Анапластические крупноклеточные лимфомы (АККЛ) представляют собой гетерогенную группу Т-клеточных опухолей, различных по клиническим, иммунологическим и молекулярно-генетическим характеристикам. Единого подхода к терапии АККЛ у детей нет, и программы лечения широко варьируют от монотерапии винбластином до многокомпонентных («блоковых») программ. Клиническими факторами неблагоприятного прогноза АККЛ, лежащими в основе выделения групп риска, являются множественные поражения костной системы, легких и кожи, тогда как биологические прогностические факторы продолжают изучаться. Так, в ряде работ было показано, что обнаружение на опухолевых клетках Т-клеточных маркеров, в частности CD3, ассоциировано с повышением частоты рецидивов и снижением показателей выживаемости больных. В связи с этим в 2003 г. в НИИ ДОГ был разработан дифференцированный подход к терапии АККЛ, учитывающий иммунологические особенности опухоли. При обнаружении Т-клеточных маркеров (Т+) в программу лечения АККЛ включалась L-аспарагиназа и после окончания «блоковой» терапии проводилось поддерживающее лечение винбластином в течение полугода. Добавление L-аспарагиназы было продиктовано тем, что протоколы лечения Т-клеточных опухолей у детей включают данный препарат и позволяют получить хорошие результаты выживаемости у большинства больных. Для вариантов АККЛ, при которых Т-клеточные маркеры не выявлялись (Т–), проводилась стандартная программа В-NHL-BFM 95.
Цель исследования — определить эффективность дифференцированного подхода в терапии АККЛ у детей.
Материал и методы. C 1998 по 2013 г. в исследование были включены 24 пациента в возрасте от 4 до 17 лет (медиана 10,8 года), которым на основании иммуноморфологического исследования был впервые установлен диагноз АККЛ. Стадия определялась по S. Murphy, группа риска — согласно общепринятым критериям немецкой группы BFM. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 19.0.
Результаты. Среди пациентов преобладали больные с III и IV стадиями заболевания — 71%, I и II стадии были диагностированы в 29% случаев. Третья группа риска была отмечена у 67%, вторая — у 33%, тогда как больных с первой группой риска в нашем исследовании не было. Агрессивное клиническое течение и быстрая диссеминация опухолевого процесса объясняют тот факт, что основную группу больных составили пациенты с поздними стадиями и группами риска. Т±вариант был у 14 (58%) больных, Т– — у 10 (42%). Киназа анапластической лимфомы (ALK) была выявлена в 83% случаев, ALK-негативный вариант — в 17%. Результаты лечения сравнивались с группой исторического контроля, в которую вошли 10 пациентов, пролеченных без учета иммунологических особенностей опухоли по программе B-NHL-BFM90/95. Анализируемые группы больных были сопоставимы по возрастно-половому составу, стадиям и прогностическим группам риска.
Все больные, которым лечение проводилось в зависимости от иммунофенотипа АККЛ, живы (100%), в данной группе не было случаев первичного резистентного течения и рецидивов АККЛ (средний период наблюдения составил 6 лет). В группе сравнения общая выживаемость составила 69,8±12,4% (медиана наблюдения 9 лет). Безрецидивная выживаемость в группе сравнения была 59,7±16,4% (медиана наблюдения 8 лет). В 2 случаях рецидива, развившихся у больных из группы сравнения, терапия второй линии («блоковая» программа с включением L-аспарагиназы и последующей поддерживающей терапией винбластином) позволила получить вторую полную ремиссию. Бессобытийная выживаемость в группе сравнения оказалась 52,7±14,9% (медиана наблюдения 8 лет). Причинами неудач терапии (событиями) были рецидивы и прогрессирование заболевания, а также летальность, обусловленная токсичностью терапии. Снижали показатели выживаемости (р>0,05) в группе сравнения IV стадия заболевания, третья прогностическая группа риска и Т±вариант АККЛ.
Вывод. У детей несколько чаще диагностируется АККЛ Т±вариант с экспрессией ALK, преобладают поздние стадии и группы риска заболевания. Дифференцированный подход в терапии АККЛ, учитывающий иммунологические особенности опухоли, нивелирует негативное влияние Т-клеточного иммунофенотипа, стадии и прогностической группой риска на прогноз заболевания и позволяет получить высокие результаты многолетней выживаемости.
115478 Москва, Каширское ш., 24, НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН; тел.: +7 (499)324−4287; e-mail: timurvaliev@mail.ru