Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Покровский В.С.

Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН

Трещалина Е.М.

Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН

Трещалин И.Д.

Научно-исследовательский институт по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе РАМН

Лукашева Е.В.

Российский университет дружбы народов, Москва

Березов Т.Т.

ФГБУ "Научный центр неврологии" РАМН, Москва;
ФГБОУ "Российский университет дружбы народов", Москва;
ФГБУ "Научно-исследовательский институт биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича" РАМН

Оценка противоопухолевой эффективности комбинации L-лизин-α-оксидазы и иринотекана в эксперименте

Авторы:

Покровский В.С., Трещалина Е.М., Трещалин И.Д., Лукашева Е.В., Березов Т.Т.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3403

Загрузок: 40


Как цитировать:

Покровский В.С., Трещалина Е.М., Трещалин И.Д., Лукашева Е.В., Березов Т.Т. Оценка противоопухолевой эффективности комбинации L-лизин-α-оксидазы и иринотекана в эксперименте. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2012;1(2):58‑61.
Pokrovskiĭ VS, Treshchalina EM, Treshchalin ID, Lukasheva EV, Berezov TT. Evaluation of the antitumor efficacy of a combination of L-lysine α-oxidase and irinotecan in the experiment. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2012;1(2):58‑61. (In Russ.)

Введение

L-лизин-α-оксидаза — ЛО (КФ 1.4.3.2) — катализирует окислительное дезаминирование L-лизина с образованием α-кето-ε-аминокапроновой кислоты и пероксида водорода. Механизм антипролиферативного действия фермента связан с уменьшением потребления опухолевыми клетками L-лизина, а также высвобождением пероксида водорода, обладающего прямой цитотоксичностью [3, 4]. Возможными молекулярными мишенями действия ЛО являются β-адренорецепторы и белки, ответственные за адгезивные свойства клеток [5]. В культуре клеток лимфомы Беркитта (P3HRj) показано, что фермент блокирует переход клеток из фазы S в G2/М клеточного цикла [6]. ЛО Trichoderma harzianum Rifai, впервые выделенная в России в 1980-х годах, в отличие от L-аспарагиназы E. coli, обладает существенно более широким спектром противоопухолевой активности in vivo и эффективна в отношении ряда гемобластозов и солидных опухолей мышей [7]. ЛО имеет слабый аллергенный потенциал, практически не влияет на гуморальный иммунный ответ и функциональную активность Т-лимфоцитов [7]. Особенностью действия ЛО in vivo является оригинальный спектр противоопухолевой активности и отсутствие лимитирующей гематологической токсичности. Это дает возможность считать ЛО перспективным препаратом для включения в схемы комбинированной химиотерапии [2]. Поскольку in vivo наиболее чувствительными к ЛО оказались различные модели опухолей толстой кишки, в качестве компонента при полихимиотерапии был выбран обладающий высокой эффективностью при раке толстой кишки в клинике ингибитор топоизомеразы I — иринотекан [1].

Цель исследования — оценка возможности комбинации L-лизин-α-оксидазы с иринотеканом под контролем токсичности и эффективности.

В исследовании решались следующие задачи:

1) определить расчетные токсические дозы иринотекана и L-лизин-α-оксидазы для здоровых мышей;

2) определить эффективность и переносимость комбинации иринотекан + L-лизин-α-оксидаза на моделях перевиваемых опухолей мышей.

Материалы и методы

Определение расчетных токсических доз иринотекана и L-лизин-α-оксидазы для здоровых мышей. Опыты проведены на 78 здоровых мышах-самцах линии Balb/c средней массой тела 20—22 г. С использованием метода Литчфилда—Уилкоксона определены расчетные токсические дозы ЛД16, ЛД50, ЛД84 и ЛД100 каждого препарата при однократном внутривенном (в/в) введении. Иринотекан 2% вводили в дозах 120, 180, 210, 240, 270 и 300 мг/кг. ЛО с удельной активностью 95—280 Е/мг, выделенную по отработанной ранее методике [10], вводили в дозах 300, 600, 900, 1200, 2400 и 3000 Е/кг. Более высокие дозы не использовали, так как более концентрированные растворы ЛО нестабильны, а введение высоких доз требует увеличения объема, лимитированного размером мыши.

