Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Слетов А.А.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Панченко Д.В.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Жидовинов А.В.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Локтионова М.В.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Винтаев В.В.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

Сравнительный анализ функционализма анатомических структур шеи при их деликатной и агрессивной диссекции

Авторы:

Слетов А.А., Панченко Д.В., Жидовинов А.В., Локтионова М.В., Винтаев В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 527

Загрузок: 7


Как цитировать:

Слетов А.А., Панченко Д.В., Жидовинов А.В., Локтионова М.В., Винтаев В.В. Сравнительный анализ функционализма анатомических структур шеи при их деликатной и агрессивной диссекции. Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2018;2(3):32‑37.
Sletov AA, Panchenko DV, Zhidovinov AV, Loktionova MV, Vintaev VV. Comparative analysis of the functionalism of neck anatomical structures during their delicate and aggressive dissection. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2018;2(3):32‑37. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2018203132

В хирургической практике оперативный доступ определяется локализацией патологического процесса. Стандартные оперативные доступы к шее хорошо известны, они выполняются с использованием современных технических средств и нередко характеризуются дисфункцией анатомических структур шеи и верхнего плечевого пояса, что сопровождается снижением показателей качества жизни пациентов [1, 2]. В доступной литературе отмечена возможность развития данного рода осложнений вследствие хирургической агрессии и оперативного травматизма [3, 4]. Повреждение соединительных тканей, сосудистых и нервных структур способствует формированию порочного патологического круга, клинически проявляющегося мышечными контрактурами, парезами и параличами. В связи с этим еще Н.Н. Бурденко рекомендовал при проведении оперативных вмешательств руководствоваться принципами технической возможности, анатомической доступности и физиологической дозволенности [5, 6]. В настоящее время технические возможности визуальных методов диагностики позволяют детализировать локализацию, размер патологического процесса, его взаимоотношения со сложными структурами краниовертеброфасциального сочленения, учитывать конституциональные и иные особенности организма [7, 8]. Хирургическое и анестезиологическое оборудование позволяет выполнять сложные оперативные вмешательства, однако число функциональных нарушений в послеоперационном периоде не снижается, что обусловлено нарушением анатомической целостности тканей и развивающимся функциональным дисбалансом поврежденных структур [9, 10]. Использование современных технических средств при традиционных хирургических доступах не всегда обеспечивает благоприятный исход по причине вынужденного нарушения целостности анатомических структур, так как это предписано рекомендациями клинических руководств [1, 4]. В последнее время исследователи высказывают мнение о необходимости совершенствования и разработки оперативных доступов, обеспечивающих тактичное и деликатное препарирование тканей, снижающих степень хирургической агрессии, оптимизирующих уровень качества жизни пациентов, что определило цели и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — провести сравнительный анализ уровня хирургической агрессии оперативных доступов к патологическим процессам в шее, разработать щадящий способ диссекции тканей, способствующий оптимизации качества жизни в послеоперационном периоде.

Анатомо-топографические характеристики, последовательность препарирования тканей, возможные осложнения и способы их устранения при традиционных доступах изложены в клинических руководствах, поэтому их воспроизведение в эксперименте не входило в задачи настоящего исследования. Ретроспективный анализ показателей качества жизни у пациентов после оперативных доступов к шее по Мартину, де Кервену, Крайлю, Нафцигеру — Тауну и др., а также трансоральных доступов к передней поверхности шеи обнаружил низкие показатели и негативную динамику клинических результатов в послеоперационном периоде. Выявленные функциональные нарушения анатомических структур шеи и верхнего плечевого пояса обусловили целесообразность проведения экспериментальной части исследования, направленного на разработку оперативного доступа, лишенного отмеченных недостатков.

