Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Иванов А.А.

Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Москва

Гущин А.В.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Андрейцев А.Н.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Школа оперативной хирургии и топографической анатомии Второго меда (2-го МОЛГМИ, РГМУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова) — продолжение дела учителей. К 80-летию со дня рождения проф. В.Г. Владимирова

Авторы:

Иванов А.А., Гущин А.В., Андрейцев А.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1494

Загрузок: 31


Как цитировать:

Иванов А.А., Гущин А.В., Андрейцев А.Н. Школа оперативной хирургии и топографической анатомии Второго меда (2-го МОЛГМИ, РГМУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова) — продолжение дела учителей. К 80-летию со дня рождения проф. В.Г. Владимирова. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2017;1(1):59‑62.
Ivanov AA, Gushchin AV, Andreitsev AN. Operative Surgery and Topographic Anatomy School, Second Moscow Order of Lenin State Medical Institute (Russian State Medical University, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University): Continuation of teachers’ work. On the occasion of the 80th anniversary of Professor V.G. Vladimirov’s birth. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2017;1(1):59‑62. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg20171159-62

Одним из лучших примеров достойной преемственности достижений отечественной образовательной, научной и практической медицинской школы является кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова (МВЖК, 2-й МГУ, 2-й ММИ, 2-й МОЛГМИ, РГМУ). Здесь продолжается дело великих учителей, среди которых можно отметить много выдающихся личностей — А.П. Герцена, Ф.А. Рейна, А.М. Геселевича, В.П. Вознесенского, В.А. Иванова, Г.Е. Островерхова, Ю.М. Лопухина и целую плеяду других ученых.

В 2017 г. отмечается 80-летний юбилей профессора В.Г. Владимирова, который являлся одним из столпов специальности оперативная хирургия и топографическая анатомия в нашей стране и за рубежом (рис. 1).

Рис. 1. Профессор В.Г. Владимиров.

С февраля 2012 г., когда его не стало, в кабинетах проректора по учебной работе и заведующего кафедрой до настоящего времени присутствует дух человека и профессионала с большой буквы. Сколько бы времени ни прошло со времени кончины, он всегда остается с нами; он наблюдает своим безмерно добродушным взглядом за всем происходящим в его родном университете. Но откуда же рождается такая взаимная родственная привязанность человека к своему делу и месту работы?

Трудовая биография профессора В.Г. Владимирова — один из самых ярких примеров такого служения людям и профессии. Перебравшись в послевоенную столицу из небольшого г. Линкоран, где родился, В.Г. Владимиров поступил в медучилище № 1 г. Москвы, которое окончил в 1959 г. Работал фельдшером на станции скорой помощи, одновременно закончил вечернее отделение лечебного факультета 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.

В 1968 г. поступил в очную аспирантуру на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии, окончив которую успешно защитил кандидатскую диссертацию (1972). В.Г. Владимиров — один из основателей отечественной панкреатологии — направления, которому он всегда был верен, что отразилось в его диссертации «Патогенетические принципы комплексного лечения острого панкреатита» (1984), монографии «Острый панкреатит» и последующих работах.

Владимир Гаврилович прошел путь от ассистента до профессора, а с 1991 г. стал заведовать кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии. Труд на кафедре он всегда сочетал с обширной организационной работой в университете: с 1975 г. — зам. декана, с 1979 г. — декан отдела клинической ординатуры и аспирантуры, с 1988 г. по 2012 г. — проректор по учебной работе.

О профессионализме говорит также многогранная научная деятельность. Научные изыскания В.Г. Владимирова, помимо панкреатологии были связаны с биологической тканевой несовместимостью, малоинвазивными вмешательствами с использованием эндовидеохирургии, проблемами урологии, челюстно-лицевой, пластической реконструктивной и эстетической хирургии, разработкой гемо- и иммуносорбентов и другими актуальными для развития медицины вопросами. Он автор более 200 научных работ, 7 монографий, 6 свидетельств на изобретения.

