Березин П.Г.

Тамбовский областной онкологический клинический диспансер

Милованов В.В.

Тамбовский областной онкологический клинический диспансер

Иванников А.А.

Тамбовский областной онкологический клинический диспансер

Октреотид-лонг в лечении больных кастрационно-рефрактерным раком предстательной железы

Авторы:

Березин П.Г., Милованов В.В., Иванников А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1281

Загрузок: 14


Как цитировать:

Березин П.Г., Милованов В.В., Иванников А.А. Октреотид-лонг в лечении больных кастрационно-рефрактерным раком предстательной железы. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2013;2(1):47‑50.
Berezin PG, Milovanov VV, Ivannikov AA. Octreotide long in the treatment of patients with castration-refractory prostate cancer. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2013;2(1):47‑50. (In Russ.)

Рак предстательной железы (РПЖ) является одной из наиболее серьезных проблем в современной онкологии. Показатели заболеваемости и смертности от данной патологии неуклонно растут во всем мире. В США и ряде стран Европы РПЖ занимает 1-е место в структуре онкопатологии среди мужчин.

В России в 2009 г. на учете в специализированных онкологических учреждениях состояли 96 613 человек, впервые установлен диагноз РПЖ у 23 845 пациентов, летальность на первом году с момента установления диагноза составила 14,0% [1]. В 2010 г. в России зарегистрировано 26 268 новых случаев РПЖ. В структуре онкологической заболеваемости РПЖ вышел на 2-е место с показателем заболеваемости 40,2 на 100 000 мужского населения. Среднегодовой прирост заболеваемости составил 9,85%, что соответствует первому месту по темпам прироста данного показателя. В 2010 г. локализованный рак предстательной железы установлен у 44,8%, местно-распространенный — у 34,9% пациентов. Лимфогенно-диссеминированный и метастатический РПЖ, при котором уже невозможно проведение радикального лечения, верифицирован у 18,5% больных. Неутешительным остается и показатель смертности от РПЖ (в 2010 г. — 9971 больной), прирост данного показателя за 10 лет составил 57,56% [2].

Основными методами лечения больных локализованным и местно-распространенным РПЖ являются радикальная простатэктомия (РПЭ), лучевая терапия (радикальная программа) и активное наблюдение (отсроченное лечение).

В связи с тем, что при метастатическом РПЖ проведение радикальной терапии невозможно, таким пациентам проводят гормональную терапию (ГТ), представляющую собой андрогенную депривацию, целью которой служит снижение тестостерона до кастрационного уровня. Однако практически у всех пациентов через 12—18 мес ГТ развивается прогрессирование заболевания и процесс переходит в стадию кастрационно-рефрактерного РПЖ (КРРПЖ). Критериями постановки диагноза КРРПЖ принято считать: стойкий кастрационный уровень тестостерона в крови (менее 0,5 нг/мл); рост уровня ПСА в трех последовательных анализах с интервалом в 2 нед при суммарном приросте более 50% от регистрируемого ранее максимально низкого уровня; увеличение или появление новых костных метастазов или увеличение размера метастатических лимфатических узлов более 2 см.

Специфика оценки эффективности лечения при КРРПЖ обусловлена тем, что 80—90% больных не имеют опухолевых очагов, размеры которых могут быть определены в 2 измерениях. Поэтому чаще всего в качестве маркера ответа на проводимую терапию используют уровень ПСА. На основании результатов ряда исследований в качестве пограничного значения применяют снижение концентрации маркера более чем на 50% [3].

В настоящее время полагают, что центральную роль в развитии КРРПЖ играет нарушение передачи сигнала в цепи андрогены—андрогенные рецепторы (АР) эпителия и стромы предстательной железы (см. рисунок).

Рисунок 1. Механизм развития резистентности к андрогенной абляции, зависимый от АР (M.M. Shen, C. Abate-Shen. Genes Dev. 2010; 24: 1967—2000, с изменениями).

Поиск новых методов лечения КРРПЖ связан с изучением взаимодействия различных типов клеток в пределах предстательной железы. Особый интерес вызывают так называемые нейроэндокринные клетки (НЭК) простаты, лишенные АР, в связи с чем не подверженные андрогенной регуляции. Известно, что НЭК в различном количестве всегда присутствуют в предстательной железе при РПЖ. По данным зарубежных авторов [4], нейроэндокринная дифференцировка выявлена в 85,1% случаев КРРПЖ. Ряд исследований зарубежных и отечественных авторов подтверждают, что октреотид обладает антипролиферативным эффектом у пациентов с нейроэндокринными опухолями.

М. Koutsilieris и соавт. [5] в исследовании II фазы у 38 больных КРРПЖ оценивали эффективность комбинации октреотида с дексаметазоном на фоне терапии аналогом ГнРГ. Снижение ПСА на 50% и более отмечено у 60,5% больных, стабилизация — у 21% больных, средняя продолжительность времени до прогрессирования была равна 7 мес, общая выживаемость составила 18 мес.

C. Mitsiades и соавт. [6] оценили эффективность комбинированной терапии с использованием пролонгированной формы октреотида в дозе 20 мг 1 раз в 28 дней в комбинации с дексаметазоном 4 мг в сут с последующим снижением дозы и зометой в дозе 4 мг 1 раз в 28 дней по сравнению с монотерапией зометой 4 мг 1 раз в 28 дней. В рандомизированное исследование включили 38 больных КРРПЖ, средний возраст которых составил 78,8±6,8 года. В группу комбинированного лечения вошли 20 больных, в группу монотерапии зометой — 18 пациентов. Результаты исследования показали, что комбинированная терапия с использованием октреотида была более эффективной, чем монотерапия зометой. Так, снижение уровня ПСА >50% от исходного уровня отмечено у 13 (65%) больных в группе комбинированной терапии и ни у одного пациента в группе монотерапии зометой. Медиана безрецидивной выживаемости составила 7 мес в группе комбинированного лечения и 1 мес в группе больных, получавших терапию зометой.