Основная идея экспериментальной части настоящего исследования состояла в исключении из протокола разрабатываемого оперативного доступа грубой хирургической агрессии и травматизма. Предварительное теоретическое обоснование и моделирование щадящих принципов диссекции на трупном материале стали основой для тщательной разработки прогнозируемых и корригируемых функциональных нарушений. Тактично-деликатная диссекция тканей способствовала профилактике функциональных нарушений и была основана на знаниях физиологии сократительной активности мышц и патофизиологическом понимании процесса формирования рубца, мышечных контрактур, парезов, параличей. Она же состояла в исключении из протокола оперативного доступа продольно-поперечных рассечений сухожильно-мышечных и трофических структур шеи у 38 пациентов, находившихся под динамическим наблюдением.

Экспериментальную часть исследования проводили в ГБУЗ СК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в отделе экспертизы трупов с гистологическим отделением. Клиническая часть исследования заключалась в апробации оперативного доступа и проводилась в рамках научно-исследовательской работы кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России на базе ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница».

Клиническая часть исследовательской работы заключалась в следующем: хирургическое лечение заднебоковым шейным доступом было осуществлено у 12 пациентов основной группы. Традиционные оперативные доступы были выполнены у 26 пациентов контрольной группы.

Уровень качества жизни пациентов изучали с использованием русифицированной версии опросника «The MOS 36-item Short-From Hervey». На этапе госпитализации, согласно клиническим требованиям и стандартам оказания медицинской помощи, всем пациентам проведено анкетирование. Оно включало следующие измерения: суммарные показатели психологического здоровья, суммарные показатели физического здоровья, где, по данным опросника, 0 — это наихудшее, 100 баллов — наилучшее качество жизни. В опроснике было представлено 36 вопросов, ответы на которые выражались в баллах от 0 до 100 и ранжировались в 8 шкалах. Шкалы опросника были разделены на две группы, отражающие физическое и психическое здоровье человека.

Статистическую обработку полученных данных производили на персональном компьютере Intel Core i7−2600 CPU с использованием пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2010 и Statistica 7.0 (Stat Soft, США) и последующим анализом полученных материалов, включающим параметрические и непараметрические методы одномерной и многомерной статистики.

Ввиду невозможности предотвращения осложнений, развивающихся при использовании традиционных оперативных доступов к шее, а также на основании хирургических принципов, предложенных корифеями топографической анатомии и оперативной хирургии, в теоретическом разделе экспериментальной части исследования были сформулированы принципы тактичной и деликатной диссекции анатомических структур шеи. В клинической части исследования проведен анализ показателей качества жизни в группе с традиционными оперативными доступами. Низкие показатели физического здоровья были обусловлены хирургической агрессией и травматизмом, что определило необходимость оптимизировать результаты хирургического лечения. С учетом современных требований и технических возможностей необходима разработка универсальных оперативных доступов с минимальной конституциональной, половой, возрастной и анатомо-топографической зависимостью. Эффективность оперативного доступа определяется снижением уровня оперативной травмы посредством внедрения принципов тактичной, атравматичной диссекции функционально активных структур шеи.

Результаты клинико-экспериментальной части исследования и эффективность разработанного оперативного доступа подтверждены следующим клиническим примером. В положении пациента лежа на боку либо вполоборота выполняли разметку и подготовку тканей к рассечению. Разрез кожи с последующим тактичным и деликатным рассечением подкожно-жировой клетчатки, мышц, фасций шеи проводили в двух направлениях, что в последующем способствовало мобилизации трех продольных мышечных трактов.

Вертикальный разрез кожи с подкожно-жировой клетчаткой начинали в проекции наружного затылочного выступа и продлевали книзу по линии остистых отростков до уровня IV—V шейных позвонков. Из этой же точки выполняли разрез в горизонтальном направлении, который продлевали в виде полусферы параллельно проекции поперечного синуса по верхней выйной линии в направлении к тыльной поверхности ушной раковины и далее к переднему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы к ее нижней части. На границе верхней и средней трети данного разреза при необходимости выполняли дополнительный, окаймляющий мочку уха разрез, который продлевали кверху по предушной складке (см. рисунок).

