Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Старинский В.В.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Чиссов В.И.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Сидоренко Ю.С.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Росмедтехнологий, Ростов-на-Дону

Хасанов Р.Ш.

ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Минздрава Республики Татарстан, Казань;
Кафедра онкологии и хирургии ГОУ ДПО "Казанская государственная медицинская академия Росздрава"

Онкология - от съезда к съезду

Авторы:

Старинский В.В., Чиссов В.И., Сидоренко Ю.С., Хасанов Р.Ш.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1048 раз


Как цитировать:

Старинский В.В., Чиссов В.И., Сидоренко Ю.С., Хасанов Р.Ш. Онкология - от съезда к съезду. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2013;2(4):4‑8.
Starinskiĭ VV, Chissov VI, Sidorenko IuS, Khasanov RSh. Oncology: From congress to congress. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2013;2(4):4‑8. (In Russ.)

В 1914 г. врачебное сообщество России впервые предложило объединить усилия по борьбе с онкологическими заболеваниями. Необходимо было на основании статистических исследований оценить масштаб проблемы и подвести первые итоги достижений в диагностике и лечении рака. Таким образом, можно считать, что в 1914 г. в России уже состоялась онкологическая школа, так как в Противораковом съезде приняли участие 334 делегата.

На съезде обсуждали вопросы канцерогенеза, морфологии опухолей, профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований. Детально обсуждали такие аспекты, как радикализм хирургического лечения рака, рентгенотерапия и радиотерапия. И хотя тогда еще не было, по сути, химиопрепаратов, эта проблема была включена в повестку дня Петроградского съезда.

В то время съезд определил комплексный подход к решению онкологической проблемы практически во всех ее аспектах, включая те, которые только должны были зародиться. Важным решением съезда явился призыв к объединению всех российских онкологических обществ в единую организационную структуру. И сегодня, через столетие, Ассоциация онкологов России подтверждает, что это решение явилось действительно историческим.

Следующий съезд, который по существующей традиции называют I Всероссийским съездом онкологов, состоялся уже в советское время. Это произошло через 59 лет после форума онкологов в Петрограде. В советское время прародителем съездов следует считать Всероссийское общество онкологов, которое было организовано на учредительной конференции, состоявшейся в Ростове-на-Дону в 1968 г. Организатором и первым председателем общества стал академик А.С. Павлов, под руководством которого были определены цели и задачи общества. Тогда же был принят и соответствующий Устав, одним из пунктов которого стало положение о регулярных профессиональных съездах. На этой законодательной основе в 1973 г. в Уфе созывается I Всероссийский съезд онкологов, который в соответствии с исторической правдой можно назвать II Всероссийским съездом. Его заседание открыл заместитель министра здравоохранения А.В. Сергеев, который определил очередные задачи развития и укрепления онкологической службы за счет строительства новых онкологических учреждений, укрепления их материально-технической базы, развития цитологической службы, повышения эффективности профилактических осмотров, дальнейшего изучения краевой патологии рака в регионах.

На этом съезде обсуждались вопросы канцерогенеза, ранней диагностики рака, варианты комплексного лечения. В связи с низкой результативностью массовых профилактических осмотров населения обсуждались проблемы, связанные с повышением их эффективности. Съезд поистине послужил толчком в деле укрепления и развития материальной базы онкологической службы. Были построены новые онкологические диспансеры, много сделано по усилению лучевой службы, созданы условия для широкого использования в практике онкологических учреждений и общелечебной сети цитологических методов исследования.

II Всероссийский съезд онкологов состоялся в Омске в 1980 г. На нем отмечено улучшение материально-технического оснащения онкологических учреждений и строительство новых диспансеров. Съезд выдвинул задачи, связанные с повышением качества профилактических осмотров и усилением санитарно-противораковой пропаганды. Впервые обсуждали использование новых физических методов лечения в онкологии с применением лазера, магнитов, гипертермии, криотерапии. Серьезное внимание было уделено организации медицинского обслуживания инкурабельных онкологических больных. Съезд стимулировал разработку новых методов химиотерапии и внедрение этих методов в практику.

