Цель исследования — определить спектр и частоту встречаемости мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 среди пациентов клиники РНЦРР с доброкачественными и злокачественными заболеваниями молочной железы.
Материал и методы. Проведено молекулярно-генетическое исследование 8 мутаций генов BRCA1 (6 мутаций) и BRCA2 (2 мутации) 2458 пациентам с доброкачественными (596 пациентов), злокачественными (1722 пациента) заболеваниями молочных желез, а также 140 пациентам без патологии со стороны молочных желез. Все пациенты проходили обследование и/или лечение в клинике РНЦРР с 2010 г. по настоящее время (2013 г.). Анализ мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 выполнялся с помощью метода аллель-специфичной ПЦР в реальном времени. При выявлении мутации ее наличие подтверждали с помощью метода прямого секвенирования. Всем пациентам с установленным диагнозом BRCA1-ассоциированный рак молочной железы (РМЖ) проведено комплексное лечение согласно стадии заболевания и факторам прогноза, 4 из них выполнена профилактическая подкожная мастэктомия контралатеральной молочной железы.
Результаты. Мутации в генах BRCA1 и BRCA2 выявлены у 74 (3%) пациентов. Мутации в гене BRCA2 не выявлены. Среди выявленных мутаций наиболее часто встречалась мутация 5382 insC/BRCA1 — в 56 (75,7%) случаях. В 18 случаях выявлены другие значимые деляторные мутации: у 5 (6,8%) пациентов — мутация 185 del AG BRCA1, у 6 (8,1%) — мутация 2080 del A BRCA1, у 2 (2,7%) — мутация 4153 del A гена BRCA1, у 3 (4%) — мутация 3819 del GTCT BRCA1.
Среди пациентов с выявленными мутациями у 47 (63,5%) отмечался уницентрический РМЖ, у 1 (1,3%) — ПМСР молочных желез, у 7 (9,5%) — ПММР молочных желез, у 6 (8,1%) пациентов — ПММР, где одной локализацией являлся РМЖ, у 1 (1,3%) — фиброзно-кистозная мастопатия, 12 (16,2%) пациентов — без патологии со стороны молочных желез.
Комплексное лечение проведено 43 (58,1%) пациентам с учетом стадии заболевания и факторов прогноза. В связи с высоким риском развития второй ипсилатеральной опухоли у данной группы пациентов, 39 (90,6%) пациентам выполнена радикальная мастэктомия по Мадден с/без реконструкции, кожесохраняющая мастэктомия с одномоментным алломаммопротезированием выполнена 4 (9,3%) пациентам.
При гистологическом исследовании в большинстве (86%) случаев отмечался инфильтративный протоковый рак со степенью злокачественности II—III. Реакция с антителами к рецепторам эстрогена в 44,2% составила 0—4 баллов по Quick score, прогестерона — в 58,1% составила 0—4 баллов по Quick score. В 65% случаев реакция с антителами к онкобелку cerb-B2 отрицательная.
С целью профилактики развития BRCA1-ассоциированного РМЖ контралатеральной молочной железы 4 (5,4%) пациентам с диагнозом BRCA1-ассоциированный рак одной молочной железы выполнена мастэктомия контралатеральной молочной железы, в 3 случаях из которых — подкожная мастэктомия с одномоментной реконструкцией. При патоморфологическом исследовании профилактически удаленных контралатеральных молочных желез (4 пациента) была следующая картина: морфологическая картина фиброзно-кистозной болезни с формированием мелких фиброаденом, в 2 случаях имелась атипическая протоковая гиперплазия II степени. Раковых клеток ни в одном случае выявлено не было.
Вывод. У 3% обследованных пациентов клиники РНЦРР выявлены онкоассоциативные мутации гена BRCA, среди которых преобладала мутация 5382 insC/BRCA1 (75,7%). Диагностика наследственного рака у онкологических пациентов позволила внести коррективы в тактику проводимого лечения. Пациентам без патологии молочных желез были рекомендованы профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и раннюю диагностику онкологического заболевания. Таким образом, идентификация мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 позволяет нам индивидуализировать методы ранней диагностики и терапии BRCA-ассоциированного РМЖ как при выборе хирургической тактики лечения, так и при выборе различных схем химиотерапии.