Учитывая влияние циркадных ритмов на показатели токсичности цитостатиков у лабораторных мышей, опыты выполнены в осенне-зимний период с началом лечения в 10—11 ч утра. Оценивали общее состояние, особенности поведения, потребление корма и воды, изменения физиологических отправлений, динамику массы тела и селезенки, количество павших животных и сроки гибели. За состоянием и поведением животных наблюдали в течение первых 3 ч после введения препаратов и затем ежедневно в течение 60 дней, после чего выживших мышей умерщвляли и подвергали аутопсии.

Определение эффективности и переносимости комбинации иринотекан + L-лизин-α-оксидаза на моделях перевиваемых опухолей мышей. Опыты проведены на гибридных мышах BDF1 обоего пола массой тела 20—22 г разведения РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, которых содержали в виварии РОНЦ при естественном освещении на брикетированном корме и постоянном доступе к воде. Использовали 4—15 пассажи внутрибрюшинно трансплантированного лимфолейкоза Р388 и солидной подкожно перевитой эпидермоидной карциномы легкого Льюис (LLC) из Банка опухолевых штаммов РОНЦ [4, 5]. Мышей делили на группы (n=5—11), которые получали препараты по отдельности или в комбинации под контролем роста опухоли без лечения. Лечение мышей с P388 начинали через 24 ч, с LLC — через 48 ч после трансплантации. Комбинированную химиотерапию выполняли одновременно последовательно, первым вводили иринотекан. Иринотекан («TEVA», Аргентина) в монорежиме вводили однократно в/в в дозах 20, 40, 50, 60 или 100 мг/кг, а в комбинации с ЛО — в дозах 50 или 100 мг/кг. ЛО с удельной активностью 95 Е/мг разводили 0,9% раствором хлорида натрия непосредственно перед введением до концентрации 10—20 Е/мл. В монорежиме ЛО вводили мышам в/в 5-кратно в разовых дозах 33—200 Е/кг (суммарные дозы 232—600 Е/кг), а в комбинации с иринотеканом — в дозах 50—200 Е/кг (суммарные дозы 300—600 Е/кг). Оценка эффективности лечения проведена по стандартным критериям: торможению роста солидной опухоли (ТРО, %) и увеличению продолжительности жизни (УПЖ, %). Значимыми считали ТРО ≥50%, УПЖ ≥25% [4, 5]. Об эффективности комбинированной химиотерапии судили по аддитивности результатов лечения в сравнении с группами, получавшими терапию в монорежиме. О переносимости лечения судили по состоянию и поведению животных в процессе и после окончания лечения, косвенным признакам общей и гематологической токсичности (достоверному уменьшению массы тела ≥30% и селезенки), фиксировали гибель мышей от токсичности и результаты аутопсии павших или умерщвленных мышей.

Статистическая обработка данных. Выполнена по методу Стьюдента в модификации Р.Б. Стрелкова с расчетом доверительных интервалов средних сравниваемых величин. Достоверными считали различия при p<0,05.

Завершение экспериментов. Мышей умерщвляли передозировкой эфирного наркоза с соблюдением гуманных методов, принятых в РФ, трупный материал подвергали кремации в специализированном подразделении РОНЦ.

Результаты и обсуждение

Расчетные токсические дозы иринотекана и L-лизин-α-оксидазы для здоровых мышей. Результаты приведены в табл. 1.

Показано, что после введения иринотекана в интервале доз ≥210 мг/кг часть мышей погибала через 20—40 мин при явлениях дезориентации, адинамии и ареактивности. Двигательная активность выживших мышей восстанавливалась через 2 ч. На протяжении недели после введения препарата независимо от дозы иринотекана у всех животных отмечали диарею различной степени выраженности. Через 7—10 сут после введения препарата средняя масса тела выживших мышей уменьшалась на 30%. Отмечено 2 пика гибели мышей, характерных для иринотекана: сразу после введения (нейротоксичность) и на 4—8-е сутки (гематологическая и гастроинтестинальная токсичность) [8]. При аутопсии мышей, получивших иринотекан в интервале доз от 210 до ≥270 мг/кг, обнаружены изъязвления и отечность серозной оболочки тонкой кишки с кровоизлияниями, расцененными как проявление лимитирующей гастроинтестинальной токсичности. Расчетная величина ЛД50 иринотекана для мышей-самцов линии Balb/c (табл. 2)
составила 231,32 [218,8—243,9] мг/кг, что согласуется с известными данными [9]. В качестве лечебных для однократного введения иринотекана были выбраны разовые дозы 50—100 мг/кг, составляющие примерно 1/2—1/4 МПД.

Расчетная величина ЛД50 для ЛО в изученном диапазоне доз оказалась недостижимой: гибель мышей не получена, токсические дозы рассчитать не удалось. В дальнейших экспериментах для оценки эффективности использовали разовые дозы ЛО от 33 до 200 Е/кг.