III Всероссийский съезд онкологов состоялся в Ростове-на-Дону в 1986 г. Его открыл министр здравоохранения А.И. Потапов, который определил комплексные проблемы, связанные прежде всего с укреплением и повышением роли онкологических школ России, нацелив их на формирование эффективных и общедоступных методов ранней диагностики рака и определив важное значение групп повышенного риска. Впервые была рассмотрена проблема детской онкологии и указано на необходимость создания специализированных детских онкологических учреждений. Была также поставлена задача, связанная с повышением уровня диспансеризации населения страны. На съезде обсуждали вопросы эффективной организации противораковой борьбы с использованием анкет, автоматизированного скрининга, формирования контингентов повышенного риска. Кроме того, впервые был поднят вопрос о хирургических вмешательствах: щадящих, насколько это возможно, и радикальных, насколько это необходимо.

Интересным аспектом съезда можно считать обсуждение таких вопросов, как рациональное планирование производства химиопрепаратов (в связи с их, на то время, избытком!), планирование онкологической службы с учетом роста общей численности населения, обусловленного увеличением продолжительности жизни людей.

III Всероссийский съезд онкологов в значительной степени стимулировал дальнейшее развитие диспансерного метода, формирование новых оригинальных методик массового скрининга, способствовал внедрению в практику массового самообладания и самоконтроля, а также серьезно способствовал разработке методов, обеспечивающих раннюю реабилитацию онкологических больных.

Очередному IV съезду онкологов предшествовал 9-летний период, обусловленный политическими процессами перестройки государственности в стране, распадом СССР, сопровождавшийся нарушениями в осуществлении профессиональных контактов, финансовыми трудностями. Однако стремление профессионалов сохранить онкологическую службу, решать назревшие проблемы одержало непростую победу, и съезд был проведен в 1995 г. в Ростове-на-Дону.

На съезде были представлены все онкологические институты страны, все медицинские институты в лице заведующих кафедрами онкологии, присутствовали все главные врачи онкологических диспансеров, видные ученые и практические онкологи. Кроме того, 41 фирма представила свою медицинскую продукцию. Всего в работе съезда принял участие 571 человек. Залогом единого онкологического пространства необходимо считать участие в работе съезда представителей ведущих онкологических школ ближнего зарубежья.

Здравоохранение Российской Федерации в течение последних лет функционировало в сложнейших социально-экономических условиях. В связи с недостаточным объемом финансирования резко сократились профилактические медицинские осмотры населения, было затруднено развитие материально-технической базы учреждений онкологической службы, существенно уменьшилась централизованная закупка оборудования и противоопухолевых химиотерапевтических препаратов. Требовалась переработка и адаптация к новым условиям функционирования здравоохранения директивных документов. Оставалась нерешенной сложная проблема штатных нормативов нагрузки на онколога-хирурга. При утвержденном нормативе нагрузки на врачебную должность в специализированном стационаре общей лечебной сети 12—15 коек в специализированных отделениях онкологического стационара этот норматив колебался от 20 до 25 коек (при более тяжелом контингенте больных).

Перед онкологической службой России стояли следующие задачи:

— информационное обеспечение онкологической службы;

— выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях;

— проведение квалифицированного лечения с учетом стандартов диагностики и лечения;

— диспансеризация онкологических больных с осуществлением мер медицинской и социальной реабилитации;

— организация паллиативной помощи онкологическим больным;

— пересмотр основных нормативных и директивных документов.

На съезде впервые был поставлен вопрос о необходимости разработки федеральных медико-экономических стандартов по онкологии, а для повышения уровня оказания специализированной помощи — использование лицензирования учреждений, оказывающих онкологическую помощь.

В повестку дня съезда включили такие проблемы, как химиотерапия во всем многообразии; принципиально новое видение лучевого лечения — не только на основе новейшей аппаратуры, но и в виде самостоятельного органосохраняющего метода лечения; функциональная реабилитация онкологических больных и улучшение качества их жизни, использование физических методов воздействия на опухоль.

В 2000 г. в Казани состоялся V съезд онкологов России, который проходил в период, когда страна не оправилась от экономических трудностей. Открыли съезд министр здравоохранения Ю.Л. Шевченко и Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. Интерес к съезду был огромен — в его работе приняли участие более 1000 человек. Проблема ранней диагностики опухолей и профилактическое направление оставались актуальными. Доля больных со злокачественными опухолями I—II стадии, выявленными при профилактических осмотрах, снизилась в 1986 г. с 17 до 12,8%. Не решено было участие онкологической службы в формирующейся системе обязательного медицинского страхования. Деятельность фондов была ориентирована только на лечебную работу, и то эти расходы покрывались частично.

