Традиционно основным методом лечения пациентов с диагнозом рак придаточных пазух носа является хирургический, который в случае массивной местной распространенности или при наличии неблагоприятных факторов прогноза (положительный край резекции, опухолевые эмболы в кровеносных сосудах) дополняется проведением дистанционной лучевой терапии (ДЛТ) на до- или послеоперационном этапе. Роль химиотерапии в лечении данной нозологии ограничена рамками паллиативной помощи в случае наличия отдаленных метастазов или при нерезектабельном характере первичного опухолевого очага. Однако неудовлетворительные отдаленные результаты лечения пациентов с местно-распространенным процессом (5-летние показатели общей выживаемости в среднем не превышают 32%), обширные косметические дефекты после хирургических вмешательств, ограниченные возможности проведения лучевой терапии в связи с анатомической близостью низкотолерантных структур обусловливают необходимость разработки комбинированного метода лечения с включением индукционной химиотерапии в одном из его этапов.
Цель исследования — улучшение непосредственных и отдаленных результатов комплексного лечения пациентов с местно-распространенным раком придаточных пазух носа.
Материал и методы. В настоящий момент в исследование включены 10 пациентов (3 мужчин и 7 женщин) в возрасте от 26 до 62 лет (медиана 42 года). У 7 пациентов диагностирован рак верхнечелюстной пазухи, у 2 опухоль локализовалась в решетчатом лабиринте, у 1 — в клиновидной пазухе. Распределение по стадиям заболевания представлено следующим образом: 8 пациентов с IV стадией T4aN0M0, 2 — с III стадией T3N0M0. Метастатическое поражение регионарных лимфатических узлов диагностировано лишь у одной больной. Основной морфологический вариант опухоли представлен низкодифференцированным плоскоклеточным раком (8 пациентов). У одной пациентки по данным иммуногистохимического исследования диагностирован железисто-плоскоклеточный рак, еще у одной — мелкоклеточный рак нейроэндокринного типа. Всем больным с учетом условной резектабельности опухолевого процесса в первом этапе комплексного лечения проводилась индукционная химиотерапия по схеме TPF (доцетаксел 75 мг/м2 в 1-й день, цисплатин 75 мг/м2 в 1-й день и 5-фторурацил 1000 мг/м2 в 1—4-й дни в виде непрерывной инфузии). Эффект проводимого лечения оценивался каждые 3 курса по критериям ВОЗ (за положительную динамику принималась резорбция опухолевого очага на 50% и более).
Результаты. В общей сложности проведено 49 курсов химиотерапии. Две пациентки находятся в процессе лекарственного лечения. При оценке непосредственных результатов полная резорбция опухоли зарегистрирована у 1 пациента, частичный ответ — у 6, стабилизация заболевания — у 1 и продолженный рост опухоли — у 2 больных. Двум пациентам (с полным и частичным ответом) в последующем проведена ДЛТ по радикальной программе, что позволило избежать операции в третьем этапе комплексного лечения. Оба пациента наблюдаются в течение года без признаков прогрессирования заболевания. Четырем больным проведено облучение в предоперационной дозе с последующим выполнением хирургического компонента. У одной из этих пациенток, по данным планового морфологического исследования, зарегистрирован патоморфоз IV степени. Одному больному с продолженным ростом на фоне проводимой химиотерапии выполнена электрохирургическая резекция верхней челюсти. В дальнейшем через 3 и 6 мес в связи с метастатическим поражением лимфатических узлов шеи проведена этапная двусторонняя лимфаденэктомия. Еще одна пациентка в связи с прогрессированием заболевания и развитием инфекционных осложнений признана инкурабельной, рекомендовано проведение симптоматической терапии.
Вывод. Проведение индукционной химиотерапии в плане комплексного лечения рака придаточных пазух носа сопровождалось развитием объективных ответов в 70% случаев, что позволило избежать выполнения калечащей операции у двух больных. Последующая оценка отдаленных результатов лечения позволит оценить вклад индукционной химиотерапии в улучшение показателей выживаемости.
Тел.: +7 (926)893−5342; e-mail: rew9@yandex.ru