Этапы моделирования заднебокового доступа на трупном материале. а — оперативный доступ выполнен справа с послойной тактичной диссекцией в кожно-мышечном (1) слое до уровня костных структур (2) краниовертебрального сочленения (3); б — оперативный доступ выполнен слева с препарированием лоскута на широком (1:2) основании, включающем кожу (1), подкожно-жировую клетчатку (2), что способствует восстановлению функциональной активности двигательных анатомических структур шеи.

Высокая жизнеспособность кожно-подкожного лоскута обусловлена формированием широкого основания (1:2) с сохранением анатомической целостности сосудистых и нервных структур за счет тактично-деликатного разъединения фасциальных и мышечных футляров. Мобилизация поверхностного лоскута, выкроенного в пределах указанных выше границ, позволяет продолжить тактичную диссекцию сухожилий грудиноключично-сосцевидной, трапециевидной, ременной и других мышц с отделением от основания черепа и позвонков в едином фасциальном футляре. Тактично-деликатную диссекцию выполняют с соблюдением основного принципа, базирующегося на сохранении целостности поперечного сечения мышц. Дальнейшее послойное разобщение осуществляют в вертикальной плоскости с сохранением целостности фасций сосудистых перфорантов, имеющих вертикальное направление. Формирование полнослойного лоскута по предложенной методике обеспечивает его свободное смещение во всех направлениях, в том числе в сторону ипсилатерального плеча, что позволяет визуализировать патологический процесс любой локализации. Кроме того, мобильность препарированных тканей обеспечивает объективную визуализацию костных структур от затылочного выступа до поперечных отростков позвонков в нижнем шейном отделе. Дальнейшая диссекция широким доступом дает возможность визуализировать внутрипозвоночные анатомические структуры, патологические образования любого размера с последующим их удалением и одномоментной реконструкцией, используя методы пластического замещения дефектов местными тканями.

Разработанный хирургический доступ позволяет максимально сохранить анатомическую целостность и функциональную активность сухожильно-мышечных структур краниовертебрального перехода, а также выполнить одномоментное пластическое восстановление образующихся костных и мягкотканных дефектов как местными тканями, так и сложными лоскутами на питающих ножках. Использование заднебокового доступа позволяет сократить сроки реабилитации за счет анатомически правильной фиксации мобилизованного мышечно-тканевого массива к титановым микровинтам, фиксированным к основанию черепа с учетом топографоанатомических и функциональных ориентиров мобилизованных структур. Данный способ фиксации сложных лоскутов способствует восстановлению целостности сухожильно-мышечных структур и является методом профилактики формирования грубых рубцовых деформаций и контрактур, которые развиваются при использовании любого из традиционных оперативных доступов.

Теоретически разработанный, экспериментально выверенный заднебоковой шейный доступ апробирован в клинической практике. Эффективность заднебокового шейного доступа определяли по результатам сравнительного анализа показателей качества жизни в группах сравнения.

Среднеарифметические данные физических и психических показателей уже на этапе предоперационного обследования в группах сравнения имели отклонения от нормы: физическое функционирование 47,5балла, ролевое функционирование 46 баллов, боль 41,5 балла, общее здоровье 44 балла, жизнеспособность 45 баллов, социальное функционирование 38 баллов, эмоциональное функционирование 48,5балла, психологическое здоровье 45 баллов. У 82,7% пациентов контрольной группы в раннем послеоперационном периоде выявлены выраженные отклонения в показателях качества жизни.

В ходе оперативного вмешательства у пациентов контрольной группы патологический процесс нередко распространялся за пределы мягких тканей и повреждал костные структуры позвонков, основания черепа с нарушением целостности магистральных сосудов. Устранение указанных явлений невозможно без расширения оперативного доступа. Любая импровизация на этапе хирургического вмешательства в послеоперационном периоде является причиной снижения показателей качества жизни, в связи с чем в контрольной группе лишь у 20% пациентов установлены удовлетворительные показатели физического здоровья.

Сравнительные результаты показателей физического и психического здоровья в контрольной группе представлены в таблице.