Недостаточная онкологическая настороженность врачей в значительной мере объяснялась тем, что на вузовском этапе подготовки онкологии уделялось всего 30—36 ч за 6 лет обучения. Была отмечена необходимость проведения лечения онкологических больных только в специализированных учреждениях. Анализ показал, что 5-летняя выживаемость в этих учреждениях, в частности при лечении рака желудка, значительно выше, чем в лечебно-профилактических учреждениях, за счет комбинированного и комплексного лечения. В диспансерах начали создавать стационары дневного пребывания. Приказом Минздрава России №270 (от 12.09.97) создавались межтерриториальные онкологические отделения, а также отделения и центры паллиативной помощи. Этим же приказом предписывалось создание автоматизированных раковых регистров.

В резолюции съезда было обращено внимание Минздрава России на необходимость утверждения Федеральной целевой программы по онкологии, регламентированию выдачи лицензий на диагностику и лечение больных со злокачественными новообразованиями учреждениям онкологического профиля, а коммерческим структурам — только на диагностику. На этом съезде практически состоялось создание Ассоциации онкологов России. Председателем правления Ассоциации был избран директор МНИОИ им. П.А. Герцена академик РАМН профессор В.И. Чиссов.

На съезде были определены перспективные научные направления в диагностике и лечении опухолей всех локализаций. Отдельно были выделены реконструктивно-пластическая, эндоскопическая, малоинвазивная хирургия, лучевая терапия, отмечена необходимость увеличения выпуска отечественных линейных ускорителей (пока производился только ЛУЭР-20 с годовым выпуском 12—20 комплексов). Потребность в химиопрепаратах удовлетворялась только на 15—20%, преимущественно за счет импортных лекарств.

Следует отметить, что большинство решений и рекомендаций съездов онкологов принимались во внимание Министерством здравоохранения и Правительством России. В 2002 г. была принята Федеральная целевая программа по борьбе с социально значимыми заболеваниями, утверждены федеральные стандарты высокотехнологичной медицинской помощи, разработана государственная концепция материально-технического переоснащения онкологических учреждений.

Очередной VI съезд состоялся в 2005 г. в гостеприимном городе Ростов-на-Дону. Коллектив Ростовского НИИ онкологии в третий раз радушно встретил делегатов и создал необходимые условия для творческой работы.

К этому времени во всех территориях уже функционировали главные внештатные онкологи при Департаментах здравоохранения, проводилась активная работа по внедрению приказа №135 от 19.04.99 по учету больных и внедрению автоматизированных систем ракового регистра. В онкологических диспансерах были введены в строй каньоны для линейных ускорителей (Московская, Сахалинская, Архангельская, Кировская, Новосибирская, Волгоградская, Челябинская, Тюменская, Свердловская, Липецкая области, Красноярский, Хабаровский и Ставропольский края). Построены новые лечебные корпуса и поликлиники в Новгородской и Орловской областях, республиках Чувашия и Адыгея, Приморском и Хабаровском краях.

Здравоохранение России переориентировало свои стратегические задачи. Если несколько лет назад наиболее острыми были вопросы его выживания, то на съезде обсуждались вопросы стратегического планирования, развития, упорядочения работы всего здравоохранения. Основной целью реформы здравоохранения России явилось улучшение состояния здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.

Съезд был крайне обеспокоен рядом существенных негативных моментов в работе и обеспечении онкологической службы: внедрение современных методов диагностики и лечения сдерживается низким материально-техническим уровнем многих онкологических учреждений. Медицинская техника, используемая в них, морально и физически устарела. Обращает на себя внимание предпочтение закупок импортного оборудования и отсутствие поддержки отечественных производителей медицинской техники, хотя обслуживание и ремонт зарубежной техники обходится значительно дороже. При закупке химиопрепаратов не всегда учитывается структура заболеваемости и потребность онкологических учреждений. В противораковых программах недостаточный акцент делается на профилактику и раннюю диагностику опухолей. Существующий низкий уровень организации профилактических осмотров привел к увеличению частоты запущенных стадий злокачественных опухолей, в том числе визуальных локализаций. Задерживается утверждение стандартов диагностики и лечения злокачественных новообразований. Не решены вопросы межтерриториальных взаиморасчетов за пролеченного больного по системе обязательного медицинского страхования.

