Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Акопов А.Л.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Иванов В.А.

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Вторая городская больница, Чебоксары

Использование биологического материала и других наглядных пособий для преподавания нормальной и клинической анатомии

Авторы:

Акопов А.Л., Иванов В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1635

Загрузок: 67


Как цитировать:

Акопов А.Л., Иванов В.А. Использование биологического материала и других наглядных пособий для преподавания нормальной и клинической анатомии. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2017;1(2):40‑42.
Akopov AL, Ivanov VA. Use of biological material and other visual aids for teaching normal and clinical anatomy. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2017;1(2):40‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg20171240-42

Преподавание анатомии, как известно, требует большого количества наглядных пособий и особенно биологических объектов. В связи с увеличивающимся набором студентов в медицинские вузы возникает настоятельная потребность в расширении числа препаратов для самостоятельных занятий. Авторы этой статьи посчитали возможным поделиться своим опытом, применяемыми в их коллективе методами изготовления и хранения анатомических препаратов для разных задач преподавания нормальной и клинической анатомии.

Традиционный, используемый до настоящего времени метод — сохранение препаратов путем консервации «стандартными» консервирующими растворами. Это один из самых старых способов консервации биологического материала, который используется в морфологии в различных модификациях более 100 лет [1, 2]. С этой целью используется раствор А.И. Абрикосова — формалино-глицериновая смесь следующего состава: глицерин — 600 мл, спирт — 200 мл, формалин — 200 мл, уксуснокислый калий — 30 мл, вода — 10 000 мл. Глицерин обладает высокими гидрофильными свойствами, при этом мало испаряется. Формалин является хорошим консервантом, который предотвращает гниение препаратов, а уксуснокислый калий отличается значительной гигроскопичностью и предохраняет ткани от высыхания, способствуя сохранению их естественной окраски. В результате достигаются высушивание тканей и предохранение их от гниения, при этом ткани длительное время не «пересыхают». Этот метод позволяет сохранить препараты довольно долго. В качестве недостатка данного метода консервации следует отметить необходимость хранения препаратов в консервирующем растворе, потеря со временем естественной окраски, а также неприятный запах, причем формалин, помимо всего прочего, является сильным аллергеном и токсичным ядом.

Исторически сложилось, что обучение анатомии с использованием таких «формалиновых» препаратов считается важным шагом на пути становления врача [3]. Препараты, изготовленные данным способом, используются для практических занятий по курсам нормальной анатомии и клинической анатомии, для самостоятельной работы студентов и при проведении практической части экзаменов. В то же время в последние годы в мире разрабатываются новые методы консервации, направленные в первую очередь на уменьшение токсичности используемых бальзамирующих растворов и методик.

В середине XX века проф. М.Г. Привесом разработан бесформалиновый метод изготовления сухих эластичных препаратов с помощью натурального и синтетического каучука (латекса) [4, 5]. Метод заключается в предварительном введении в сосудистую систему жидкости, содержащей уксуснокислый калий с глицерином. Жидкость является консервантом и пропитывает весь препарат. В дальнейшем артериальная и венозные системы заполняются синтетическим каучуком. Препараты, изготовленные по указанному методу, могут храниться в открытом виде, не требуют консервирующего раствора, сохраняют естественную окраску, объем, эластичность. Опыт использования таких препаратов в течение более 50 лет позволяет утверждать, что метод прошел испытание временем [6]. Однако препарирование тел, консервированных данным способом, — непростой процесс, требует определенных навыков, времени и сил, а использование латекса дорого. Поэтому препараты, изготовленные по методу М.Г. Привеса, редко используются в массовом учебном процессе, но незаменимы для выставок в учебных музеях, активно применяются при проведении экзамена и практического тура студенческих олимпиад по анатомии [7].