Д.И. Ганов, С.А. Варламов [7] опубликовали результаты терапии по аналогичной схеме у 15 больных КРРПЖ. Снижение уровня ПСА отмечено у 60% больных, стабилизация — у 26,7%, прогрессирование — у 13,3%. Снижение градации боли отмечено у 80% больных. Общая средняя продолжительность времени до прогрессирования опухолевого процесса составила 8 мес. Отмечено, что этот режим терапии отличала весьма удовлетворительная переносимость, отсутствие тяжелых токсических побочных эффектов, в связи с чем особенно оправданно применение данного режима было у пожилых пациентов с отягощенным соматическим статусом.

Б.Я. Алексеев и соавт. [8] оценивали эффективность октреотида в комбинации с дексаметазоном и кастрацией (хирургической или медикаментозной) у 75 больных КРРПЖ. В 1-й группе оценивали эффективность комбинации октреотида 20 мг с дексаметазоном у больных до первой линии химиотерапии (n=42); во 2-й группе — с прогрессированием опухоли после химиотерапии доцетакселом (n=33). Больные в обеих группах были сопоставимы по возрасту (p=0,2) и клинической стадии опухолевого процесса (p>0,05). В группах наблюдались достоверные различия по уровню ПСА (p=0,0012). Среднее количество курсов в 1-й группе — 7,2±3,1, во 2-й — 5,7±3,1. Снижение уровня ПСА более 50% и более 80% в 1-й группе составило 38,9 и 16,7%, во 2-й группе — 26,7 и 6,7% соответственно. Стабилизация уровня ПСА отмечена у 41,7 и 53,3% больных в 1-й и 2-й группах соответственно. Бóльший клинический эффект наблюдали у больных, ранее не получавших цитотоксическую терапию. Лечение больных октреотидом не сопровождалось какими-либо серьезными специфическими побочными токсическими реакциями. Преходящая гипергликемия отмечена только у 3 пациентов.

Цель настоящего исследования — определить эффективность применения лекарственного препарата Октреотид-лонг ФС (Россия) у пациентов КРРПЖ при первичной и вторичной кастрационной рефрактерности.

Материалы и методы

Эффект лечения оценен у 14 пациентов в течение 2010—2012 гг. (см. таблицу).

Больных разделили на 3 группы. В 1-ю группу вошли 6 пациентов в возрасте от 68 до 74 лет с бессимптомным течением КРРПЖ, не получавшие химиотерапию. Уровень ПСА у них составил 132—220 нг/мл, показатель Глисона — 5—7 баллов. Во 2-ю группу включили 5 пациентов в возрасте от 65 до 73 лет, имеющих лимфогенно-диссеминированный N1M0 (n=2) и метастатический N0—1M1 (n=3) с прогрессированием процесса после химиотерапии доцетакселом. Уровень ПСА у пациентов этой группы колебался от 420 до 1200 нг/мл, а показатель Глисона — от 8 до 10 баллов. В 3-ю группу включили 3 пациентов в возрасте от 65 до 70 лет с первичной кастрационной рефрактерностью. Уровень ПСА у них составил 20—50 нг/ мл, показатель Глисона — 5—6 баллов. Рефрактерность к кастрационной терапии устанавливалась после лечения агонистами ЛГРГ в течение 3 мес. Пациенты во всех группах были сопоставимы по возрасту. Наблюдались различия по уровню ПСА и градации Глисона. У всех пациентов на момент начала лечения была зарегистрирована стадия КРРПЖ.

Пациенты всех групп получали Октреотид-лонг по 20 мг внутримышечно каждые 28 дней в комбинации с приемом дексаметазона. В первых двух группах была продолжена антиандрогенная депривация (агонисты ЛГРГ или орхиэктомия), терапия проводилась до прогрессирования процесса (увеличение метастатических очагов или появления новых, трех последовательных повышений уровня ПСА), в 3-й группе — до снижения уровня ПСА >50%.

Результаты

Проведенный анализ показал, что в группе больных без химиотерапевтического лечения количество курсов Октреотидом-лонг составило 5. В группе пациентов после химиотерапии — 3. Время до появления биохимического прогрессирования составило 6 и 4 мес соответственно.

В обеих группах отмечено снижение уровня ПСА более 50% через 2 мес лечения. У 1 больного, не получавшего химиотерапию, отмечено снижение уровня ПСА более чем на 70%. Прогрессирование заболевания (рост ПСА) и появление висцеральных метастазов отмечены у 2 пациентов 2-й группы. В группе пациентов с первичным КРРПЖ снижение ПСА более 50% отмечено через 1 мес лечения. Все пациенты отметили улучшение общего статуса, а группа с метастатическим поражением — снижение интенсивности болевого синдрома. Клинически значимых побочных эффектов терапии не отмечено.

Заключение

Назначение аналогов соматостатина (Октреотид-лонг ФС) у больных КРРПЖ и пациентов с метастатической формой КРРПЖ дает значимые результаты по клиническому эффекту, не приводит к развитию тяжелых побочных эффектов и легко переносится. При первичном КРРПЖ позволяет снизить уровень ПСА более чем на 50% в течение 1 мес лечения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.