Делегатами съезда было обращено внимание на необходимость:

— дальнейшего изучения возможностей интраоперационной, лапаро-, торако- и медиастиноскопической ультразвуковой диагностики для уточнения истинной распространенности опухолевого процесса и резектабельности первичных и рецидивных опухолей;

— более широкого использования современных эндоскопических технологий на этапах уточняющей диагностики в различных противораковых программах, что позволит резко повысить процент раннего выявления и радикального лечения, основанных на применении высоких медицинских технологий, включая эндоскопическую, лазерную, плазменную, радиочастотную хирургию и фотодинамическую терапию;

— дальнейшего морфологического изучения рецидива онкологического заболевания с обязательным уточнением характеристик различных вариантов с целью выработки научно обоснованных рекомендаций и стандартов лечения;

— расширения возможностей цитологического метода исследования в уточнении гистогенеза, дифференцировки, степени распространения опухолевого процесса.

Съезд принял следующие решения:

— разработать клинические протоколы методик диагностики и лечения злокачественных новообразований;

— представить для утверждения стандарты диагностики и лечения злокачественных новообразований по каждой локализации опухолей;

— организовать проведение паспортизации онкологических учреждений Российской Федерации с анализом кадрового состава, материально-технической базы диспансеров;

— разработать и представить в Минздрав России для утверждения медицинские и экономические стандарты работы подразделений системы паллиативной помощи;

— дать предложения по разработке системы статистического учета больных, нуждающихся в паллиативной помощи.

В последующем решения съезда реализовались в виде переизданных «Алгоритмов диагностики и лечения опухолевых заболеваний» (2010 г.), подготовленных к изданию клинических протоколов диагностики и лечения злокачественных новообразований, утвержденных федеральных стандартов по онкологии, порядков оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях (приказы Минздравсоцразвития РФ №944-н от 2009 г. и Минздрава России №915-н от 2012 г.). Ряд решений получил развитие в Федеральном законе №323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, к видам медицинской помощи официально отнесена паллиативная медицинская помощь, подчеркнут приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

VII съезд онкологов состоялся 13—14.12.10 в Москве. Съезд проводился совместно с Всероссийской научно-практической конференцией «Совершенствование организации онкологической помощи населению Российской Федерации». Такой формат придавал съезду значимость общегосударственного мероприятия, так как концепцией развития здравоохранения до 2020 г. предусматриваются задачи, к решению которых должна быть привлечена не только онкологическая, но и общелечебная служба, первичное звено здравоохранения:

— скрининг, мониторирование, диспансерное наблюдение;

— снижение смертности населения от онкологических заболеваний и влияние на увеличение продолжительности жизни;

— формирование здорового образа жизни населения;

— повышение качества и доступности онкологической помощи.

Меры, предпринимаемые в рамках Федеральной целевой программы по онкологии, реализуемой с 2002 г., оказались недостаточными для комплексного подхода к организации медицинской помощи онкологическим больным. В связи с этим с 2009 г. в рамках национального проекта «Здоровье» началась реализация Национальной онкологической программы, направленной на совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным. В 2009 г. в нее были включены учреждения 11 регионов и 2 федеральных государственных учреждения; в 2010 г. дополнительно включены в программу 10 регионов и 3 федеральных учреждения.

В программу поэтапно до 2015 г. планируется включить все субъекты Российской Федерации.

Минздрав России поставил своей целью качественно преобразовать систему оказания первичной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; усилить роль первичного медико-санитарного звена для раннего выявления злокачественных новообразований; повысить профессионализм медицинских работников.

Неотложными мерами по реализации программы явились:

— Приказ Минздравсоцразвития России №944н от 3 декабря 2009 г. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным.

— Приказ Минздравсоцразвития России №255н от 20 апреля 2010 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями».

— Приказ Минздравсоцразвития России №16 от 18 января 2010 г. «Определение порядка организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению.

— Алгоритмы диагностики и стандарты лечения больных со злокачественными новообразованиями.

