Е.Б. Брусина отмечает, что средний прирост новых случаев почечно-клеточного рака (ПКР) в странах СНГ равен 189 тыс. в год, а уровень смертности достигает 102 тыс. больных в год. Данные случаи составляют 2—3% в структуре злокачественных новообразований у взрослых. Вследствие широкого распространения лучевых методов диагностики увеличилось число случайно выявленных случаев ПКР, когда новообразования имеют меньшие размеры, более низкую стадию и лучший прогноз. Однако у 25—50% больных на момент установления диагноза уже определяются метастазы, у 50% пациентов болезнь приобретет системный характер в разные сроки после оперативного лечения. Всем пациентам с диссеминированной формой заболевания необходимо паллиативное или симптоматическое лечение. Паллиативное лечение направлено на улучшение состояния больного в результате уменьшения первичной опухоли и/или ее метастазов, т. е. основной его целью является увеличение продолжительности жизни пациентов. Симптоматическое лечение проводится для снятия определенных симптомов заболевания и улучшения качества жизни больных.
Цель исследования — оценить результаты паллиативного и симптоматического лечения IV стадии рака почки посредством процедуры Каплана—Мейера в программе Statistica 6.0. (2006, «Statsoft»).
Задачи исследования: изучить структуру заболеваемости пациентов с диагнозом рак почки, пролеченных в Областном онкологическом диспансере Караганды за 2009—2011 гг. для анализа выживаемости после паллиативного и симптоматического лечения.
Материал и методы. Для ретроспективного анализа были слепым случайным образом отобраны истории болезни 150 пациентов, получивших лечение за период с 2009 по 2011 г. в Областном онкологическом диспансере Караганды. ПКР встречается у мужчин и у женщин приблизительно в равных соотношениях (1:1) — 49,3 и 50,7% соответственно, средний возраст при этом составил 53,3±3,8 года. Гистологически в 96,7% случаев инициирован почечно-клеточными опухолями, из которых доля светлоклеточных карцином 67,3% (101 случай), 1,3% — мезенхимального происхождения и 2,0% — нефробластического (включая опухоль Вильмса). Распределение больных по стадиям процесса: 34% — I стадия, с размером опухолевого узла <7,0 см в наибольшем измерении; 38% — II стадия, опухоль размером >7,0 см в наибольшем измерении ограничена почкой; 12,7% — опухоль прорастает крупные вены, надпочечник или выходит за пределы капсулы почки, но не за пределы фасции Герота, что характерно для III стадии. В 15,3% имеет место распространение опухоли за пределы фасции Герота, а также наличие отдаленных метастазов, что интерпретируется как IV стадия.
Результаты. Паллиативная помощь осуществлялась у 23 пациентов с IV стадией в следующих направлениях: 1) циторедуктивная нефрэктомия; 2) метастазэктомия, в случаях полного удаления первичной опухоли и отсутствия поражений других локализаций; 3) системное применение бисфосфонатов у больных с множественным метастатическим поражением костей. Необходимо отметить, что у 25—50% больных на момент установления диагноза уже определяются метастазы. Метастатические очаги были обнаружены: в легких — в 2% случаев, в костях (в том числе ребра, подвздошные кости, тела позвонков) — в 2,7%, в печени — в 2,7%, в лимфатических узлах различной локализации — в 6%. Наличие и степень выраженности локальных симптомов, таких как гематурия, болевой синдром или пальпируемое образование в брюшной полости, каждый из которых уже является неблагоприятным прогностическим фактором, являются прямым показанием к симптоматической терапии.
Для оценки функции выживания была использована процедура Каплана—Мейера в программе Statistica 6.0, ее значение составило f=0,18. Соотношение завершенных исследований к продолженным составляет 3:2. В соответствии с кривой Каплана—Мейера средняя выживаемость при симптоматическом лечении составляет 5,7 мес после верификации диагноза. После метастазэктомии значение медианы выживаемости составило 26,3 мес. Улучшение выживаемости может быть связано с уменьшением опухолевой массы и удалением первичного опухолевого узла, что удлиняет время до летального исхода, который наступает вследствие аккумуляции критической массы опухолевой ткани. Медиана выживаемости после терапии бисфосфонатами составила 13,1 мес и стала минимальной при паллиативных видах лечения. Медиана выживаемости после циторедуктивной нефрэктомии — 24,1 мес. Подобный результат объясним ангиогенной гипотезой, которая трактует пользу циторедуктивной нефрэктомии и уменьшение количества ростовых факторов, секретируемых опухолью, которые стимулируют рост метастазов. Удаление первичной опухоли ведет к регрессу метастазов или к стабилизации их роста.
Вывод. Доля симптоматической помощи и циторедуктивной нефрэктомии одинакова (ω=0,304), однако такой критерий как медиана выживаемости показал, что любой из методов паллиативной терапии гораздо эффективнее, чем исключительно симптоматическое лечение. В зависимости от локализации метастазов, их количества, времени возникновения и клинических проявлений определялся метод паллиативного или симптоматического лечения. Паллиативные хирургические вмешательства активно выполняются у больных с солитарными и единичными метастазами. Важным условием при планировании метастазэктомии является полное удаление первичной опухоли и отсутствие поражений других локализаций, так как самые высокие показатели продолжительности жизни (26,3 мес) наблюдались у пациентов, которые перенесли нефрэктомию с последующим или предварительным удалением метастазов. Данные после оценки собственных результатов лечения пациентов с ПКР и их целесообразность у пациентов с IV стадией онкологического процесса соответствуют практическим рекомендациям по лечению злокачественных опухолей RUSSCO 2012.