Как проректор по учебной работе Владимир Гаврилович уделял пристальное внимание совершенствованию медицинского образования в стране. С его грамотной подачи и профессионального благословения в 2011 г. в нашем университете создан Учебный центр инновационных медицинских технологий, который является одной из ведущих тренинговых площадок для врачей хирургических и смежных специальностей.

Самые трудные задачи хозяйственной деятельности нашего университета с легкой руки В.Г. Владимирова также решались быстро и компетентно, словно благословение исходило свыше на этого титана, взвалившего на свои широкие плечи, как показалось бы многим, непомерную ношу.

Но как же могла существовать кафедра, когда у ее руководителя было столько ответственных должностей и задач, стоящих перед всем университетом? А если еще принять во внимание, что В.Г. Владимиров на протяжении многих лет возглавлял учебно-методическую комиссию по оперативной хирургии и топографической анатомии при Министерстве здравоохранения России, то становится непонятным, как один человек мог справиться с таким множеством управленческих функций…

Невероятно, но факт! Даже в самые трудные перестроечные годы, и в «лихие 90-е», и до настоящего времени, пережив многие трудности, кафедра, как одно из детищ этого поистине великого человека работала и продолжает работать на высоком уровне профессионализма. Взяв дело своих учителей в чуткие руки, В.Г. Владимиров и возглавляемый им коллектив сохранили и из года в год совершенствовали работу экспериментальных операционных, кабинетов новых медицинских технологий, проводили студенческие конференции по хирургии всероссийского и международного уровней, ежегодные студенческие олимпиады.

Четкая организация учебного процесса, повышение профессиональной подготовки выпускников 2-го МГМИ, РГМУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова всегда занимали важное место в работе профессорско-преподавательского состава кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Особое внимание уделялось созданию учебных и наглядных пособий для студентов лечебного и педиатрического факультетов. В этом отношении кафедра вуза представляла собой методический центр, который обеспечивал издание учебной литературы для всей страны. Достаточно сказать, что лучшие учебники и руководства по оперативной хирургии и клинической топографической анатомии, по которым учились (и продолжают учиться) многие поколения отечественных врачей и хирургов, написаны профессорами кафедры Ф.А. Рейном, А.М. Геселевичем, В.П. Вознесенским, В.А. Ивановым, Г.Е. Островерховым, Ю.М. Лопухиным, М.Н. Молоденковым и доцентом Д.Н. Лубоцким.

Трудом многих поколений профессоров и преподавателей на кафедре создан музей топографо-анатомических препаратов по всем разделам дисциплины, организован музей Н.И. Пирогова. Важным приобретением в последнее время, полученным благодаря профессионализму организатора учебного процесса В.Г. Владимирова, стала лаборатория ультразвукового исследования, в которой студенты университета стали изучать топографическую анатомию не только на влажных препаратах и распилах человеческого тела, но и путем ультразвукового сканирования живого человека.

Сотрудники кафедры всегда принимали активное участие в международных и всероссийских научных конференциях. С момента основания и во времена заведывания В.Г. Владимирова на кафедре сложились замечательные педагогические традиции, а научные исследования коллектива были направлены на разработку актуальных проблем практического здравоохранения. В.Г. Владимирову и его соратникам (профессорам Н.С. Желтикову, С.А. Заринской, А.Н. Андрейцеву и др.; рис. 2) удалось воспитать талантливых продолжателей своего благородного дела. Десятки аспирантов и докторантов с успехом защитили диссертации, возглавили педагогические, научные коллективы и практическое здравоохранение по всей стране и в нашем университете.

Рис. 2. Профессора Н.С. Желтиков, С.А. Заринская, В.Г. Владимиров.

Удалось ли сохранить лучшее, что досталось нам от наших учителей? Несомненно! И еще предстоит преумножить. Ведь потенциала творческой энергии, профессионализма тех, кто вечно останется в памяти, как любимый всеми профессор В.Г. Владимиров, хватит на долгие годы.

Сегодня кафедра стремительно набирает обороты, встраиваясь в международный образовательный процесс, систему непрерывного медицинского образования и лучшим образом отвечает, на требования как федеральных государственных образовательных стандартов, так и времени.