Основными причинами для разработки и принятия вышеперечисленных нормативных актов послужили:

— слабое развитие материально-технической базы онкологических учреждений из-за недостаточного финансирования;

— недостаточная коечная мощность многих онкологических диспансеров, сдерживающая открытие профильных отделений, в связи с чем затруднено внедрение современных лечебно-диагностических технологий;

— сокращение, а в некоторых территориях приостановка функционирования районных онкологов, цитологических лабораторий, смотровых кабинетов;

— не имеющие тенденции к снижению в течение длительного времени показатели запущенности, обусловленные нечетким определением маршрутов пациентов от первого обращения к врачу до установления диагноза;

— неудовлетворительная работа первичного звена здравоохранения в отношении онкологической настороженности.

В результате реализации Национальной онкологической программы онкологическая служба по-настоящему впервые начала получать реальную финансовую поддержку из федерального и региональных бюджетов, позволяющую постепенно модернизировать и расширять оснащенность не только специализированных учреждений, оказывающих медицинскую помощь онкологическим больным, но и лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети.

Мероприятиями предусматривается:

— укрепление районного звена онкологов;

— организация межтерриториальных диагностических центров на базе крупных онкологических диспансеров;

— внедрение в практику работы территориальных онкологических учреждений высокотехнологичных методов диагностики и лечения;

— внедрение телемедицинских коммуникаций в лечебно-диагностический процесс онкологических учреждений;

— обеспечение доступности паллиативного лечения;

— мероприятия по материально-технической модернизации онкологической службы.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №944н от 3 декабря 2009 г. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным» во всех субъектах Российской Федерации изданы приказы органов управления здравоохранением о порядке маршрутизации пациентов при подозрении или выявлении злокачественных новообразований, определены алгоритмы первичного диагностического обследования.

За период, прошедший после VII съезда, разработаны, согласованы и переданы на утверждение в Минздрав России стандарты диагностики и лечения больных со злокачественными новообразованиями основных локализаций. Ряд методов высокотехнологичной медицинской помощи внедрен в практику работы онкологических диспансеров. Широкое распространение в практической онкологии получили компьютерная томография и магнитно-резонансная томография, видеоэндоскопия с высоким разрешением; микроэндоскопия с 150—1100-кратным увеличением; узкоспектральная, флюоресцентная и ультразвуковая эндоскопия.

Разработаны и внедрены в клиническую практику новые методики органосохраняющих оперативных вмешательств при ранних формах злокачественных опухолей основных локализаций, а также методики агрессивных расширенно-комбинированных операций с использованием физических методов (радиочастотной абляции, лазерной деструкции, фотодинамической терапии, криотерапии) при местно-распространенных формах рака и рецидивах заболевания. Внедрение методов микрохирургической пластики и реконструктивной хирургии позволило значительно расширить контингент больных, подлежащих хирургическому лечению, открыло дополнительные возможности их реабилитации и улучшения качества жизни.

За эти годы проведена большая работа по укреплению материально-технической базы радиотерапевтических отделений. Однако их мощности пока позволяют проводить лучевое лечение на современном уровне лишь половине нуждающихся в ней. Для решения этой проблемы сформированы проекты концепции развития радиационной онкологии в России и программы развития ядерной медицины. Приказом Минздравсоцразвития России №94-н от 09.02.11 введена специальность «радиотерапия».

В настоящее время ведется работа по формированию федерального ракового регистра на основе единой, внедренной в 62 субъектах, автоматизированной программы.

Реализации задач совершенствования медицинской помощи населению России при онкологических заболеваниях способствует указ Президента России В.В. Путина №598 от 07.05.12, в котором определена задача «обеспечить к 2018 году снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения». Для этой цели определены этапные индикаторы — выявление ЗНО I—II стадии до 55,1%; снижение одногодичной летальности до 22,4%; увеличение удельного веса больных, состоящих на учете 5 лет и более, до 53,6%.

Как показывает исторический взгляд на этапы развития онкологической службы в России, принимаемые решения съездов онкологов не оставались без внимания правительственных структур власти страны, которые рассматривают заинтересованное мнение профессиональной медицинской общественности как необходимое звено в принятие решений по укреплению здравоохранения и повышению качества медицинской помощи населению Российской Федерации.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.