Цель исследования — выявление высокоэффективных молекулярно-генетических маркеров развития и трансформации ассоциированных с вирусом папилломы человека неопластических процессов шейки матки с оценкой возможности перехода в рак.
Материал и методы. Исследуемую группу составили первичные больные цервикальной интраэпителиальной неоплазией различной степени тяжести (CINI-III) и раком шейки матки (РШМ) I—IV стадий. У всех пациенток до начала лечения были взяты соскобы или биоптаты шейки матки, которые исследовали на наличие и типовую принадлежность ДНК ВПЧ 12 генотипов высокого канцерогенного риска. У больных, инфицированных ВПЧ 16-го типа (ВПЧ16), проводилось исследование качественных и количественных показателей ДНК вируса.
Результаты. Значение качественных (эписомальная или интегрированная формы) и количественных (вирусная нагрузка, степень интеграции вируса) показателей ВПЧ16 для прогноза течения заболевания CIN и возможности развития РШМ исследовали ретроспективным методом путем сравнения их в представленных группах. Проведенный анализ показал, что распределение по уровню вирусной нагрузки среди больных CIN и инвазивным РШМ практически одинаковое. Доля интегрированной формы вируса (полностью или частично) оказалась несколько выше при РШМ по сравнению с CIN, однако эти результаты оказались статистически незначимы (р=0,35). То есть критерии оценки течения гиперпролиферативного заболевания шейки матки по количественной нагрузке вируса или его физическому статусу, взятым в отдельности, не дают возможности дифференцировать заболевания CIN и инвазивный рак. Совершенно иная картина наблюдалась, если анализ проводили с одновременным учетом физического статуса и количественной нагрузки вируса. В качестве критериев, соответствующих неблагоприятному сочетанию факторов, характеризующих ВПЧ-инфекцию, были условно выбраны: высокая вирусная нагрузка при эписомальной форме или низкая нагрузка при частично или полностью интегрированной форме вируса. Статистический анализ полученных результатов показал, что неблагоприятное сочетание факторов, характеризующих вирусную инфекцию, встречается чаще у больных инвазивным РШМ, чем у больных CIN (р<0,01). Относительный шанс возникновения рака у больных CIN с таким неблагоприятным сочетанием факторов оказался в 6—9 раз выше, чем у остальных больных этой группы.
Вывод. Выявленные в исследовании закономерности составили основу для разработки наиболее эффективных и пригодных для практического применения маркеров, позволяющих проводить раннее прогнозирование неблагоприятного течения CIN, ассоциированных с ВПЧ16. Впервые показано, что такими маркерами являются количественная нагрузка и физический статус вируса, учитываемые одновременно.
Крикунова Людмила Ивановна — д-р мед. наук, проф., зав. отд-нием; e-mail: gynec@mrrc.obninsk.ru