В последние годы все большее распространение во всем мире приобретает изготовление пластинированных препаратов. Суть метода — замещение воды и липидов биологических тканей полимерными материалами и смолами. Технология довольно сложная, а реализация ее длительная. При этом препараты сохраняют форму и естественный цвет, долговечны, прочны, рентабельны, не имеют запаха и нетоксичны. Применение полимерного бальзамирования позволяет создавать прозрачные пластинированные распилы предварительно замороженных биологических объектов, фронтальные и сагиттальные, что, благодаря сохранению взаимного расположения органов, полезно для изучения топографической анатомии [8]. Пластинированные препараты широко применяются в современной морфологии и пользуются большим коммерческим спросом [9—11]. Такие препараты используются на практических занятиях, а наиболее оригинальные выставлены в витринах музея кафедры. Наряду с этим препараты, изготовленные данным методом, применяются для практических занятий по топографической анатомии и вместе с препаратами, изготовленными классическим методом, — в практической части экзамена и при проведении студенческих олимпиад по анатомии. Такой материал незаменим при проведении постдипломного обучения хирургов, областью интереса которых являются наиболее сложные анатомические зоны и органы, например, в кардиохирургии [12].

Следующий метод консервации — мягкая заливка трупного материала с использованием консервирующего раствора, содержащего большой процент спирта [13]. Данный способ позволяет сохранить естественную окраску органов, а также форму и топографию органов, эластичность и высокую подвижность суставов [14]. Однако при препарировании и длительном хранении на открытом воздухе консервированные таким путем препараты быстро высыхают и теряют свои преимущества. Поэтому такой материал используется в основном в целях постдипломного обучения хирургов, при проведении различных мастер-классов с целью приобретения практических навыков, а также для изучения топографической анатомии. Особой популярностью пользуются мастер-классы по травматологии и ортопедии, в том числе с использованием эндовидеохирургии.

Наименее затратный метод использования биологического материала, направленный в первую очередь на проведение мастер-классов для хирургов, — заморозка неконсервированных (натуральных) биологических объектов с последующим медленным размораживанием непосредственно перед планируемым мероприятием. Такая методика использования человеческих трупов или их частей не лишена недостатков, в то же время позволяет работать на естественных тканях, что особенно важно для косметологов и пластических хирургов.

Одним из разделов преподавания клинической анатомии является рентгеноанатомия. Ввести в учебный процесс рентгеноанатомию было предложено профессором М.Г. Привесом в середине прошлого века [6]. Для преподавания этого раздела анатомии каждый учебный класс оснащен негатоскопом, а на практических занятиях студентам демонстрируются рентгенологические снимки костей и соединений торса и черепа, костей и соединений поясов, и свободной верхней и нижней конечностей, а также снимки внутренних органов, в том числе с использованием контрастных веществ (внутривенная урография, гастрография, гистерография), компьютерные и магнитно-резонансные томограммы.

Особое внимание уделяется рентгенограммам сосудов лица, показывающих особенности его кровоснабжения. Изучаемые рентгенограммы используются на опросных занятиях и экзаменах по курсу нормальной анатомия человека. В учебном процессе широко используются снимки рентгенанатомического музея кафедры. Для изучения сравнительной анатомии демонстрируются рентгеновские снимки животных.

С целью изучения влияния рода занятий на особенности строения тела представлены снимки различных частей тела, например, стоп людей различных профессий.

Таким образом, в настоящее время значительно расширен арсенал средств для изготовления анатомических препаратов, которые используются для различных целей и на различных этапах вузовского и постдипломного образования. В то же время XXI век — век высоких технологий. Оснащение учебных комнат современной видеотехникой для демонстрации презентаций и учебных фильмов по различным разделам анатомии, применение интерактивных анатомических мониторов для виртуальной работы с трехмерной моделью человеческого тела, индивидуальных тестирующих программ с использованием трехмерного изображения для опросных занятий студентов — все это также чрезвычайно важно, чтобы вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и упростить передачу знаний. В то же время сложно представить процесс преподавания анатомии без привлечения биологического материала, который в зависимости от конкретной задачи должен соответствовать разным условиям хранения, длительности и стоимости изготовления, свойствам живого биологического объекта. Перспективными направлениями представляются разработка и внедрение в учебный процесс способов бальзамирования, позволяющих хранить биологический материал в открытом виде без использования консервирующих растворов.

Все перечисленные методы консервации и наглядные пособия применяются в учебном процессе на кафедре клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса ПСПбГМУ, которая является не только одной из самых многочисленных по составу, но и ведущих по преподаванию нормальной и клинической анатомии в России.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Иванов В.А. — к.м.н., доц. каф. клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса

Контактная информация:

Акопов Андрей Леонидович — д.м.н., проф., зав. каф. клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса; e-mail: akopovand@mail.ru

Литература

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.