Показатели качества жизни пациентов, оперированных традиционными доступами (n=26)

Невысокие показатели качества жизни на этапе подготовки к оперативному лечению сохранялись и в раннем послеоперационном периоде. У 76,6% пациентов к 21-м суткам после операции они и вовсе характеризовались снижением изначальных показателей. Мониторинг показателей в течение 24 мес также не имел значимой положительной динамики.

Очевидно, что в контрольной группе после повреждения сосудисто-нервных структур, мышц лица и шеи, пояса верхних конечностей, несмотря на использование всего комплекса современных лечебно-профилактических средств, отмечено прогрессивное формирование рубцовых деформаций, контрактур, парезов, параличей, сопровождающихся выраженными функциональными нарушениями и низкими показателями качества жизни.

Альтернативный заднебоковой оперативный доступ с широким препарированием мышечных сухожилий от точек фиксации у основания черепа и костных структур позвоночника обеспечивает диссекцию тканей без нарушения их целостности в поперечном сечении, что соответствует деликатно-тактичным принципам, предложенным в ходе данного исследования, и способствует сохранению целостности магистральных сосудов и ветвей центральной и периферической нервной системы. В ходе операции по предложенной схеме создаются все предпосылки для сохранения и восстановления нейрогуморальных механизмов функционирования анатомических структур краниовертебрального перехода.

В тех случаях, когда патологический процесс распространялся в проекцию краниовертебрального перехода, практически у ½ пациентов были выявлены дефекты целостности костных и сосудистых структур позвоночника. Вовлеченными в патологический процесс оказывались эндокринные железы, сохранение и восстановление функциональной активности и анатомической целостности которых возможно при рациональном хирургическом подходе. Препарирование тканей и мобилизация всех трех продольных мышечных трактов (в том числе медиального, включающего полуостистую, многораздельную, вращающуюся, межостистые, верхнюю и нижнюю косые, большую и малую прямые мышцы головы) позволяли восстановить анатомическую целостность за счет элементов пластики местными тканями. Восстановление анатомической целостности тканей и реконструкции магистральных сосудов с частичным или полным сохранением эндокринных структур стало возможным за счет внедрения в практику заднебокового шейного доступа, обеспечивающего адекватный контроль жизненно важных структур в проксимальных отделах шеи. Кроме того, создаются условия для фиксации мышечных структур, оптимально восстанавливающих их функциональную нагрузку после мобилизации, что обеспечивает положительную динамику показателей качества жизни пациентов.

На трупном материале разработан и клинически апробирован заднебоковой хирургический доступ. Установлено, что предложенный хирургический доступ позволяет обеспечить максимальный визуальный контроль всех пространств шеи, экстракраниальных, костных и мягкотканных анатомических образований шеи, нижней челюсти, слюнных желез, магистральных и периферических сосудисто-нервных пучков. Анатомическая и функциональная сохранность структур шеи достигается при соблюдении тактично-деликатных принципов диссекции тканей. Рациональная диссекция тканей способствует снижению уровня хирургической агрессии и оперативного травматизма, обеспечивает достижение высоких показателей качества жизни на этапах реабилитации.

По данным показателей качества жизни пациентов проведен сравнительный анализ уровня хирургической агрессии оперативных доступов к патологическим процессам в шее, обоснована необходимость использования щадящих принципов диссекции тканей, обеспечивающих раннее восстановление их функциональной активности в послеоперационном периоде.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Слетов Александр Анатольевич — д.м.н., профессор кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: dr.sletov-aleksandr@yandex.ru

Панченко Денис Владимирович — врач-хирург, ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: rost-m@rambler.ru

Жидовинов Александр Викторович — ассистент кафедры стоматологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: urdolsky@rambler.ru

Локтионова Марина Владимировна — к.м.н., доцент кафедры профилактики и коммунальной стоматологии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России; e-mail: rektorat@sechenov.ru

Винтаев Владислав Владимирович — аспирант кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: gatilo@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.