении и популяризации хирургических специальностей.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Алипов В.В. — д.м.н., проф., зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России; 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, Саратов, ул. Большая Казачья, 112; e-mail: vladimiralipov@yandex.ru

Список литературы:

  1. Дыдыкин С.С., Жмеренецкий К.В. Когут Б.М., Ташкинов Н.В., Бондарь В.Ю., Бояринцев Н.И. Пути улучшения хирургической подготовки студентов в России. Вестник хирургии. 2017;1:96-101.
  2. Большаков О.П. Воспитание у студентов элементов профессиональной компетенции в процессе обучения оперативной хирургии и топографической анатомии. Морфология. 2011;2:89-91.
  3. Dydykin S, Kapitonova M. The role of student surgical interestgroups and surgical olympiads in anatomical and surgicalundergraduate training in Russia. Anatomical Sciences Education. 2015;8(5):471-477.
  4. Дыдыкин С.С., Козловский Б.В. К ХХ Всероссийской (Московской) хирургической студенческой олимпиаде — некоторые итоги и перспективы. Сеченовский вестник. 2010;1:79-80.
  5. Brunt L, Halpin V, Klingensmith M, Tiemann D, Matthews B, Spitler J, Pierce R. Accelerated skills preparationand assessment for senior medical students enteringsurgical internship. J Am Coll Surg. 2008;206:897-904.
  6. Denadai R, Toledo A, Oshiiwa M, Saad-Hossne R. Acquisitionof suture skills during medical graduation by instructor-directedtraining: a randomized controlled study comparing senior medicalstudents and faculty surgeons. Updates Surg. 2013;65:131-140.
  7. Hamaoui K, Saadeddin M, Sadideen H. Surgical skills training: timeto start early. Clin Teach. 2014;11:179-183.
  8. Kumar A, Mitra K, Nagarajan S, Poudel B. Factors influencingmedical students’ choice of future specialization in medical sciences:a cross-sectional questionnaire survey from medical schools in China, Malaysia and regions of South Asian association for regionalcooperation. N Am J Med Sci. 2014;6:119-125.
  9. Leusink A, Hoffman R. The UCT Surgical Society — a societyon the cutting edge. S Afr Med J. 2012;102:436-437.
  10. Patel M, Mowlds D, Khalsa B, Foe-Parker JE, Rama A, Jafari F, Whealon MD, Salibian A, Hoyt DB, Stamos MJ, Endres JE, Smith BR. Early interventionto promote medical student interest in surgery and the surgicalsubspecialties. J Surg Educ. 2013;70:81-86. https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2012.09.001
  11. Ullah S, Bodrogi A, Cristea O, Johnson M, McAlister VC. Learning surgically orientedanatomy in a student — run extracurricular club: an education throughrecreation initiative. Anat Sci Educ. 2012;5:165-170. https://doi.org/10.1002/ase.1273