Эффективность и переносимость комбинации иринотекан + L-лизин-α-оксидаза на моделях перевиваемых опухолей мышей. Результаты изучения на модели лимфолейкоза Р388 представлены в табл. 3.

Видно, что комбинация иринотекан + ЛО при одновременном начале лечения не дала достоверного повышения эффекта по сравнению с монотерапией иринотеканом: УПЖ=82—120% против 105—175% (p<0,05). ЛО в монотерапии дала минимально значимый эффект, УПЖ=29%. Некоторая тенденция к повышению эффективности комбинации получена при применении относительно невысоких доз препаратов: 50 мг/кг иринотекана и суммарной дозы ЛО 300—450 Е/кг: УПЖ=114—120% против 82—86% (р<0,05). Переносимость комбинации или монотерапии была удовлетворительной, гибели животных от токсичности не отмечали. В группах с иринотеканом наблюдали умеренную диарею со снижением массы тела на 10—20%, более выраженным при использовании иринотекана в дозе 100 мг/кг и ЛО в суммарной дозе 600 Е/кг. Монотерапия ЛО не давала осложнений. Таким образом, на модели внутрибрюшинного лейкоза Р388 показана высокая эффективность иринотекана, на фоне которой терапевтический выигрыш комбинации с ЛО можно уловить только при применении невысоких терапевтических доз. Этот дозовый режим был изучен на LLC. Результаты представлены в табл. 4.
Видно, что на этой модели монотерапия ЛО или иринотеканом в низких терапевтических дозах была равноэффективной. Для иринотекана в дозах ≥50 мг/кг ТРОmax составило 87% с сохранением >50% в течение 2 нед. Комбинация иринотекана 50 мг/кг и ЛО в суммарной дозе 300 мг/кг дала ТРОmax=94% против ТРОmax=40—43% при применении одного иринотекана в дозах 20 и 40 мг/кг и ТРОmax=42% при монотерапии ЛО. Ингибирующий эффект комбинации, сопоставимый с эффектом иринотекана в дозе 100 мг/кг, был более существенным, так как в отличие от всех групп монотерапии сопровождался достоверным продлением жизни мышей, УПЖ=35% (p<0,05). Следовательно, добавление ЛО к невысокой дозе иринотекана позволяет получить терапевтический выигрыш и повысить выживаемость мышей. Изменение срока начала введения ЛО (48 или 96 ч после трансплантации опухоли) или увеличение суммарной дозы ЛО >300 Е/кг не сказывалось на эффективности комбинации. Переносимость комбинации иринотекан + ЛО в использованном дозовом диапазоне или обоих препаратов по отдельности была одинаково удовлетворительной: состояние и поведение мышей без особенностей. В группах, получавших иринотекан, в течение 10 сут отмечали умеренную диарею при небольшой потере массы тела (<10%). Гибели от токсичности при всех видах лечения не отмечали. Таким образом, на модели LLC комбинация иринотекан 1/4 МПД + ЛО 300—450 Е/кг дает значимый суммарный терапевтический выигрыш. Удовлетворительная переносимость комбинации и отсутствие усиления проявлений гастроинтестинальной токсичности позволяют считать эту комбинацию перспективной для углубленного доклинического изучения.

Выводы

1. Для мышей-самцов линии Balb/c при внутривенном введении ЛД50 иринотекана составляет 231,32 [218,8—243,9] мг/кг, а МПД близка к 200 мг/кг. При изучении острой токсичности L-лизин-α-оксидазы с удельной активностью 280 Е/мл (10,4 мг/мл) смертельных доз достичь не удалось, максимальная введенная доза составила 3000 Е/кг.

2. На модели внутрибрюшинного лейкоза Р388 терапевтический выигрыш комбинации иринотекан + L-лизин-α-оксидаза регистрируется только при применении низких терапевтических доз компонентов.

3. На модели LLC комбинация иринотекан 1/4 МПД + L-лизин-α-оксидаза 300—450 Е/кг дает суммарный терапевтический эффект с увеличением продолжительности жизни мышей до 35%.

4. Комбинация иринотекан + L-лизин-α-оксидаза не приводит к усилению характерной для иринотекана гастроинтестинальной токсичности и не дает новых побочных эффектов у мышей с внутрибрюшинным Р388 или подкожным LLC.

За помощь в финансировании работы авторы выражают благодарность Правительству г. Москвы.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.