Студенты уже со 2-го курса начинают осваивать необходимые практикующему врачу навыки работы с хирургическими и общемедицинскими инструментами, высокотехнологичной медицинской техникой. Регионарная и прикладная анатомия изучается на влажных биологических препаратах, биофантомах человеческих тел и органокомплексах, а также с помощью современных диагностических средств — на ультразвуковых аппаратах, рентгеноэндоваскулярных установках. Все это стало реальностью в специально оборудованном «анатомическом театре» кафедры. Здесь появился даже чудо-стол с виртуальным пациентом, у которого с помощью симуляторов рентгеновского, ультразвукового, компьютерного и магнитно-резонансного исследования удается получить знаменитые «Пироговские распилы», рассматривая таким образом послойную анатомию различных областей человеческого тела.

Теперь и студентам первых курсов стали доступны симуляционные образовательные технологии. В специальном зале с высокотехнологичными симуляторами медицинских манипуляций учащиеся осваивают технику эндоскопических операций, диагностические и лечебные принципы интервенционной медицины и др.

Для расширения профессионального кругозора и освоения практических навыков будущим врачам первичного звена здравоохранения стал доступен комплекс образцово-показательного кабинета амбулаторно-поликлинического хирурга с операционной и стационаром «одного дня», обеспеченного самым современным лечебно-диагностическим оборудованием.

После того как студенты освоят азы оказания хирургической помощи виртуальным больным, они имеют возможность посетить аналогичный комплекс на клинической базе кафедры. Здесь, в одной из московских поликлиник, взяв, к примеру, в руки датчик ультразвукового аппарата для допплеровского исследования, будущий врач на реальном больном под контролем опытных специалистов кафедры сможет оценить прикладное значение клинической (топографической) анатомии, диагностировав тромбофлебит глубоких вен голени или с помощью ультрасонограммы установить локализацию в тканях абсцесса или флегмоны.

Но даже этого погружения в реалии современной поликлиники и стационара было бы недостаточным для полноценного освоения знаний и закрепления полученных практических навыков без самой ценной образовательной традиции, поддерживаемой на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии по всей стране и за рубежом. Речь идет, конечно же, о демонстрационных операциях для учащихся и проведении научных исследований студентами-кружковцами на животных в экспериментальных операционных. Благодаря созданной в последнее время инфраструктуре биологических исследований в нашем вузе стало возможным восстановить этот комплекс и на кафедре.

Учебная часть кафедры вместе с ведущими профессорами с различных структурных подразделений университета хирургического и фундаментального профиля разработали и с успехом применяют новую рабочую программу по дисциплине, включающую использование оценочных тестов балльно-рейтинговой системы, а также семестровые зачеты по практическим навыкам оперативной хирургии и сдачу базовых элементов топографической анатомии.

Учебно-методический отдел кафедры готовит к изданию целую серию пособий, лекций и ситуационных задач. Модернизация страницы кафедры на сайте университета позволила связать ее с электронными образовательными ресурсами всего вуза и учебного центра инновационных медицинских технологий. Преподавание сложнейшей дисциплины стало доступным как на русском, так и на английском языках с помощью развивающегося международного отдела кафедры.

Вслед за приходом на кафедру целой когорты молодых специалистов — практикующих хирургов — оживилась и научная деятельность. Докторские и кандидатские диссертации по актуальным темам обязательно будут защищены в ближайшее время, ведь работы контролируют ведущие ученые университета.

Трансляции из операционных университетских клиник, подготовка и демонстрация учебных фильмов, развитие сектора довузовской подготовки и последипломного образования на кафедре… Всех ветвей развития научно-практической и педагогической медицинской школы, основы которой заложены великими учителями, одним из которых несомненно был Владимир Гаврилович Владимиров, родившийся под счастливой звездой 80 лет назад, указать в одной статье нельзя. На это уходит целая человеческая жизнь. Она и продолжается вечно. В делах и памяти живы.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.